Конспект занятия по ФЭМП "Народное творчество в развитии элементарных математических представлений" (в старшей возрастной группе)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Знакомство с предметами старнины средствами занимательной математики, формирование познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaeva_i.z._femp.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 20 Центрального района Санкт -Петербурга
Конспект занятия по ФЭМП
«Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
(в старшей возрастной группе)
Подготовила воспитатель Исаева И.З.
Санкт – Петербург
2023г.
Цели:
Познакомить с предметами старины средствами занимательной математики, формировать познавательную активность.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить с количественным составом числа 5.
- Закреплять навыки счёта количественного и порядкового в пределах 9.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов по числу и раскладывать на полосках.
Развивающие
- Развивать умения поддерживать диалог, проговаривать высказывания полным предложением.
- Развивать наблюдательность, смекалку, тренировать память и внимание.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес детей работать и помогать друг другу.
Оборудование к занятию:
- Запись музыки для физкультминутки.
- Набор раздаточного материала для выполнения задания.
Демонстрационный материал:
Сундук, матрёшки, чашка с блюдце, бусы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, знакомство с предметами русского быта, русскими народными игрушками, с традициями гостеприимства; чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок.
Ход занятия
(Дети с воспитателем построились в полукруг).
В. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Д. Здравствуйте, гости, дорогие!
В. Пожалуйте, гости дорогие!
Будьте как дома!
У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
В. Ребята, вы любите путешествовать? Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, отгадайте загадку:
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Всё в него упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)
Правильно, ребята. Вчера, разбирая старые вещи, я наткнулась на этот старый сундук. (Вместе с детьми рассматриваю сундук).
Сейчас уже редко встретишь в домах сундуки. Много лет назад сундук занимал самое почетное место в каждой избе, заменяя собой шкаф. А раньше наши бабушки и прабабушки прятали в сундуке самые ценные и дорогие вещи. Там столько интересного. Все эти вещи – предметы старины. Они хранятся уже много лет, и обращаться с ними нужно очень аккуратно.
Ребята, очень любопытно, что хранится в нём, какое чудо притаилось чудо в старом сундуке?
В. А хотите, ребята, откроем сундук и заглянем вовнутрь, что же там лежит?
Люди бережно относились к вещам, и поэтому обращались к ним с любовью и уважением. Давайте, ласково, как в старину, скажем:
Сундучок, сундучок,
Открывай-ка свой бочок!
Ребята, кто же прятался в сундучке? (достает Матрешку).
Давайте раскроем Матрешку. Да ведь здесь она не одна, в ней прячутся другие матрешки. Давайте сосчитаем: сколько всего матрешек. (Всего 5 матрешек) Обратный счёт.
Ребята все ли матрешки одинаковые? (разные по цвету и размеру).
В: Ростом разные подружки
Но похожи, друг на дружку,
Их не трудно сосчитать
Здесь матрешек ровно пять.
Все они сидят друг в дружке
И всего одна игрушка!
В: Ребята, скажите, какая по счету самая большая матрешка? (первая)
А какая самая маленькая? (пятая) Затем воспитатель меняет расстановку матрешек на столе, и дети опять называют какая матрешка по счету самая большая, а маленькая? и т. п.
Молодцы, ребята, вы очень внимательные и правильно отвечаете.
В: Давайте посмотрим, что есть ещё в сундучке.
Сундучок, сундучок,
Открывай-ка свой бочок! (Воспитатель достает чашку с блюдцем)
Я беру её за ручку,
Наливаю в неё чай.
Пей – он сладкий и горячий,
Хочешь – в блюдце остужай.
В: Ребята, как можно назвать чашку и блюдце одним словом? (посуда) Правильно. Это чайная посуда, т.е. посуда из которой пили чай. Судя по её внешнему виду, это посуда праздничная. Она более нарядная, чем повседневная. Такая посуда была гордостью каждой хозяйки. Стояла в буфете на самом видном месте. Подавали гостям на праздники.
Работа с раздаточным материалом.
В: Ребята, посмотрите, все перевернуто в буфете, вся посуда на полках перепутана. (картинка). Давайте поможем хозяйке убрать все по местам, расставить все на полках.
