Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Ключик для Буратино»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений, полученных в течение года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlova_i_a_zanyatie_po_femp.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Ключик для Буратино» Воспитатель: Орлова Ирина Александровна МБДОУ Детский сад №3 «Сказка» г.Котовск, Тамбовская область
Цель: Обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений, полученных в течение года.
Задачи:
Обучающие:
1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10. Закреплять представления о числах 1-10;
2. Продолжить формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, решать логические задачи и отвечать на логические вопросы;
3. Закреплять умение определять предыдущее и последующее число;
4. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; учебной доске;
5. Продолжать учить детей дошкольного возраста отвечать на вопрос полным ответом.
Развивающие: 1.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновать свои суждения;
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; 3. Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;
4. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим;
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;
4. Воспитывать любовь к сказкам.
Словарная работа: Посылка, замок, понятия «больше», «меньше», «равно», «между».
Материал:
Демонстрационный: Посылка для детей от Буратино, мел, доска, картинки рыбки с цифрами от 1 до 10, пруд – картон голубого цвета, математические знаки «больше», «меньше», «равно», карточки с индивидуальными заданиями: «Сравни цифры» для игры «Почини мост», карточки с домиками ракушками и карточки ракушки с цифрами для игры «Назови соседей», карточки с изображением логических задач.
Раздаточный: 10 замков разной величины и 10 соответствующих ключей к каждому замку (сделаны из картона), простые и цветные карандаши, листы в клетку.
Ход занятия:
Организационный момент Воспитатель: Встанем, дети, полукругом, Скажем «Здравствуйте» друг другу. Нам здороваться не лень, Всем «Привет!» и «Добрый день!» Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется. Доброе утро!
Воспитатель: Я сегодня утром шла на работу, а мне навстречу – почтальон. Он передал мне посылку. Посмотрите, как вы думаете, от кого она? (От Буратино). Правильно, давайте прочитаем, что здесь написано. Ребятам старшей группы детского сада №3 «Сказка», группы «Цветик – семицветик». Открываем посылку.
Воспитатель: Смотрите, здесь письмо.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети! Пожалуйста, помогите мне! Черепаха Тортилла нашла золотой ключик от волшебной двери, и отдаст его только тому, кто выполнит ее математические задания. Но я не знаю, что такое математические задания и как их выполнять, потому, что не ходил в детский сад и не учился в школе. Пожалуйста, помогите мне! В посылке задания в конвертах с номерами». (Педагог берет конверты с номерами.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое математика и откуда она появилась? (Ответы детей)
Исторический материал
Воспитатель: Математика – это наука. Истоки математики восходят к глубокой древности. Счет, торговля, землемерные работы, строительство и многое другое - вот области ее применения уже в те далекие времена.
И сейчас без математики не обходится ни одна наука, ни один род человеческой деятельности. Слово «математика» образовалось от греческого слова «матема», что означает - наука.
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Первыми понятиями математики были меньше, больше и столько же. Когда одно племя обменивало у другого свой улов рыбы на каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Просто клали рядом с каждой рыбой по ножу. Немного позже люди научились считать только на пальцах и могли показать числа только на пальцах рук и ног. Древние люди считали камушки, палочки, узелочки.
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино? (Ответы детей) Воспитатель: Тогда приступим.
Задание №1 (конверт № 1)
Воспитатель читает задание: Посмотрите в моем пруду сколько рыбы. Надо расположить рыбок по порядку от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (Картинки рыбки с цифрами) (Выполнение задания)
Задание №2 (конверт № 2)
Игра «Почини мост»
Воспитатель: Черепаха Тортилла просит починить сломанный мост на пруду. Некоторые дощечки плавают по воде. По такому мосту переходить опасно. Что делать? Посмотрите на дощечках, которые уцелели, нарисованы цифры. А теперь посмотрите, что нарисовано на дощечках, которые плавают по воде? (Карточки знаки «<», «>», «=»). Между цифрами надо поставить математические знаки «<», «>», «=». Какие цифры нарисованы на первой дощечке?» (2 и 5) (Ответы детей)
Воспитатель: «Как вы думаете, какую дощечку надо поставить между цифрами 2 и 5, чтобы можно было начать ремонтировать мост?» Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Правильно. Посмотрите, в этом месте мост тоже сломан. Стоит дощечка с цифрами 5 и 8. Как вы думаете, какой знак надо поставить между цифрами 5 и 8? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, дальше мост снова сломан, а потом идет дощечка, на которой кто у нас цифры 7 и 8?» Как вы думаете, какой знак надо поставить между цифрами 7 и 8? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Нам осталось поставить последнюю дощечку, там, где мост разрушен. Посмотрите, какие цифры на последней дощечке?» (7 и 7) (Ответы детей)
Воспитатель: «Какую дощечку надо поставить между цифрами 7 и 7?» Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Вот мы с вами починили мост для черепахи Тортиллы.
Задание №3 (конверт № 3) Задачи на смекалку
Воспитатель: нужно помочь Буратино решить задачи и записать решение на доске. Проходите к доске, присаживайтесь.
- Щука в озере жила.
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши!
