Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Измерение длины»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Валитова Гульфинур Нургалиевна

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_dliny.docx60.17 КБ

Предварительный просмотр:

25Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

с детьми   старшей «А» группы комбинированного вида

«Измерение длины»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

                                                                                                                                         Подготовила: Валитова Г.Н.

                                                                                                                                        Дата проведения: 26.01.2023г  

Надым, 2023 г.

Тема: «Измерение длины»

Возрастная группа: старшая

Цель: сформировать представление детей об измерении длины с помощью мерки.

Задачи:

  1. Закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
  2. Формировать опыт самостоятельного преодоления под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
  3. Закреплять пространственные отношения «слева-справа-между», смысл сложения и вычитания, тренировать счетные умения.
  4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, синтез, обобщение, развивать внимание, память, речь, инициативность, творческие способности, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.

 Материалы к занятию: большой кубик, 4 полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета. Доски от строительного материала, карточки от 1 до 10

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Воспитатель собирает детей около себя.

- Какое сейчас время года?

- Как надо одеваться на прогулку зимой?

-Таня и Ваня вместе с родителями собираются на прогулку. Помогите семье подобрать для прогулки теплые шарфы.

- Хотите помочь в подборе шарфов?

- Сможете выбрать для каждого шарф?

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объему с помощью переливания; тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление

Игра «Шарф»

Дети садятся за столы, на которых находятся 4 полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета, -это шарфы.

- Сколько шарфов на столе?

- Хватит ли каждому члену семьи по шарфу?

- Почему вы думаете, что хватит?

- Чем отличаются шарфы?

Члены семьи сомневаются, что шарфы разной длины.

- Как показать, что это именно так?

Дети проговаривают алгоритм сравнения по длине. Одновременно выполняя действия:

*выбираем самый длинный шарф;

*из оставшихся шарфов выбираем самый длинный и прикладываем к первому шарфу снизу, совмещая один край….

После выполнения задания всеми детьми спрашиваем:

-Какой шарф самый длинный, самый короткий?

Оделись-можно на улицу.

Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуации, где дети встречаются с затруднением.

Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объема сосудов с помощью мерки

Игра «Дорога»

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что перед прогулкой Таня и Ваня слушали по радио прогноз погоды. Диктор предупредил: «Осторожно, гололед!».

Маленькая Таня хочет узнать, почему надо быть осторожным в гололед. Воспитатель добавляет, что во время гололеда надо быть особенно внимательным при переходе через улицу.

- Почему?-спрашивает маленькая Таня

Дети вместе с педагогом рассказывают, что ни одна машина не может остановиться сразу, поэтому может сбить человека, который перебегает улицу.

-Чем дорога зимой отличается от дороги летом?(зимой дорога скользкая, а летом нет)

- Как вы думаете, на какой дороге машине труднее остановиться- на скользкой зимней или на летней дороге?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает детям провести опыт и проверить предположение.

-Предлагаю провести небольшой опыт и проверить наше предположение. Давайте найдем место в группе, похожее на скользкую зимнюю дорогу и шершавую летнюю. Гле предлагаете?

- Представим, что кубик- это машина. Я отмечу место где начало пути, сначала на скользящей зимней дороге проверим как тормозит машина. Ребята, как вы думаете, почему я взяла кубик, а не машинку? (во время торможения колеса у машины не крутятся) – опыт проводится два раза

- на какой дороге машина прошла больше путь?(на зимней дороге)

- а я от сомневаюсь, как вы это докажете? Как можно точно узнать, какой путь длиннее?

