Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Этот загадочный ветер".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matematike.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему «Этот загадочный ветер» в подготовительной группе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Задачи:
- Обобщить и уточнить ранее полученные знания детей по теме «Числа и цифры». Развивать логическое мышление, память, внимание. («Познавательное развитие»).
- Упражнять в умении производить арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10.
(«Познавательной развитие») - Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет). («Познавательное развитие»).
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги («Познавательное развитие»).
- Формировать умение составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков. («Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
- Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. («Социально-коммуникативное развитие»).
- Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом («Физическое развитие»).
Методы и приемы:
-практические: дидактические игры «Собери ракету», «Пульт управления», «Следы», «Назови соседей», «Дорисуй», «Расшифруй»; решение примеров, задач; физкультминутка «Космонавты».
-наглядные: рассматривание картинок: картинка с изображением звездного неба, планет солнечной системы, метеориты, цветы с цифрами, цветочные поляны.
-словесные: чтение стихотворения, рассказ воспитателя, беседа, вопросы, ответы, обсуждения.
Материалы и оборудование:
Для детей- космические шлемы, эмблемы, дневники, геометрические фигуры (треугольник, овал, квадрат, круг, прямоугольник), клей, ручка, цветы с цифрами, счетные палочки– на каждого ребенка.
Для педагога- костюм инопланетянина, бортовой журнал.
Иллюстрации звездного неба, планет солнечной системы, осколки метеоритов с примерами, следы дракона с цифрами, цветы с цифрами, иллюстрация цветочной поляны, поляна с цветами, мерные стаканчики, вода, музыкальное сопровождение (космическая музыка, запись ветра)
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций, наблюдения. |
Игровая | Дидактические игры «Собери ракету», «Пульт управления», «Следы», «Назови соседей», «Дорисуй», «Расшифруй». |
Коммуникативная | Игра психологической направленности «Приветствие»; беседа, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы, игра «Собери ракету», |
Двигательная | Физкультминутка «Космонавты». |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель организует игру психологической направленности «Приветствие» (1 минута) Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. | Дети выполняют действия соответственно словам воспитателя. | Соотносят движения с текстом. |
2. | Сюрпризный момент (под музыку входит инопланетянин). Рассказывает ребятам о беде на далекой цветочной планете. Просит у ребят помощи. (Проблемная ситуация). Для того, чтобы узнать на чем отправиться на помощь, воспитатель предлагает детям собрать разрезанные картинки. Воспитатель предлагает детям занять космические кресла, в соответствии с цифрой на эмблеме, одеть космические шлемы и сделать запись в дневнике. | Дети внимательно слушают, соглашаются помочь гостю. Проходят на ковер, собирают разрезанные картинки. Читают название ракеты. Дети проходят на свои места, одевают шлемы, делают запись в дневнике. | Сформировано желание оказать помощь в беде. Умеют взаимодействовать друг с другом в игре, развивают логическое мышление, внимание. Умеют соотносить число с цифрой, записывать цифры. |
3. | Для запуска корабля нам нужен пульт управления. Воспитатель предлагает детям его изготовить с помощью геометрических фигур. В дневниках просит расположить геометрические фигуры в следующем порядке: - в правом верхнем углу- треугольник; - в левом нижнем углу- квадрат; - в правом нижнем углу- круг; - в левом верхнем углу- прямоугольник; Задает вопрос: Сколько получилось кнопок? А как сделать пять? - Добавьте в центр –овал. Проверьте правильно ли вы сделали, проверьте у товарищей. Приклейте их. | Дети располагают геометрические фигуры соответственно заданию. Отвечают на вопросы: - 4. Чтобы получить пять нужно добавить еще 1 кнопку. Проверяют задание у товарищей. Приклеивают кнопки. | Закреплены знания о геометрических фигурах, умеют ориентироваться на листе бумаги. Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением. Сформированы навыки самоконтроля. |
4. | Воспитатель предлагает приготовиться к старту и начать отсчет времени 1,2,3….10. Пуск! | Дети считают до 10. | Дети знают прямой счет до 10. |
5 | Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы во время полета: - Сейчас утро или вечер? - Какой сегодня день недели? - Сколько пальцев на правой руке? - Сколько ушей у двух мышей? А сколько лап у 2-х медвежат? | Дети отвечают на вопросы. | Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением. Знают дни недели, ориентируются в частях суток. |
6 | Воспитатель стимулирует познавательную активность с помощью вопроса: Что вы видите за бортом ракеты? Рассказ воспитателя о звездах, планетах. Предлагает детям нарисовать свою звезду в дневниках по точкам от 1 до 10. | Дети анализируют вопрос и отвечают на него (звезды, планеты.). Слушают, узнают новое. Задают уточняющие вопросы. Рассказывают стихи о планетах. Соединяют точки. | Сформированы представления о звездах, планетах. Знают прямой счет до 10. |
7 | Создание проблемной ситуации. Воспитатель предупреждает о появившихся метеоритах. Чтобы с ними не столкнуться нужно вычислить каждый осколок. | Дети решают примеры на осколках метеоритов. | Умеют решать примеры на увеличение и уменьшение. |
8 | Воспитатель предлагает космонавтам немного размяться. Проводит физминутку. Сколько звезд на небосклоне, столько выполним поклонов (4); Какая цифра будет в круге, столько раз поднимем руки (6). Всем подпрыгнуть столько раз, Какую цифру увидите сейчас (9). | Дети выполняют упражнения в соответствии с увиденной цифрой. | Удовлетворяют двигательную активность. Умеют соотносить количество выполненных движений с цифрой. |
