Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Измерение длины»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmerenie_dliny.docx | 60.17 КБ |
Предварительный просмотр:
25
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
с детьми старшей «А» группы комбинированного вида
«Измерение длины»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Подготовила: Валитова Г.Н.
Дата проведения: 26.01.2023г
Надым, 2023 г.
Тема: «Измерение длины»
Возрастная группа: старшая
Цель: сформировать представление детей об измерении длины с помощью мерки.
Задачи:
- Закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
- Формировать опыт самостоятельного преодоления под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
- Закреплять пространственные отношения «слева-справа-между», смысл сложения и вычитания, тренировать счетные умения.
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, синтез, обобщение, развивать внимание, память, речь, инициативность, творческие способности, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.
Материалы к занятию: большой кубик, 4 полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета. Доски от строительного материала, карточки от 1 до 10
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Мотивировать детей на включение в игровую деятельность | Воспитатель собирает детей около себя. - Какое сейчас время года? - Как надо одеваться на прогулку зимой? -Таня и Ваня вместе с родителями собираются на прогулку. Помогите семье подобрать для прогулки теплые шарфы. - Хотите помочь в подборе шарфов? - Сможете выбрать для каждого шарф? | Вопросы: Хотите? Сможете? | ||
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объему с помощью переливания; тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление | Игра «Шарф» Дети садятся за столы, на которых находятся 4 полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета, -это шарфы. - Сколько шарфов на столе? - Хватит ли каждому члену семьи по шарфу? - Почему вы думаете, что хватит? - Чем отличаются шарфы? Члены семьи сомневаются, что шарфы разной длины. - Как показать, что это именно так? Дети проговаривают алгоритм сравнения по длине. Одновременно выполняя действия: *выбираем самый длинный шарф; *из оставшихся шарфов выбираем самый длинный и прикладываем к первому шарфу снизу, совмещая один край…. После выполнения задания всеми детьми спрашиваем: -Какой шарф самый длинный, самый короткий? Оделись-можно на улицу. | Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели | Фиксирование в речи затруднения и его причины | |
Затруднение в игровой ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуации, где дети встречаются с затруднением. Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объема сосудов с помощью мерки | Игра «Дорога» Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что перед прогулкой Таня и Ваня слушали по радио прогноз погоды. Диктор предупредил: «Осторожно, гололед!». Маленькая Таня хочет узнать, почему надо быть осторожным в гололед. Воспитатель добавляет, что во время гололеда надо быть особенно внимательным при переходе через улицу. - Почему?-спрашивает маленькая Таня Дети вместе с педагогом рассказывают, что ни одна машина не может остановиться сразу, поэтому может сбить человека, который перебегает улицу. -Чем дорога зимой отличается от дороги летом?(зимой дорога скользкая, а летом нет) - Как вы думаете, на какой дороге машине труднее остановиться- на скользкой зимней или на летней дороге? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает детям провести опыт и проверить предположение. -Предлагаю провести небольшой опыт и проверить наше предположение. Давайте найдем место в группе, похожее на скользкую зимнюю дорогу и шершавую летнюю. Гле предлагаете? - Представим, что кубик- это машина. Я отмечу место где начало пути, сначала на скользящей зимней дороге проверим как тормозит машина. Ребята, как вы думаете, почему я взяла кубик, а не машинку? (во время торможения колеса у машины не крутятся) – опыт проводится два раза - на какой дороге машина прошла больше путь?(на зимней дороге) - а я от сомневаюсь, как вы это докажете? Как можно точно узнать, какой путь длиннее? - Смогли ответить на этот вопрос?(нет, не смогли) -Почему не смогли?(потому что не можем приложить один путь к другому, как делали это с шарфами) -значит, что нам сейчас надо узнать?(надо придумать способ сравнения по длине, когда мы не можем полоски приложить) | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения Практическое выполнение задания | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий Мотивация к самостоятельной деятельности | |
