Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Измерение объема»
план-конспект занятия по математике

Федорова Елена Вячеславовна

Тема: "Измерение объёма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knspekt_femp.docx251.79 КБ

Предварительный просмотр:

25Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

с детьми   подготовительной группы

«Измерение объема»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Подготовил: Фёдорова Е. В. ,

воспитатель

                                                                                                                                       

г. Надым

Тема: «Измерение объема»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель: сформировать представление детей об измерении объема сосудов с помощью мерки.

Задачи:

  1. Закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
  2. Формировать опыт самостоятельного преодоления под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
  3. Закреплять пространственные отношения «слева-справа-между», смысл сложения и вычитания, тренировать счетные умения.
  4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, синтез, обобщение, развивать внимание, память, речь, инициативность, творческие способности, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.

 Материалы к занятию: чайник с водой, 2 кастрюли одинакового объема, но разной формы, картинки с яблоками

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Воспитатель собирает детей около себя.

- Вкусно вас кормят в детском саду?

- Кто готовит еду для всего детского сада?

- Что вам больше всего нравится кушать в садике?

Воспитатель предлагает детям представить, что в соседнем садике заболел повар. Заведующая этим садом попросила детей сварить на обед кашу и борщ.

- Хотите помочь накормить детей в детском саду?

- Сможете это сделать?

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объему с помощью переливания; тренировать мыслительные операции, развивать речь, логическое мышление

Игра «Разные кастрюли»

Дети подходят к столу, на котором находятся 2 кастрюли, чайник с водой и чашка. Кастрюли имеют одинаковый объем, но разную высоту и площадь дна. Воспитатель рассказывает, что нужно сварить кашу для детей из двух групп. Детей в группах поровну, поэтому каши надо сварить одинаковое количество. Кашу придется варить в двух маленьких кастрюлях, потому что большой кастрюли у нас в саду нет.

- Знаете ли вы, как варится каша?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что сначала надо в кастрюли налить поровну воды.

Дети предлагают свои варианты, после чего решаем налить из чайника воду в одну кастрюлю до краев, перелить ее во вторую, после чего снова доверху наполнить первую кастрюлю.

- Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объему? (если вторая кастрюля тоже наполнится до краев)

- А если во второй кастрюле останется место? (тогда объем второй кастрюли больше)

- А если вода из первой кастрюли не вместится во вторую? (тогда больше объем первой кастрюли)

В результате произведенных действий обе кастрюли оказываются наполненными доверху. Значит, кастрюли равны по объему и воды в них поровну.

Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуации, где дети встречаются с затруднением.

Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об измерении объема сосудов с помощью мерки

Игра «Разные кастрюли» (продолжение)

Воспитатель обращает внимание на то, что в кастрюли надо будет еще положить крупу, и часть воды вытечет. Таким образом, приходим к выводу, что воды в кастрюлю надо наливать не до самого края.

- Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (нет, не смогли)

- Почему не смогли? (потому что не знаем, как отмерить воды поровну)

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Практическое выполнение задания

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Мотивация к самостоятельной деятельности

Открытие нового знания

Формировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение

Игра «Разные кастрюли» (продолжение)

- Как это узнать? (попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику) при помощи документ камеры

Выслушиваются все предложения детей. Если в ходе обсуждения идея измерения не возникнет, воспитатель обращает внимание детей на чашку, стоящую на столе.

- А может быть, эта чашка нам поможет?

После этого воспитатель помогает сформулировать способ измерения объема с помощью мерки:

- надо наполнить чашку дор краев и вылить воду в кастрюлю;

- если воды в кастрюле недостаточно, надо вылить в кастрюлю еще одну или несколько чашек, наполненных до краев;

- необходимо считать количество чашек воды надо вылить в другую кастрюлю.

При проговаривании воспитатель проделывает названные действия. После этого воспитатель предлагает проверить по учебнику. Дети проверяют по доске, рассматривают картинку и убеждаются в том, что способ они придумали верно.

- Смогли вы правильно налить воду? (да)

- Молодцы! Что теперь нужно сделать? (насыпать крупу в воду)

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Выявление уровня затруднения

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Закрепить представления  об измерении объема, умение выполнять практическое измерение объемов жидких и сыпучих тел с помощью мерки; тренировать мыслительные операции

Игра «Повара»

Дети садятся за столы, на которых находится одна емкость с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.

- Какая крупа находится на ваших столах? (гречка, рис, перловка, пшено)

- Как будет называться сваренная вами каша?

Воспитатель напоминает, что в кастрюли надо положить поровну крупы, и предлагает детям насыпать на тарелочки 5 мерок крупы. Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

- взять мерку;

- решить, сколько мерок крупы будет высыпано;

- наполнить мерку доверху;

- насыпать в другую тарелочку столько же мерок крупы.

Дети выполняют работу самостоятельно. После выполнения задания можно высыпать крупу в воду, «сварить кашу».

Игра «Разбери продукты»

(работают 4 человека на на смарт доске)

Распределить продукты для того, чтобы сварить борщ и кушу.

Работа в парах: игры «Реши», «Сравни»

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха

Воспитатель собирает детей около себя.

- Чем вы сегодня занимались?

- Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для детей детского сада?

(потому что мы научились сравнивать объем с помощью мерки)

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной «Б» "Путешествие по подводному миру" с элементами экологии

     Цель: ознакомление с приемами нетрадиционного рисования, расширение знаний о подводном мире.       Задачи:       Образовательная: ...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной «Б» группы "Рисование через марлю"

Тема: Зимний пейзаж. Ознакомление техникой «рисование через марлю»Возрастная группа: подготовительная к школеЦель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования через марлю.Задачи:Образо...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Измерение объема»

Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе в технологии "Ситуация"...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Измерение длины»

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе...