Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Часы. Время» (образовательная область «Познавательное развитие»)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию на ознакомление детей подготовительной группы с часами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itog_chasy.docx | 68.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы «Б»
«Часы. Время»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Подготовила: Валитова Г.Н.
Дата проведения: 26.01.2021 г.
Надым, 2021 г.
Тема: «Часы. Время»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: Знакомство с циферблатом часов. Определение времени по часам.
Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом, сформировать представления об определении времени по часам.
2. Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека.
3. Развивать наблюдательность, активность; способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
4. Воспитывать эмоциональность, отзывчивость.
Материалы к занятию: Простые карандаши, листы с заданиями, модель часов, цветок с заданиями, разнообразные виды часов, будильник.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Мотивировать детей на включение в деятельность | Воспитатель: - Ребята, я хочу вам рассказать историю про одного мальчика. (Слайд №1) Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе в нашей гимназии и всё время опаздывал на уроки и плохо учился и по русскому языку, и по математике, и даже по музыке. - Успею! - говорил он. - Догоню. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё "успею" да "успею". И вот однажды будит его мама в школу, а сама уходит на работу. Но как всегда Петя снова проспал. Приходит он в школу, заходит в класс, а ему учитель и говорит: «Что вам дедушка надо, Вы кого-нибудь ищете?» Петя ничего не понял. Он вышел в коридор и подошел к зеркалу и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода и усы. Морщины покрыли сеткою лицо. (Слайд №2) Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом: - Мама! - и выбежал прочь из школы. Бежит он и думает: - Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало. Прибежал Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь. Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет. - Вам кого, дедушка? - спросила мама, наконец. - Ты меня не узнаёшь? - прошептал Петя. - Простите - нет, - ответила мама. Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят. Идёт он и думает: - Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики - те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? - Как вы думаете, почему он все время опаздывает? (выслушиваются ответы детей) - Наверное, он не знает время. Давайте ему поможем. Научим его определять время. -Вы хотите ему помочь? (да) А мы сможем ему помочь? (сможем) - А что мы должны для этого сделать? (Научить мальчика определять время) - – А как вы понимаете, что такое время? (часы, минуты) Вы любите путешествовать? (да) - А давайте мы с вами отправимся в Страну времени (давайте). – Но, чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова. Повторяйте их за мной: «Чтоб в стране нам очутиться, Надо всем нам покружиться. На носочках мы пойдем, Куда нужно попадем» - В какую страну мы попали? (в Страну времени) | |||
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализация в игровой ситуации выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания. | - Ребята, посмотрите какой необычные цветок (воспитатель берет в руки цветок). -Это не простой цветок. - На что он похож? (на цветик - семицветик) – Это цветок-годовик. На лепестках этого цветка написаны вопросы, на которые вы должны ответить. 1. Сколько месяцев в году? 2. Назовите первый зимний месяц.3. Сколько дней в неделе? 4. Назовите выходные дни. 5. Назовите части суток по порядку.6. В какое время суток мы приходим в детский сад? 7. Отгадайте загадку: Ног нет, а ходим, Рта нет, а скажем: когда спать, Когда вставать, когда работу начинать. (часы) - Давайте продолжим наше путешествие. | Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели | Вопросы: Хотите? Сможете Фиксирование в речи затруднения и его причины | |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) | Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения | - А теперь присядьте на стульчики. - Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? А как вы думаете, всегда ли часы были такими, какими мы их видим сейчас? (выслушиваются ответы детей) Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы. - -Посмотрите на картинку, что это? (на картинке даны изображения солнечных часов) Слайд №3 -Это солнечные часы. - Они вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. - Как вы думаете, сможет ли Петя пользоваться такими часами и удобно ли ими пользоваться? (ими пользуются только в солнечную погоду и их нельзя взять с собой) - Потом люди изобрели другие часы. (Слайд №4) - Посмотрите на них. - Как они называются? ( водяные часы ) (на экране появляется слайд с изображением водяных часов). - В высокий сосуд с маленьким отверстие внизу наливают воду. На сосуде есть черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. - Удобны ли такие часы? Почему? (нужно постоянно доливать воду, не удобно носить). - Сможет ли такие часы использовать Петя? (нет) - Тогда люди придумали другие часы. (Слайд №5) - Что это за часы? (песочные часы ) (на экране появляются их изображение). -Они состоят из двух конусов, соединенных вместе, а внутри что? (песок). - Удобны ли такие часы? (нет) - Почему? (рассчитаны на определенный промежуток времени) - Вот видите, ни одни часы нам не подходят. Как же нам научить Петю определять время? Как ему помочь? | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения Практическое выполнение задания | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий Мотивация к самостоятельной деятельности | |
Открытие нового знания | Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания. | Дети: - Сейчас есть другие часы. - А какие? (выслушиваются ответы детей) -Правильно. В основном используют часы со стрелками – механические, либо электронные. Слайд №6 | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Выявление уровня затруднения Теперь вы знаете как? | |
Включение нового знания в систему знаний | Организовать активный отдых детей закрепление умения показывать время на часах | 1.Упражнение «Покажи время» - А сейчас сядьте за столы. - Перед вами лежат листы с заданием. - Сейчас я буду называть вам время, а вы должные будете нарисовать правильно стрелки. - Будьте внимательны. (проверить правильность выполнения задания по документкамере) 2. Упражнение «Вставь словечко» (Показ слайдов) - А сейчас давайте поиграем. - Как называются часы, которые: Висят на стене -... (настенные) - показывается картинка Стоят на полу - … (напольные) Стоят на столе - … (настольные) Носят на руке - (наручные) Носят в кармане - ...(карманные) Стоят на камине - … (каминные) Бьют на башне - … (башенные) –А еще, ребята, часы бывают «живые». Что это за часы могут быть? (голос петуха) Дети вы можете объяснить появления петуха? Да, петух тоже «часы». Он кричит в одно и тоже время. Люди так и договаривались, что косить траву пойдут после вторых «петухов». А еще , ребята, посмотрите, какие существуют необычные часы в мире – цветочные, они тоже «живые». Какие часы в нашей стране самые точные? (куранты). Ребята, как много мы с вами сегодня узнали про часы, научились определять время. Вместе с нами учился и Петя. - Но посмотрите, он по - прежнему дедушка, а не мальчик. (Слайд с дедушкой) - Что же делать? - Я знаю, как его снова превратить в мальчика. Нужно взять часы и завести их на 12 часов. (Дети берут часы и выставляют стрелки на 12) - Если они прозвенят, то он снова превратится в мальчика. - Скажите, как должны стоять стрелки? (большая и маленькая стрелки должны быть на 12) - Давайте попробуем (воспитатель заводит на часы) - Часы зазвенели, ура! (Слайд мальчик) - Посмотрите, Петя превратился в мальчика. -А нам с вами пора возвращаться в детский сад. - Давайте скажем волшебные слова: «Чтоб в саду нам очутиться, Надо всем нам покружиться. На носочках мы пойдем, Куда нужно попадем» | |||
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха | В: Где же мы с вами побывали? (в Стране времени) - Зачем мы туда отправились? (чтобы превратить Петю в мальчика, научить его и самим научиться определять время) - Мы помогли ему? (да) - А по какому измерительному прибору мы научились определять время? (по часам) - А из чего они состоят? (циферблата и стрелок?) - Что показывает маленькая стрелка? (часы) - А большая? (минуты) - А можно ли сейчас прожить без часов? Почему? - Вы меня очень порадовали, потому что любите узнавать новое и приходить на помощь | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
В те далёкие времена людям надо было договариваться о времени охоты, принятия пищи, сна. Они заметили, что солнце не стоит на месте, а движется по небосклону. Утром солнце появляется огненным шаром из-за края земли, днём – над самой головой встанет, вечером за противоположный край земли уйдёт. И люди день-деньской на него поглядывают и говорят: «восход», « полдень», «закат». И жили по этим небесным часам. А как бы поточнее узнать время? И смастерили «солнечные часы».(показ слайдов). Циферблат заменял расчерченный круг на открытой площадке. Вместо стерженька для стрелок посреди круга колышек или колонна, а вместо стрелок – тень. Ходит по небу солнце, ходит тень по кругу, точь в точь как стрелки у часов. А как быть в пасмурные дни? В такие дни выручили огненные часы. Это восковая свеча разрисованная как зебра чёрно-белыми полосками. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло часов. Выходит, что время как бы «сгорает».
