Занятие по формированию элементарны математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Кравченко Людмила Анатольевна

Занятие по формированию элементарны математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-2.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарны математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Лексическая тема: Сад. Фрукты.

Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; формирование умения сравнивать множества способом установления взаимно однозначного соответствия; формирование умения составлять математические выражения с математическими знаками <  и > » умение составлять условие и ставить вопрос задачи, пользоваться математическими знаками + и =. Формирование сериации как необходимого фактора понимания структуры числа; упражнение в сравнении людей по росту (по высоте). Формирование умения сравнивать и классифицировать предметы одновременно по трем признакам; совершенствование навыков распознания геометрических фигур Закрепление в речи названия геометрических фигур круг, овал

Коррекционно-развивающие задачи: развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, Зрительного восприятия и внимания, тактильных ощущений, мелкой моторики

Воспитательные задачи: формирование мотивационной готовности к школьному обучению, воспитание мотивации достижения успеха, воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыки сотрудничества к учебной деятельности

Оборудование: магнитная доска, сухой бассейн, плоскостные изображения деревьев и фруктов, изображение цыплят с математическими знаками <  и  > , контейнер с цифрами и математическими знаками на магнитах, рабочие тетради, цветные карандаши по числу детей, корзинки с прорезями разного размера( плоскостные изображения), яблоки разные по цвету, размеру и форме(плоскостные изображения)

Предварительная работа: разучивание упражнения на координацию речи и движений «Садовник». Составление и решение задач в совместной деятельности в группе и на прогулке

                Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент: Упражнение «Ловкие пальчики»

Педагог: Опустите руки в бассейн и найдите там плоскостные изображения фруктов. Каждый из вас должен найти два изображения.

(Дети выполняют задание. Педагог приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены изображения фруктовых деревьев, одно из которых имеет круглую крону, а другое-овальную.

Педагог: Ребята, вы видите, что кроны деревьев и фрукты имеют разную форму. Повесьте каждый фрукт на то дерево, крона которого имеет такую же форму, как и фрукт (Дети выполняют задание)

Педагог: Расскажите какие фрукты висят на каком дереве.

Дети: На дереве с круглой кроной висят круглые яблоки. На дереве с овальной кроной висят овальные яблоки.

Педагог: Вспомните и расскажите, чем похожи фигуры- круг и овал.

Дети: У круга и овала нет сторон и углов.

Педагог: Правильно. Вспомните какие фрукты бывают круглыми?

Дети: Круглыми бывают яблоки, апельсины, мандарины, грейпфруты.

Педагог: Какие фрукты бывают овальными?

Дети: Овальными бывают абрикосы, лимоны, сливы.

2. Упражнение «Веселые цыплята»

(Педагог привлекает внимание к кронам деревьев)

Педагог: Сколько яблок на яблоне? Сосчитайте.

Дети: На яблоне 5 яблок

Педагог: Верно. Сколько слив на другом дереве? Сосчитайте

Дети: На другом дереве 4 сливы

Педагог: На каком дереве больше фруктов?

Дети: На яблоне фруктов больше, чем на сливе

Дети: Потому что 5 больше 4-х

(Педагог помещает на магнитную доску цыплят, ставит контейнер с цифрами и математическими знаками перед детьми)

Педагог: Используя цифры и знаки, составьте математическое выражение: «Пять больше четырех». Ваши знакомые цыплята помогут вам. Посмотрите на них и вспомните, как выглядят математические знаки «больше» и «меньше»

(Дети составляют и читают математическое выражение 5>4)

Педагог: Молодцы !Продолжите мое преложение –«Если пять больше четырех, то четыре….»

Дети: Меньше пяти

Педагог: Составьте математическое выражение

(Дети составляют и читают математическое выражение: «4<5». Педагог оценивает работу детей)

3. Игра «Составим задачу»

Педагог: Мы с вами начали учиться составлять и решать задачи. Давайте попробуем составить задачу об этих фруктах. Вам помогут ответы на такие вопросы: -Сколько яблок на яблоне?

                 - Сколько слив на сливе?

                  -На какой вопрос можно ответить, решив эту задачу?

(Дети с помощью педагога составляют условие задачи, ставят вопрос)

Дети: На яблоне было пять яблок, а на сливе четыре сливы. Сколько фруктов было в саду?