Открытие нового знания | Формировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение | - Как мы можем это узнать? (попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику) - Вспомните, когда вы устанете больше- когда пройдете длинный путь или короткий?(короткий) - Почему вы больше устанете во время длинного пути?(потому что сделаем больше шагов) - верно, чем длиннее дорога, тем больше шагов мы сделаем. Значит как можем сравнить пути, пройденные машиной? - Правильно ребята, можно пройти по одной и второй дороге и посчитать шаги, то есть измерить обе дороги. После этого надо сравнить количество шагов. Предложить кому-либо из детей измерить шагами обе дорожки. Дети хором считают шаги. -Сколько шагов-мерок уместилось в первой, второй дорожке? -Что больше? - Какая дорожка длиннее? -Как вы думаете, почему мы шаги называем мерками?(потому что с помощью шагов мы измеряли, мерили дорожки) -Садитесь на свои места, рассмотрите картинку- медвежонок измеряет шагами расстояние между своим домиком и домиками друзей. -Правильный способ измерения вы придумали? Молодцы! Вывод: для того чтобы измерить длину дорожки, надо выбрать мерку и узнать , сколько раз она укладывается в дорожке) | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Выявление уровня затруднения Теперь вы знаете как? | |
Включение нового знания в систему знаний | Закрепить представления об измерении объема, умение выполнять практическое измерение объемов жидких и сыпучих тел с помощью мерки; тренировать мыслительные операции | Игра «Мост» - Ребята, мерками могут быть не только шаги. Измерять длину можно различными мерками: пядями(расстояние между раскрытыми большим и средним пальцами), футами (длиной ступни), саженями(расстояние между раскрытыми руками) - Посмотрите, как это делается: * ставлю большой палец на край предмета *средний палец оттягиваю в сторону как можно дальше, как будто делаю большой шаг *приставляю большой палец к среднему- пальцы вместе *снова оттягиваю большой палец- делаю еще один шаг и тд - А сейчас представьте, ребята, нужно построить мост через речку. Речка-это стол. Поодаль лежат доски для моста. Предлагаю вам взять одну доску и построить мост. Как будете выбирать доску для строительства моста? Дети предлагают свои варианты- по одной доске, носить к реке, если не подходит уносить обратно. Воспитатель соглашается с таким способом, но говорит, что это неудобно. -Что нужно сделать для того, чтобы взять и выбрать сразу доску нужной длины? - Правильно, нужно сначала измерить ширину реки, а потом длину доски и сравнить результаты. С помощью воспитателя дети измеряют пядями ширину реки. Для того чтобы не забыть результат выбирают нужную карточку с нужным числом. Потом дети самостоятельно измеряют длину доски. - Сколько мерок у тебя уложилось в длине доски? - почему ты считаешь, что нельзя?(ее длина меньше ширины реки) Все дети кладут свои мостики через речку | |||
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха | Воспитатель собирает детей около себя. - Что вы сегодня делали?(сравнивали по длине две дороги, подбирали для реки мост) - Какие умения вам помогли сравнить по длине две дороги, построить мост через реку?(умение измерять длину с помощью мерок) Ребята, предлагаю вам следующее домашнее задание- измерить шагами длину и ширину вашей комнаты и пядями – размер стола. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
Занятие по обучению грамоте в старшей группе с использованием тетрадей «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» Л.Е. Журовой, М.И. Кузнецовой...
конспект непосредственно-образовательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе "Измерение длины с помощью условной мерки"
конспект по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Космическое путешествие на Луну»
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Космическое путешествие на Луну"....
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Б» «Счет до 8. Число и цифра 8.» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8.»Возрастная группа: старшаяЦель: ознакомление с образованием и написанием числа и цифры восемь.Задачи:1. Формировать представление о числе и цифре 8; умен...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Часы. Время» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Конспект занятия по познавательному развитию на ознакомление детей подготовительной группы с часами....
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Измерение объема»
Тема: "Измерение объёма"...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Измерение объема»
Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе в технологии "Ситуация"...