На верхней полке стояло 6 чашек. Отсчитайте и положите на верхнюю полку столько же квадратов.
На нижней полке стояли 7 блюдец. Отсчитайте столько же кружков и положите на нижнюю полку.
Чего больше? Меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну?
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.
Гимнастика для глаз (изображение петушка):
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
В. Ребята, посуду вы расставили на полках, давайте теперь наведем порядок в избе.
Ориентировка на листе бумаги. На столах лежат листы А4 с изображением горницы и вырезанные из бумаги печь, стол, лавка, сундук, прялка, самовар.
В. Ребята, русская изба просторна да хороша, в гости нас приглашает она. В избе большая комната одна, горницей названа она. Изба о четырёх углах. Один угол русская печь занимала, семью от бед оберегала. Во втором углу рукодельницы на лавках сидели, пряли да ткали, шили да вышивали, всю семью одевали. Третий угол избы, здесь душа избы обитает, всю семью объединяет. На столе медный самовар, для русских особенный дар. Хлебом, солью угощай, да гостей привечай. Не зря в народе молва, что хлеб всему голова. Не красна изба углами, а красна пирогами. Четвёртый угол не простой. Здесь лавка стоит, хозяин на лавке сидит, для хозяйства что-то мастерит.
Ребята, перед вами небольшая горница (изображение на листе). Наведем порядок у бабушки и дедушки в избе? Я вам говорю, куда нужно положить предмет, а вы выкладываете на листе:
лавка – в левый верхний угол
сундук – между печкой и лавкой
прялка – в правый нижний угол
стол – в правый верхний угол
печь – в левый нижний угол
самовар – на стол
В: Проверяем все ли предметы правильно выставили. (Ответы детей).
Горница – узорница чудо хороша. Молодцы, ребята!
Физкультминутка (музыкальная)
Птица хохломская крыльями махала (руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала (махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (наклоны головы)
Да с землицы русской травы собирала (наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала. (руки к сердцу, руки вперед)
В. Ребята, заглянем ещё раз в наш сундучок.
Сундучок, сундучок,
Открывай-ка свой бочок!
Жемчужинки чудесные
На ниточке висят,
На шею надеваются,
На солнышке блестят. (бусы)
Бусы – одно из древнейших украшений. Люди с первобытных времён старались украсить себя. Сначала они использовали материал, который предоставила природа: ракушки, глину, семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
В. А теперь попробуйте собрать бусы, которые бабушка рассыпала. Бусы состояли из 9 геометрических фигур. Они были сложены у нее в следующем порядке – 1 круг красного цвета, 2 квадрата – желтого, 3 круга – зелёного, 2 треугольника – синего и 1 квадрат красного цвета.
Рефлексия:
В. Ребята, вам понравился бабушкин сундучок?
А что было интересным? (ответы детей).
В. А на дне сундука ещё для вас подарки припасены.
Вы молодцы, все такие дружные.
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями!
Д. до свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в ОО «Познание» по развитию элементарных математических представлений в старшей группе.
Тема:«Целое и части»Цель:познакомить детей с понятиями «целое» и «части».Материал:демонстрационные картинки с изображениями грибов(белых и подосиновиков); картинки с ежиками, корзинка; раздаточн...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ для старшей логопедической группы
Конспект интегрированного занятия по ФМП в старшей логопедической группе....
Конспект интегрированного занятия по физической культуре и развитию элементарных математических представлений для детей средней группы "Осень в Простоквашино".
Занятие представлено для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР
конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей возрастной группе.
МДК.03.04 Теория и методика математического развития Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений»...
Конспект интегрированного занятия образовательной области «Познание» непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений в старшей возрастной группе.
воспитывать интерес к различным видам транспорта...
План-конспект занятия «Цветы для мамы» по развитию элементарных математических представлений в первой младшей группе.
План-конспект занятия «Цветы для мамы» по развитию элементарных математических представлений в первой младшей группе.Тема: Цветы для мамы.Цель: Закрепление знаний и умений детей по фо...