Педагог: Молодцы! Вы составили задачу и поставили вопрос. Теперь нужно записать решение и ответить на вопрос задачи.

4.Педагог: Запишите решение задачи.

(Дети выполняют задание, затем комментируют свои действия)

Дети: На яблоне пять яблок. Поставим цифру 5. На сливе четыре сливы. Поставим после цифры 5 цифру 4. Нам нужно узнать, сколько всего фруктов в саду, значит, к пяти нужно прибавить четыре и между цифрами поставить знак +. После цифры 4 нужно поставить знак +. Мы записали решение: 5+4=….

Педагог: Сколько фруктов в саду?

Дети: В саду всего девять фруктов

(Педагог ставит после знака= цифру 9)

Дети: Пять плюс четыре равно девяти

Педагог Как можно прочитать это выражение по-другому?

Дети: К пяти прибавить четыре-получится девять

Педагог: Ответьте на вопрос задачи, сколько всего фруктов в саду?

Дети: В саду всего девять фруктов

Педагог: Отлично! Вы решили задачу

5. Упражнение на координацию речи и движений

(Педагог предлагает выйти детей на ковер, встать в круг и выполнить знакомое упражнение)

Мы вчера в саду гуляли

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы смородину сажали

Изображают, как копают яму и сажают куст

Яблони белили мы

Известью, белилами

Выполняют движения правой рукой вверх-вниз

Починили мы забор

Имитируют удары молотка

Завели мы разговор

-Ты скажи,

Садовник, наш,

Что ты нам

В награду дашь?

Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут диалог

-Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен целый килограмм,

Вот что вам

В награду дам!

На каждое название фрукта загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого

 

6. Игра «Урожай соберем»

(Педагог приглашает детей подойти к магнитной доске, где расположены три корзины с прорезями разного размера и на подносах разложены плоскостные изображения яблок, разных по размеру, цвету и форме)

Педагог: Сейчас вы будете собирать урожай. По моей команде вы должны сложить в большую корзину все большие круглые яблоки, в среднюю-все овальные яблоки, в маленькую-все маленькие круглые яблоки.

Педагог: А теперь начинаем игру: Раз, два, три не зевай

                Урожай собирай!

(Дети выполняют задание. Педагог проверяет правильность выполнения. Далее дети выполняют практическое задание в тетради в клетку, по заданию педагога они рисуют и раскрашивают яблоки в ряд через клетку.

7. Упражнение «Сосчитай-ка»

Педагог: Теперь давайте посчитаем все яблоки в корзинах. Сколько всего яблок?

(дети пересчитывают яблоки)

Дети: Их десять.

Педагог: Теперь сравните количество яблок в большой корзине и средней.

Дети: В большой корзине пять яблок, а в средней четыре. В большой корзине на одно яблоко больше, чем в средней. А в средней на одно меньше, чем в большой.

(Можно предложить еще 1-2 детям сравнить множества аналогичным образом.)

8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

(Педагог организует беседу с детьми)

Педагог: -Что вам сегодня понравилось на занятии?

               -Что было особенно интересно?

Дети: Нам понравилось собирать и раскладывать яблоки, работать в тетради, составлять и решать задачу, сравнивать числа, применяя знаки «больше» и «меньше».

Педагог: Вы очень хорошо работали, были активными, сообразительными и внимательными. Поаплодируйте себе.

(Дети вместе с педагогом аплодируют

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Теремок для цифр»

Задачи:1)    Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закрепить знания детей: счёт в пределах 10 (количество и порядок): о геометрических фигурах, на...

Занятие¬ по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Путешествие с Незнайкой!»

Занятие­ по формированиюэлементарных математическихпредставлений удетей старшего дошкольного возраста:Путешествие  с Незнайкой!»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)

Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста...

Интерактивное занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "В гостях у робота Цифрона"

Цель: Содействие усвоению детьми математических представлений о числах и цифрах в пределах первого десятка.Задачи: Формировать представления детей о числах и цифрах от 1-9, их последовательности в чис...

Интерактивное занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Незнайки в страну чисел"

Цель: создание благоприятных условий для лучшего усвоения детьми чисел и цифр в пределах первого десятка.Задачи: Способствовать формированию представлений детей о числах первого десятка, их порядке в ...