- Смогли ответить на этот вопрос?(нет, не смогли)

-Почему не смогли?(потому что не можем приложить один путь  к другому, как делали это с шарфами)

-значит, что нам сейчас надо узнать?(надо придумать способ сравнения по длине, когда мы не можем полоски приложить)

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Практическое выполнение задания

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Мотивация к самостоятельной деятельности

Открытие нового знания

Формировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение

- Как мы можем это узнать? (попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику)  

- Вспомните, когда вы устанете больше- когда пройдете длинный путь или короткий?(короткий)

- Почему вы больше устанете во время длинного пути?(потому что сделаем больше шагов)

- верно, чем длиннее дорога, тем больше шагов мы сделаем. Значит как можем сравнить пути, пройденные машиной?

- Правильно ребята, можно пройти по одной и второй дороге и посчитать шаги, то есть измерить обе дороги. После этого надо сравнить количество шагов.

Предложить кому-либо из детей измерить шагами обе дорожки. Дети хором считают шаги.

-Сколько шагов-мерок уместилось в первой, второй дорожке?

-Что больше?

- Какая дорожка длиннее?

-Как вы думаете, почему мы шаги называем мерками?(потому что с помощью шагов мы измеряли, мерили дорожки)

-Садитесь на свои места, рассмотрите картинку- медвежонок измеряет шагами расстояние между своим домиком и домиками друзей.

-Правильный способ измерения вы придумали? Молодцы!

Вывод: для того чтобы измерить длину дорожки, надо выбрать мерку и узнать , сколько раз она укладывается в дорожке)

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Выявление уровня затруднения

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Закрепить представления об измерении объема, умение выполнять практическое измерение объемов жидких и сыпучих тел с помощью мерки; тренировать мыслительные операции

Игра «Мост»

- Ребята, мерками могут быть не только шаги. Измерять длину можно различными мерками: пядями(расстояние между раскрытыми большим и средним пальцами), футами (длиной ступни), саженями(расстояние между раскрытыми руками)

- Посмотрите, как это делается:

* ставлю большой палец на край предмета

*средний палец оттягиваю в сторону как можно дальше, как будто делаю большой шаг

*приставляю большой палец к среднему- пальцы вместе

*снова оттягиваю большой палец- делаю еще один шаг и тд

- А сейчас представьте, ребята, нужно построить мост через речку. Речка-это стол. Поодаль лежат доски для моста. Предлагаю вам взять одну доску и построить мост. Как будете выбирать доску для строительства моста?

Дети предлагают свои варианты- по одной доске, носить к реке, если не подходит уносить обратно. Воспитатель соглашается с таким способом, но говорит, что это неудобно.

-Что нужно сделать для того, чтобы взять и выбрать сразу доску нужной длины?

- Правильно, нужно сначала измерить ширину реки, а потом длину доски и сравнить результаты.

С помощью воспитателя дети измеряют пядями ширину реки. Для того чтобы не забыть результат выбирают нужную карточку с нужным числом. Потом дети самостоятельно измеряют длину доски.

- Сколько мерок у тебя уложилось в длине доски?

- почему ты считаешь, что нельзя?(ее длина меньше ширины реки)

Все дети кладут свои мостики через речку

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха

Воспитатель собирает детей около себя.

- Что вы сегодня делали?(сравнивали по длине две дороги, подбирали для реки мост)

- Какие умения вам помогли сравнить по длине две дороги, построить мост через реку?(умение измерять длину с помощью мерок)

Ребята, предлагаю вам следующее домашнее задание- измерить шагами длину и ширину вашей комнаты и пядями – размер стола.

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы

Занятие по обучению грамоте в старшей группе с использованием тетрадей  «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» Л.Е. Журовой, М.И. Кузнецовой...

конспект непосредственно-образовательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе "Измерение длины с помощью условной мерки"

конспект по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Космическое путешествие на Луну»

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми  старшей группы Тема: "Космическое путешествие на Луну"....

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Б» «Счет до 8. Число и цифра 8.» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8.»Возрастная группа: старшаяЦель: ознакомление с образованием и написанием числа и цифры восемь.Задачи:1. Формировать представление о числе и цифре 8; умен...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Измерение объема»

Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе в технологии "Ситуация"...