Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе " Ключик для Буратино"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Ключик для Буратино»
Цель: Обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений, полученных в течение года.
Задачи:
Обучающие:
1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10. Закреплять представления о числах 1-10;
2. Продолжить формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, решать логические задачи и отвечать на логические вопросы;
3. Закреплять умение определять предыдущее и последующее число;
4. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; учебной доске;
5. Продолжать учить детей дошкольного возраста отвечать на вопрос полным ответом.
Развивающие: 1.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновать свои суждения;
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; 3. Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;
4. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим;
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;
4. Воспитывать любовь к сказкам.
Словарная работа: Посылка, замок, понятия «больше», «меньше», «равно», «между».
Материал:
Демонстрационный: Посылка для детей от Буратино, мел, доска, картинки рыбки с цифрами от 1 до 10, пруд – картон голубого цвета, математические знаки «больше», «меньше», «равно», карточки с индивидуальными заданиями: «Сравни цифры» для игры «Почини мост», карточки с домиками ракушками и карточки ракушки с цифрами для игры «Назови соседей», карточки с изображением логических задач.
Раздаточный: 10 замков разной величины и 10 соответствующих ключей к каждому замку (сделаны из картона), простые и цветные карандаши, листы в клетку.
Ход занятия:
Организационный момент Воспитатель: Встанем, дети, полукругом, Скажем «Здравствуйте» друг другу. Нам здороваться не лень, Всем «Привет!» и «Добрый день!» Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется. Доброе утро!
Воспитатель: Я сегодня утром шла на работу, а мне навстречу – почтальон. Он передал мне посылку. Посмотрите, как вы думаете, от кого она? (От Буратино). Правильно, давайте прочитаем, что здесь написано. Ребятам старшей группы. Открываем посылку.
Воспитатель: Смотрите, здесь письмо.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети! Пожалуйста, помогите мне! Черепаха Тортилла нашла золотой ключик от волшебной двери, и отдаст его только тому, кто выполнит ее математические задания. Но я не знаю, что такое математические задания и как их выполнять, потому, что не ходил в детский сад и не учился в школе. Пожалуйста, помогите мне! В посылке задания в конвертах с номерами». (Педагог берет конверты с номерами.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое математика и откуда она появилась? (Ответы детей)
Исторический материал
Воспитатель: Математика – это наука. Истоки математики восходят к глубокой древности. Счет, торговля, землемерные работы, строительство и многое другое - вот области ее применения уже в те далекие времена.
И сейчас без математики не обходится ни одна наука, ни один род человеческой деятельности. Слово «математика» образовалось от греческого слова «матема», что означает - наука.
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Первыми понятиями математики были меньше, больше и столько же. Когда одно племя обменивало у другого свой улов рыбы на каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Просто клали рядом с каждой рыбой по ножу. Немного позже люди научились считать только на пальцах и могли показать числа только на пальцах рук и ног. Древние люди считали камушки, палочки, узелочки.
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино? (Ответы детей) Воспитатель: Тогда приступим.
Задание №1 (конверт № 1)
Воспитатель читает задание: Посмотрите в моем пруду сколько рыбы. Надо расположить рыбок по порядку от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (Картинки рыбки с цифрами) (Выполнение задания)
Задание №2 (конверт № 2)
Игра «Почини мост»
Воспитатель: Черепаха Тортилла просит починить сломанный мост на пруду. Некоторые дощечки плавают по воде. По такому мосту переходить опасно. Что делать? Посмотрите на дощечках, которые уцелели, нарисованы цифры. А теперь посмотрите, что нарисовано на дощечках, которые плавают по воде? (Карточки знаки «<», «>», «=»). Между цифрами надо поставить математические знаки «<», «>», «=». Какие цифры нарисованы на первой дощечке?» (2 и 5) (Ответы детей)
Воспитатель: «Как вы думаете, какую дощечку надо поставить между цифрами 2 и 5, чтобы можно было начать ремонтировать мост?» Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Правильно. Посмотрите, в этом месте мост тоже сломан. Стоит дощечка с цифрами 5 и 8. Как вы думаете, какой знак надо поставить между цифрами 5 и 8? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, дальше мост снова сломан, а потом идет дощечка, на которой кто у нас цифры 7 и 8?» Как вы думаете, какой знак надо поставить между цифрами 7 и 8? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Нам осталось поставить последнюю дощечку, там, где мост разрушен. Посмотрите, какие цифры на последней дощечке?» (7 и 7) (Ответы детей)
Воспитатель: «Какую дощечку надо поставить между цифрами 7 и 7?» Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Вот мы с вами починили мост для черепахи Тортиллы.
Задание №3 (конверт № 3) Задачи на смекалку
Воспитатель: нужно помочь Буратино решить задачи и записать решение на доске. Проходите к доске, присаживайтесь.
- Щука в озере жила.