Сколько было всего рыбок.
- В тихой заводи реки
Жили-были окуньки.
Двух поймали рыбаки,
А пять в реке осталось.
Сколько окуньков сначала. В заводи плескалось? - На маленьком болотце, жили две подружки,
Жили две подружки – зеленые лягушки.
Засолить капусты надумали лягушки.
Быстро приготовили еловые кадушки
У одной лягушки было три кадушки,
У другой лягушки было тоже три.
Сколько же всего кадушек приготовили лягушки?
- В рыбьем царстве к осетру. Приплывают поутру. Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре ерша
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
- В тихой речке под мостом
Жил усатый старый сом.
У него жена сомиха. И семь маленьких сомят.
Кто всех вместе сосчитает?
Будет сом, конечно, рад!
- Утята плавали в пруду
У мамы утки на виду
Вот нырнули 5 утят
А 4 нырять не хотят
Сколько всего утят на пруду?
Что-то никак сосчитать не могу!
- Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки:
Рыбак Корней поймал 6 окуней,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб из реки изловили рыбаки?
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы справились. Ну, что, ребята, вы много трудились и думали, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Буратино потянулся»
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать!
Задание №4 (конверт № 4)
Игра «Назови соседей»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь карточки с тремя домиками ракушками. На каждом домике стоит цифра. Цифры на некоторых домиках пропущены. Давайте поможем местным жителям найдем им соседей. Ребенок выбирает ракушку (карточку) с числами, называет пропущенные цифры, находит пропущенное число на карточке с домиками ракушками и закрывает пустое окошко. Вставляя нужные цифры, будьте внимательными, посмотрите на номер домиков ракушек рядом, и вспомните состав этого числа.
(Дети выполняют индивидуально задание, выкладывая на карточке нужные цифры)
Задание №5 (конверт № 5)
Воспитатель читает задание: «Я перепутала все ключи. Помогите подобрать ключи к замкам. У меня есть 10 замков разной величины. Также к каждому замку есть свой ключ. Вы должны расположить эти замки в один ряд слева направо по возрастающей величине. А под каждым замком вам нужно прикрепить тот ключ, который подходит ему по размеру».
Воспитатель: Как вы думаете, какой замок будет находиться в самом начале? (Ответы детей)
Воспитатель: А какой ключ под ним? (Ответы детей)
Каждый ребенок, по очереди, подходит и располагает свой замок по возрастанию и подбирает к нему свой ключ, попутно объясняя свой выбор.
После того как все замки и ключи к ним будут расположены в соответствующие ряды, детям предоставляется возможность самостоятельно проверить правильность расположения замков и ключей по возрастающей величине.
Чтобы выполнить последнее задание, нам нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев, (повороты ладоней вверх-вниз)
Пять хватальцев,
Пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить, (имитируют движения)
Чтобы брать и чтоб дарить. (сжимают и разжимают кулачки)
Их нетрудно сосчитать: (пальцы – в замок)
Раз, два, три, четыре, пять! (выбрасывают пальцы из кулачков)
Задание №6 (конверт № 6)
Воспитатель читает задание: «Я черепаха Тортилла очень хочу, чтобы мне нарисовали подарки. Рисовать надо по клеточкам. Вот подсказка».
Воспитатель: Подвиньте листок бумаги, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
Задание графического диктанта: 5 клеток – вправо, 3 клетки – вниз, 2 клетки - влево, 4 клетки – вниз, 3 клетки – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 1 клетка - вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 3 клетки – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка влево, 8 клеток – вверх, 2 клетки – влево, 3 клетки – вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте оправим все ваши выполненные задания и подарки- ключики черепахе Тортилле. Пусть эти ключики помогут Буратино получить золотой ключик от волшебной двери в коморке у папы Карло. Сложим их обратно в посылку, и отправим по адресу (идут к столу с посылкой, складываем ответы, выносим из группы)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие, кому мы помогали. А какое задание больше понравилось? Какое задание показалось трудным? Какое задание было самым интересным? Что было неинтересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Задачки от Смешариков»
Цель: закрепление полученных знаний у детей по математическому развитиюЗадачи:- развитие творческих способностей детей, при использовании блоков Дьенеша - решение математических и логически...
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы
Цель:учить назвать порядковые числительные в названии каждого дня недели,закреплять знания порядковых числительных в названии каждого дня недели;закрепить умение в счёте в пределах 10 и обратном поряд...
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы с использованием игровых технологий.
Тема: «Путешествие в Королевство Математики». Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельности детей при ФЭМП с использованием игровых технологий....
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы с ОНР "Путешествие точки".
данный материал будет полезен воспитателям старших групп...
Конспект занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему: "Космическое путешествие"
Программное содержание: закрепить математические знания, умения и навыки, полученные в течении учебного года; знания о космосе, космических полетах, космонавтах.Задачи:Образовательные:Закрепить м...
Подготовили: воспитатели Горбунова Екатерина Николаевна Махминова Ольга Анатольевна Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы детского сада Тема «Мы бравые солдаты»
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы детского сада к празднику 23 февраля на тему "Бравые солдаты"...