9 | Педагог проводит игру «Следы». | Дети включаются в игру. Дописывают недостающие цифры на следах. | Умеют применять знания, записывать цифры. |
10 | Воспитатель обращает внимание детей на цветы с цифрами, предлагает выбрать понравившийся и назвать соседей числа. Игра «Назови соседей». | Дети выбирают понравившийся цветок, называют соседей указанного числа. | Сформированы знания о порядковом числовом ряде. |
11 | Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветочную поляну. Обращает внимание на недостающее количество лепестков у некоторых цветков. Проводит игру «Дорисуй». | Дети рассматривают, анализируют, дорисовывают недостающие лепестки, объясняют свои действия. | Умеют соотносить количество с цифрой. Развитие внимания, памяти, мышления. |
12 | Воспитатель активизирует познавательную активность детей предлагая рассмотреть клумбу с цветами и составить задачу про цветы. (На клумбе растут 5 синих цветочков и 2 желтых. Сколько всего цветов на клумбе?). Что- то они поникшие? Что лучилось с ними? 1 стакана воды хватит на один цветок, можете ли вы узнать хватит ли воды на все цветы? И как это узнать? | Дети рассматривают, анализируют, составляют задачу, записывают решение задачи. Дети отвечают на вопросы Измеряют количество воды, узнают, что воды хватит, чтобы полить 8 цветов. Поливают цветы, они поднимаются. | Сформировано умение сравнивать, обобщать. Умеют решать простые задачи на сложение. |
13 | Гость благодарит детей за помощь и передает послание от жителей планеты. | Дети принимают послание. | Испытывают чувство радости от оказанной помощи. |
14. | Воспитатель предлагает детям занять свои места в корабле и отправиться на землю. Ведем обратный отсчет: 10, 9,…. | Дети занимают свои места, считают | Знают обратный счет в пределах 10. |
15 | Воспитатель вывешивает послание жителей цветочной планеты на мольберте. (игра "Расшифруй") | Дети расшифровывают послание, читают его. | Решают логические задачи. |
16 | Итог. - Что вам больше всего понравилось? -Кому вы сегодня помогли? - Чтобы вы хотели пожелать жителям далекой планеты? Вручение подарков от жителей цветочной поляны | Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, высказывают пожелания. Рассматривают подарки. | Решены поставленные задачи. |
Литература
- Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования.
- Парциальная программа Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки».
- И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» подготовительная к школе группа. Из-во: МОЗАИКА-СИНТЕЗ., Москва 2014.
Приложение
Дидактические игры:
«Собери ракету»
(за основу взят элемент игры "Танграм")
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
Материал: Большая разрезанная картина с изображением ракеты.
Ход игры: Показать разрезную картину детям и рассказать, что на ней изображено то, что поможет нам добраться до далекой цветочной планеты.
«Пульт управления»
Цель: Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; закреплять знания о геометрических фигурах.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям его изготовить с помощью геометрических фигур. В дневниках просит расположить геометрические фигуры в следующем порядке:
- в правом верхнем углу- треугольник;
- в левом нижнем углу- квадрат;
- в правом нижнем углу- круг;
- в левом верхнем углу- прямоугольник;
- в центре – овал.
«Следы»
Цель: закреплять цифры от 0 до 10; закрепление счета, упражнение в размышлении порядкового счета.
Ход: на ковре воспитатель выставляет следы с цифрами, но не все:
1 2 4 5 6 8 10
- Какие цифры пропущены?
Дети отвечают, три ребенка вписывают недостающие цифры.
Игра «Назови соседей»
Цель: формирование умения называть числа "соседей".
Ход: дети стоят вокруг цветочной поляны. Дети выбирают себе любой цветок, в центре которого цифра, и называют её соседей и возвращают их на поляну.
«Дорисуй»
Цель: соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.
Материал: цветочная поляна с цветами, у некоторых количество лепестков не соответствует указанной цифре.
Ход игры: Педагог предлагает детям дорисовать недостающие лепестки, чтобы украсить полянку. Дети дорисовывают, затем объясняют свои действия.
«Расшифруй»
Цель: упражнять в умении решать логические задачи, закрепление прямого счета.
Описание: Дети получают «зашифрованное» послание от инопланетян. Педагог просит его расшифровать. На листе буквы, обозначенные цифрами. Нужно расположить соответствующие цифры по порядку и прочитать полученное слово: 1-С; 2-П; 3-А; 4-С; 5-И; 6- Б; 7- О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ)
«Путешествие на Луну»...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Загадочные сосуды»
Формирование математических представлений через создание проблмных ситуации-объем...
ННОД по формированию элементарных математических представлений на тему «Этот загадочный ветер"
Обобщение и уточнение ранее полученных знаний детей по теме «Числа и цифры»....
Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «В математическое королевство»
Цель:Воспитывать интерес детей направленный на развитие познавательных и интеллектуальных способностей, проявление смекалки и сообразительности в логических занимательных задач. Развивать самостоятель...
Конспект НОД формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе «Веселая математика» Подготовил: воспитатель Алексеева Л.Н.
Цель: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10, логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ори...
Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Приключения Буратино"
Воспитывать у детей интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания....
Конспект НОДпо формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»
Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение решать элементарные арифметические задачи...