Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей возрастной группе.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Булько Анастасия Викторовна

МДК.03.04 Теория и методика математического развития

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

 

Тема «Задачи на сложение и вычитание. Знакомство с часами».

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ  РО «ВПК»)

МДК.03.04 Теория и методика математического развития

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема «Задачи на сложение и вычитание. Знакомство с часами».

                               

Возрастная группа дошкольнико: старшая

Разработан

Обучающимся группы ______

Фамилия и инициалы Булько А.В.

Волгодонск 2018

Тема

I. Содержательно-целевой компонент:

Цель: Закрепление и совершенствование навыков количественного счета, ориентировки на листе бумаги и во времени, составлении и решении арифметических задач.

Задачи:

 Образовательная:  Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие: Развивать мыслительную и речевую деятельность детей, зрительное внимание, восприятие, зрительно -моторную координацию.

Воспитательная: Воспитывать интерес к математике. Создавать у детей радостное настроение. Воспитывать аккуратность, выдержку.

Словарная работа: продолжать развивать и активизировать словарный запас детей; вовлекать детей в разговор во время составления и решения задач, обучать умению вести диалог с педагогом.

Интеграция в целостный образовательный процесс:

Познавательное развитие: развитие составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Социально- коммуникативное развитие: формировать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, оказывать взаимопомощь.

Речевое развитие: Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей; вовлекать детей в разговор во время составления и решения

задач, обучать умению вести диалог с педагогом

Художественно-эстетическое развитие:  Развивать эстетическое восприятие; графические навыки; развитие мелкой моторики рук.                                  

Физическое развитие: Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей посредствами игры.

Предварительная работа: Обучение количественному счету в пределах 10, прямому и обратному счету в пределах 10, навыку ориентировки во времени и прямой и обратный счет в пределах 10. Игровое упражнение «Назови соседей числа»;  

Связь с общей темой работы на неделю: «Подводный мир»

II. Организационно - деятельностный компонент

Оборудование:                                                                                                                                                                  Демонстрационный материал. Кукла Карлсон, карточки с цифрами, 9 рыбок, панно с изображением аквариума (аквариум с прорезями), банка.                                                                                                                                                                                       Раздаточный материал. Карточки с цифрами, тетради в клетку с образцом узора, карандаши.

Подготовка к НОД: Воспитатель вместе с детьми – дежурными подготавливает место для проведения занятия, располагает раздаточный материала на столах.

Формы организации НОД: групповой, индивидуальный, фронтальный.

Методы обучения: наглядный (показ, иллюстрация, изучаемого материала); словесный (пояснения, указания, беседа, ответы детей, познавательные вопросы,  контроль и оценка качества выполняемой работы), игровой (игровые задания и упражнения), практический (выполнение заданий, предложенных педагогом).

III. Эмоционально - мотивационый компонент: заинтересовывающий момент – появление в групповой комнате сказочного персонажа

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы к детям о том, что получилось, а что нет, что больше всего понравилось, вручение поощрительных жетонов за активную работу

Вопросы на закрепление пройденного материала/

  1. Список используемой литературы: «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса., Т.С. Комарова., М.А. Васильева – 4-е изд.,перераб.-М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2018.-352с. 2
  2. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2016

Этапы реализации  содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

Дидактический материал

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть: заинтересовывающий момент – появление в групповой комнате сказочного персонажа

Организационный момент. Приветствие. Воспитатель:                  В круг широкий, вижу я,                      Встали все мои друзья.                 Мы сейчас пойдём направо,                       А теперь пойдём налево                   В центре круга соберёмся Улыбнёмся, подмигнём                             И работать все начнём.                                                          

Звучит произведение Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля». Влетает Карлсон с нарисованным аквариумом.

-Ребята, к нам в гости пожаловал Карлсон.

Карлсон. Незнайка рассказал мне, что в этой группе живут самые умные и сообразительные ребята. Почти как я! Это правда? Тогда мой подарок - для вас! Вот вам аквариум с рыбками. Правда, сосчитать их мне не удалось. Может, у вас получится.  

Дети слушают воспитателя и повторяют действия.

Дети встречают Карлсона!

Здравствуй Карлсон!

Конечно получится!                                                                  

Кукла Карлсон, панно с изображением аквариума (аквариум с прорезями)

II. Организационно-деятельностный компонент

II. Основная часть

20 минут

1.Игровое упражнение:  «Быстрый вопрос- быстрый ответ»

2. Игровое упражнение «сколько рыбок в аквариуме»

3.физминутка

Упражнение «Научим Карлсона узнавать время по часам».

Игровое упражнение «Нарисуем узор для украшения торта».

Воспитатель. Но прежде ребята, мы поиграем в игру « быстрый вопрос, быстрый ответ». И покажем Карлсону, какие вы умные.                                                         -Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

-Назови соседей числа4                     -Назови соседей числа 6.                                                  -Назови соседей числа 9.                                    -Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?              -Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?                           - Сколько дней в неделе?                                     - Про какие дни мы говорим «будние дни»?                                   - Про какие дни говорим «выходные»?                                        - Назови соседей среды?                                   - Назовите соседей субботы?                               - Назовите части суток?                                    - Сколько месяцев в году?                                   - Сколько пальцев на одной руке?                                         - Сколько ушей у двух кошек?

Карлсон. Какие вы молодцы ребята! Незнайка меня не обманул! А теперь сосчитайте, сколько рыбок в аквариуме? Но это не так просто!!!!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете мы сможем справиться со всеми заданиями?

- Ребята, сосчитайте рыбок в аквариуме. Сколько их?