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши!
Сколько было всего рыбок.
- В тихой заводи реки
Жили-были окуньки.
Двух поймали рыбаки,
А пять в реке осталось.
Сколько окуньков сначала. В заводи плескалось? - На маленьком болотце, жили две подружки,
Жили две подружки – зеленые лягушки.
Засолить капусты надумали лягушки.
Быстро приготовили еловые кадушки
У одной лягушки было три кадушки,
У другой лягушки было тоже три.
Сколько же всего кадушек приготовили лягушки?
- В рыбьем царстве к осетру. Приплывают поутру. Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре ерша
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
- В тихой речке под мостом
Жил усатый старый сом.
У него жена сомиха. И семь маленьких сомят.
Кто всех вместе сосчитает?
Будет сом, конечно, рад!
- Утята плавали в пруду
У мамы утки на виду
Вот нырнули 5 утят
А 4 нырять не хотят
Сколько всего утят на пруду?
Что-то никак сосчитать не могу!
- Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки:
Рыбак Корней поймал 6 окуней,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб из реки изловили рыбаки?
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы справились. Ну, что, ребята, вы много трудились и думали, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Буратино потянулся»
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать!
Задание №4 (конверт № 4)
Игра «Назови соседей»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь карточки с тремя домиками ракушками. На каждом домике стоит цифра. Цифры на некоторых домиках пропущены. Давайте поможем местным жителям найдем им соседей. Ребенок выбирает ракушку (карточку) с числами, называет пропущенные цифры, находит пропущенное число на карточке с домиками ракушками и закрывает пустое окошко. Вставляя нужные цифры, будьте внимательными, посмотрите на номер домиков ракушек рядом, и вспомните состав этого числа.
(Дети выполняют индивидуально задание, выкладывая на карточке нужные цифры)
Задание №5 (конверт № 5)
Воспитатель читает задание: «Я перепутала все ключи. Помогите подобрать ключи к замкам. У меня есть 10 замков разной величины. Также к каждому замку есть свой ключ. Вы должны расположить эти замки в один ряд слева направо по возрастающей величине. А под каждым замком вам нужно прикрепить тот ключ, который подходит ему по размеру».
Воспитатель: Как вы думаете, какой замок будет находиться в самом начале? (Ответы детей)
Воспитатель: А какой ключ под ним? (Ответы детей)
Каждый ребенок, по очереди, подходит и располагает свой замок по возрастанию и подбирает к нему свой ключ, попутно объясняя свой выбор.
После того как все замки и ключи к ним будут расположены в соответствующие ряды, детям предоставляется возможность самостоятельно проверить правильность расположения замков и ключей по возрастающей величине.
Чтобы выполнить последнее задание, нам нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев, (повороты ладоней вверх-вниз)
Пять хватальцев,
Пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить, (имитируют движения)
Чтобы брать и чтоб дарить. (сжимают и разжимают кулачки)
Их нетрудно сосчитать: (пальцы – в замок)
Раз, два, три, четыре, пять! (выбрасывают пальцы из кулачков)
Задание №6 (конверт № 6)
Воспитатель читает задание: «Я черепаха Тортилла очень хочу, чтобы мне нарисовали подарки. Рисовать надо по клеточкам. Вот подсказка».
Воспитатель: Подвиньте листок бумаги, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
Задание графического диктанта: 5 клеток – вправо, 3 клетки – вниз, 2 клетки - влево, 4 клетки – вниз, 3 клетки – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 1 клетка - вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 3 клетки – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка влево, 8 клеток – вверх, 2 клетки – влево, 3 клетки – вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте оправим все ваши выполненные задания и подарки- ключики черепахе Тортилле. Пусть эти ключики помогут Буратино получить золотой ключик от волшебной двери в коморке у папы Карло. Сложим их обратно в посылку, и отправим по адресу (идут к столу с посылкой, складываем ответы, выносим из группы)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие, кому мы помогали. А какое задание больше понравилось? Какое задание показалось трудным? Какое задание было самым интересным? Что было неинтересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "В гостях у Буратино"
Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить названия дней недели,закрепить представления детей о геометрических фигурах....
Конспект занятия по фэмп в старшей группе В гостях у Буратино
закрепление представления о днях недели...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие с Буратино»
Материал будет полезен воспитателям для проведения НОД по ФЭМП...
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Ключик для Буратино»
Обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений, полученных в течение года....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Мальвина учит Буратино"
Конспект занятия по «ФЭМП»в старшей группе (5 – 6 лет)Тема: «Мальвина учит Буратино» Доминирующая образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областе...
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему "Буратино учится считать"
Конспект данного занятия включает в себя разнообразные игровые технологии, которые помогут продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений детей, знаний и способов дейст...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "В поисках золотого ключика"
конспект итогового занятия по ФЭМП...