А это песочные часы. Песок пересыпается из верхней стеклянной колбы в нижнюю в течении одной минуты, трёх, пяти или целого часа. Вы дружите с природой и наверное заметили, что есть «живые часы». Расскажите о них. (цветочные). ( голос петуха). Дети вы можете объяснить появления петуха? Да, петух тоже «часы». Он кричит в одно и тоже время. Люди так и договаривались, что косить траву пойдут после вторых «петухов».
Сегодня была интересная экскурсия о часах, и вы можете рассказать о них своим друзьям, родителям. Что каждый из вас узнал нового о часах.
Давайте внимательно рассмотрим часы. Что есть у часов? У всех часов есть стрелки. Что вы можете о них сказать? Одна стрелка короткая, она показывает который час. Если она показывает часы, значит она какая? (часовая). Вторая – длинная и показывает минуты, значит она какая? (минутная) У всех часов есть циферблат, на котором написаны цифры. Циферблат слово непростое. Давайте поучимся его правильно произносить. Повторите девочки, на чём написаны цифры в часах? Теперь мальчики повторят. На ваших столах есть циферблаты. Дети у всех часов стрелки двигаются с разной скоростью. Посмотрите на часы. Пока минутная стрелка двигается по кругу и обойдёт один круг, часовая передвинется от одного числа к другому, значит прошёл один час. Чтобы узнать, который час, нужно посмотреть и на маленькую стрелочку и на большую. Например, часовая стрелка стоит на 2, а минутная на 12- говорят, сейчас ровно два часа. Возьмите их. Давайте выставим на них время – 1 час, 2 часа, 3 часа.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть с цифрами. Возьмите каждый по цифре и внимательно слушайте задание.
Воспитатель на пол раскладывает цифры от 1-10.
Воспитатель:
- Подойдите каждый к цифре, которая на одну меньше вашей;
- Подойдите к цифре, которая на одну больше вашей;
- Подойдите ко мне цифры от 5-10;
- Подойдите ко мне цифры от 7- 3. И так далее.
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно сделали! Приглашаю вас к столу, на котором спрятаны предметы. А какие вы сейчас отгадаете, прослушав загадку:
Мы с акробатами вполне
Родство ближайшее находим:
Стоять умеем на стене
И на руках прекрасно ходим.
Дети: Это часы!
Воспитатель: Правильно. Это часы.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь разных часов. Здесь есть часы, которые можно вешать на стену. Как их называют? (Настенные) А эти часы ставят на стол. Как называют такие часы? ( Настольные) А это что за часы, они меньше остальных и с ремешком или браслетом? (Наручные)
А у этих часов горят цифры (Электронные). Для чего нужны часы?
Размышления детей.
Воспитатель показывает иллюстрации часов, которые люди использовали до изобретения механических.
Воспитатель: Разные раньше были часы: водяные, солнечные, теневые, огненные, песочные.
Воспитатель показывает детям настоящие песочные часы.
Воспитатель: А еще говорят, что время течет. Почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель: Потому, что часы были песочные. Вот посмотрите, как пересыпается песок, течет из одного сосуда в другой. Конечно, сейчас уже почти никто не пользуется этими часами. В основном используют часы со стрелками либо электронные.
Воспитатель берет макет часов и объясняет детям их строение.
Воспитатель: Это циферблат. Почему он так называется?
Дети: На нем есть цифры.
Воспитатель: Сколько здесь цифр?
Дети: 12
Воспитатель: Что есть еще у часов?
Дети: 2 стрелки.
Воспитатель: Одна стрелка короткая – часовая, вторая длинная – минутная. А приводит часы в действие часовой механизм. После нашей деятельности мы еще раз рассмотрим макет часов и поиграем с ними. А сейчас я предлагаю пройти за столы и поиграть в игру «Продолжи орнамент»
На столах у детей карточки с орнаментами с правой стороны листа.
Воспитатель: Сядьте поудобнее, спину держите прямо. Возьмите цветные палочки и сделайте такой же орнамент, расположив его с левой стороны листа в зеркальном отражении.
Дети самостоятельно выполняют задания.
Воспитатель: Молодцы ребята, красивые у вас получились орнаменты, а сейчас выйдите из – за столов и встаньте в круг. Поиграем с вами в игру «Найди предмет по схеме». Вам нужно разделиться на три команды. Каждая команда возьмет карточки – схемы и попытается найти в группе предметы, соответствующие вашему изображению.
Карточки – схемы воспитатель дает по своему усмотрению. До образовательной деятельности ставит необходимые предметы, соответствующие схемам. Дети находят нужные предметы по карточкам – схемам и обосновывают воспитателю свой выбор.
Воспитатель: Очень хорошо! Все предметы вы правильно нашли. Я предлагаю пройти за столы. Сядьте удобно, спинки держите ровные. Откройте ваши тетради и нарисуйте флажки разной формы с разной штриховкой, такие как нарисованы у вас в тетрадях.
Дети выполняют в тетрадях задания предложенные воспитателем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые получились у вас флажки. Скажите, пожалуйста, что было интересно вам сегодня делать? А с какими трудностями вы столкнулись? С чем легко справились?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже было с вами очень интересно. Большое вам спасибо.
что такое время? Как вы понимаете?
Дети: Это часы, минуты ….
: Правильно, но это не только часы. Например говорят «Время года». Что это значит?
Дети. Это зима, весна, лето, осень,
Все согласны? У каждого времени года есть свои месяцы, а сколько их всего в году?
Дети: 12
Давайте с вами соберём “Цветок - годовик”. Каждому времени года
соответствует свой цвет, возьмите по одному лепестку и называя месяц соберите из них цветок.
А каждый месяц состоит из недель. Сколько дней в неделе?
Назовите дни недели в прямом и обратном порядке.
Молодцы. Послушайте загадку
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.
Дети: Календарь
Кто думает по-другому? Почему вы так решили? Ну, конечно же, это загадка про календарь. Каждый сорванный листок это ушедший от нас день, улетевший как птичка. А нужен ли людям календарь?
Дети: Чтобы не перепутать дни, месяцы, недели.
Итак, чтобы точно знать какой сейчас месяц, день и час, люди придумали календарь. Отгадайте ещё одну загадку
Мы день не спим и ночь не спим
И день и ночь стучим, стучим
Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем: когда спать,
Когда вставать, когда работу начинать.
Дети: Часы
Все так думают? Верно - это часы. Человек который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часо:. Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часыа как вы думаете, почему?
Игра: «Хорошо-плохо» (Песочные часы- это хорошо, потому что,Но это и плохо, потому что)
Физминутка.
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
Мы часы - наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Игра повторяется 2-3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических пр...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты воды» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, ...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Теремок» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие по зимнем лесу»
Тема: «Путешествие по зимнем лесу»Задачи:-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Зима», «Дикие животные»;-Упражнять детей в образовании и практ...
непосредственно - организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы «Подсолнухи» по образовательной области «познавательное развитие» на тему: «Лекарственные растения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Иршинская НОШ» Конспект непосредственно - организованной образовательной деятел...