Карлсон. Молодцы! Сейчас я добавлю ещё одну, и вы ни за что не сосчитаете!

Воспитатель. - Ошибаешься, Карлсон, наши ребята не только сосчитают, но и задачу про это составят. Составьте задачу, ребята.

- Какое условие в задаче? Что нужно узнать? Повторите задачу ещё раз.

- Больше или меньше стало рыбок после того, как Карлсон добавил ещё рыбок? Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

С помощью какого действия?  Какие числа мы будем складывать? Правильно! Поставьте карточки с этими цифрами.

Какой ответ задачи? Молодцы!

Карлсон. Ого, как вы умеете! Нет, так не честно: у вас 9 рыбок, а у меня – ни одной. Я двух рыбок заберу с собой                        Перекладывает двух рыбок в банку                                                                    Воспитатель - Ребята, давайте составим задачу и по этой ситуации. Кто хочет  составить задачу? Пожалуйста,                                     - Какое условие в этой задаче? Какой вопрос? Больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как Карлсон переложил 2 рыбки в банку? С помощью какого действия мы будем решать эту задачу? Поставьте сначала цифру 9, потом какой знак нужно поставить? Знак минус, а потом цифру 2. Теперь сосчитайте.                                                           - Из девяти вычесть два получится. Какой ответ на эту задачу?.

Карлсон. А теперь давайте немного пошалим! На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.                                                         Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?                                                                                           Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..           Пошалили мы сейчас, но занятие у нас. Успокоиться охота и приняться за работу.  

Карлсон. Ребята, Малыш позвал меня в гости к 10 часам, а я не знаю, когда это. Как мне узнать? Воспитатель.                                              - Кто может показать на макете часов это время, когда Карлсону надо к Малышу? Пожалуйста,                  Что показывает большая стрелка на часах?                                                          А маленькая?                                                                            Значит, маленькая стрелка должна показывать на цифры, обозначающие 10 часов, а большая должна быть ровно на 12.

Карлсон. Ух ты, здорово! Я прилетел к вам на начало занятия, значит, который час был тогда?                       А кто раньше встаёт я или Малыш? Когда встаёт Малыш, на часах вот столько времени показывает 7 часов,                                      а я встаю, когда на часах вот столько ставит на макете 8 часов.                                                                 Так кто из нас встаёт раньше?

Карлсон. Ребята, у Малыша скоро день рождения. Я хочу испечь для него торт и украсить его. Но я умею рисовать только палочки. Нарисуйте красивый узор из палочек для украшения торта.

Считают

Три и пять                                                                                         пять и семь                                                                               восемь и десять                                     Это число- два                                          

                                                                                  Это число – восемь                                                                                 В неделе семь дней

Понедельник, вторник, среда, четверг.                                                                                       Суббота и воскресение                   Вторник и четверг                          Пятница и воскресение                          Утро, день, вечер, ночь.                                                    В году 12 месяцев                                             На одной руке пять пальцев                                                                            у двух кошек четыре уха.

Даа! Мы справимся со всеми заданиями!!

В аквариуме семь рыбок

В аквариуме было семь рыбок. Карлсон добавил одну

Больше

Её надо решить.

С помощью сложения

Семь и два.

К семи прибавить два получится девять. Карлсон принёс девять рыбок.

В аквариуме было 9 рыбок. Двух рыбок Карлсон пересадил в банку. Сколько рыбок осталось в аквариуме?

Рыбок в аквариуме стало меньше.

Вычитания

Получится семь

7 рыбок осталось в аквариуме.

Дети выходят на ковер и повторяют нужные действия жестами.                                                                                                

Вот так!                                                                      

Вот так                                                                                                                    Вот так                                                                                                                   Вот так

Большая стрелка показывает цифру 12                                                 Маленькая стрелка показывает цифру 10.

Было девять часов.

                                                                       

Раньше встаёт Малыш.                                              

Рисуют в тетради узоры по образцу.

Кукла Карлсон, карточки с цифрами, 9 рыбок, панно с изображением аквариума (аквариум с прорезями), банка.                                                                                                                                                                                       Карточки с цифрами, тетради в клетку с образцом узора, карандаши.

III. Результативно-оценочный компонент

III. Заключительная часть

(2 минуты)                      Итог НОД.

Вопросы к детям о том, что получилось, а что нет, что больше всего понравилось, вручение поощрительных жетонов за активную работу

Карлсон. Молодцы, ребята! Скажите, кто самый весёлый и сообразительный в мире? Конечно, это я, ну, теперь и вы немножко. Мне пора к Малышу. Спасибо вам за то, что научили меня определять время и рисовать узор из палочек. Пока, до новых встреч!

Воспитатель. Ребята, чему вы научили Карлсона? Что нового вы узнали? Что было трудным?

Ты Карлсон!

Дети прощаются с Карлсоном                            

До свиданья Карлсон!!!

Пока Карлсон!!                                                                                

Мы научили Карлсона считать и определять время на часах.                                     И рисовать узор из палочек.                    Дети высказывают свое мнения, делятся впечатлениями с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе «Как Зиму со Снежной Королевой мирили».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (образовательная область ПОЗНАНИЕ) в старшей логопедической группе «Как Зиму со Снежной Королевой мирили».Конспект составлен в иг...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе. «Давайте поможем Кошке!»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. В конспекте закрепляется счет в пределах пяти, уточняется пространственное отношение: "позади", "спереди", "сле...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности (возраст детей 6-7 лет)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений может быть полезен для воспитателей, работающих  с детьми старшего дошкольного возра...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе  Тема: «Путешествие в математическое кор...