Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Измерение объема»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе в технологии "Ситуация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmerenie_obema.docx | 58.8 КБ |
Предварительный просмотр:
25
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы «Б»
«Измерение объема»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Подготовила: Валитова Г.Н.
Надым, 2020 г.
Тема: «Измерение объема»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: сформировать представление детей об измерении объема сосудов с помощью мерки.
Задачи:
- Закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
- Формировать опыт самостоятельного преодоления под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
- Закреплять пространственные отношения «слева-справа-между», смысл сложения и вычитания, тренировать счетные умения.
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, синтез, обобщение, развивать внимание, память, речь, инициативность, творческие способности, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.
Материалы к занятию: чайник с водой, 2 кастрюли одинакового объема, но разной формы, картинки с яблоками
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Мотивировать детей на включение в игровую деятельность | Воспитатель собирает детей около себя. - Вкусно вас кормят в детском саду? - Кто готовит еду для всего детского сада? - Что вам больше всего нравится кушать в садике? Воспитатель предлагает детям представить, что в соседнем садике заболел повар. Заведующая этим садом попросила детей сварить на обед кашу и борщ. - Хотите помочь накормить детей в детском саду? - Сможете это сделать? | Вопросы: Хотите? Сможете? | ||
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объему с помощью переливания; тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление | Игра «Разные кастрюли» Дети подходят к столу, на котором находятся 2 кастрюли, чайник с водой и чашка. Кастрюли имеют одинаковый объем, но разную высоту и площадь дна. Воспитатель рассказывает, что нужно сварить кашу для детей из двух групп. Детей в группах поровну, поэтому каши надо сварить одинаковое количество. Кашу придется варить в двух маленьких кастрюлях, потому что большой кастрюли у нас в саду нет. - Знаете ли вы, как варится каша? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что сначала надо в кастрюли налить поровну воды. Дети предлагают свои варианты, после чего решаем налить из чайника воду в одну кастрюлю до краев, перелить ее во вторую, после чего снова доверху наполнить первую кастрюлю. - Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объему? (если вторая кастрюля тоже наполнится до краев) - А если во второй кастрюле останется место? (тогда объем второй кастрюли больше) - А если вода из первой кастрюли не вместится во вторую? (тогда больше объем первой кастрюли) В результате произведенных действий обе кастрюли оказываются наполненными доверху. Значит, кастрюли равны по объему и воды в них поровну. | Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели | Фиксирование в речи затруднения и его причины | |
Затруднение в игровой ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуации, где дети встречаются с затруднением. Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объема сосудов с помощью мерки | Игра «Разные кастрюли» (продолжение) Воспитатель обращает внимание на то, что в кастрюли надо будет еще положить крупу, и часть воды вытечет. Таким образом, приходим к выводу, что воды в кастрюлю надо наливать не до самого края. - Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (нет, не смогли) - Почему не смогли? (потому что не знаем, как отмерить воды поровну) | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения Практическое выполнение задания | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий Мотивация к самостоятельной деятельности | |
Открытие нового знания | Формировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение | Игра «Разные кастрюли» (продолжение) - Как это узнать? (попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику) при помощи документ камеры Выслушиваются все предложения детей. Если в ходе обсуждения идея измерения не возникнет, воспитатель обращает внимание детей на чашку, стоящую на столе. - А может быть, эта чашка нам поможет? После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объема с помощью мерки: - надо наполнить чашку дор краев и вылить воду в кастрюлю; - если воды в кастрюле недостаточно, надо вылить в кастрюлю еще одну или несколько чашек, наполненных до краев; - необходимо считать количество чашек воды надо вылить в другую кастрюлю. При проговаривании воспитатель проделывает названные действия. После этого воспитатель предлагает проверить по учебнику. Дети проверяют по доске, рассматривают картинку и убеждаются в том, что способ они придумали верно. - Смогли вы правильно налить воду? (да) - Молодцы! Что теперь нужно сделать? (насыпать крупу в воду) | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Выявление уровня затруднения Теперь вы знаете как? | |
Включение нового знания в систему знаний | Закрепить представления об измерении объема, умение выполнять практическое измерение объемов жидких и сыпучих тел с помощью мерки; тренировать мыслительные операции | Игра «Повара» Дети садятся за столы, на которых находится одна емкость с крупой, две тарелочки и мерка на каждого. - Какая крупа находится на ваших столах? (гречка, рис, перловка, пшено) - Как будет называться сваренная вами каша? Воспитатель напоминает, что в кастрюли надо положить поровну крупы, и предлагает детям насыпать на тарелочки 5 мерок крупы. Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм: - взять мерку; - решить, сколько мерок крупы будет высыпано; - наполнить мерку доверху; - насыпать в другую тарелочку столько же мерок крупы. Дети выполняют работу самостоятельно. После выполнения задания можно высыпать крупу в воду, «сварить кашу». Игра «Разбери продукты» (работают 4 человека на на смарт доске) Распределить продукты для того, чтобы сварить борщ и кушу. Индивидуальные игры «Реши», «Назови следующее число» по количеству оставшихся детей Индивидуальное задание «Реши пример» | |||
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха | Воспитатель собирает детей около себя. - Чем вы сегодня занимались? - Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для детей детского сада? (потому что мы научились сравнивать объем с помощью мерки) | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательной деятельности (РЭМП, сенсорика) с детьми подготовительной группы «Измерение объема»
Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательной деятельностиЗадачи:создать условия для:- принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;- развития партнерских отношени...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Часы. Время» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Конспект занятия по познавательному развитию на ознакомление детей подготовительной группы с часами....
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Измерение объема»
Тема: "Измерение объёма"...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной «Б» группы "Рисование через марлю"
Тема: Зимний пейзаж. Ознакомление техникой «рисование через марлю»Возрастная группа: подготовительная к школеЦель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования через марлю.Задачи:Образо...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» «Наша Армия»
Занятие для детей подготовительной группы...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» На тему: «Путешествие в страну математики»
занятие для детей подготовительной группы...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Измерение длины»
Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе...