Реализация ФГТ в ГБДОУ.Календарно- тематическое планирование. Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) по теме

Евгения Леонидовна Моисеева

 

         Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе федеральный государственных требований.

      Основой для разработки рабочей программы по формированию элементарных математических представлений предстали:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г,
  • Математика для детей 4 – 5 лет. Е.В. Колесникова.М.: Мозаика – Синтез, 2008г,
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учрежденииот 12 сентября 2008 г. N 666,
  • СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

    Настоящая программа включает семь направлений работы с детьми дошкольного возраста:

  • Количество и счет;
  • Знакомство с цифрами от 1 до 5;
  • Знакомство с геометрическими фигурами,
  • Величина,
  • Ориентировка во времени,
  • Ориентировка в пространстве,
  • Логические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема

неделя

                       Содержание

                     Методические приемы

источник

Куб

1-октября

Сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя

1.Введение в игровую ситуацию

2.Актуализация знаний

3.Затруднение в игровой ситуации

Игра «Покупка подарка» (начало)

4.Открытие нового знания.

Игра «Покупка подарка» (окончание)

5.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Построй дом»

Игра «Фотоателье»

Игра «Фотографы»

Игра «Найди предмет»

«Игралочка»

Стр.116-120

Вверху, внизу

2

октября

Уточнить пространственные отношения «вверх», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;

Закреплять счет до 4,умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов

1.Введение в игровую ситуацию.

« Игровая деятельность.

Игра «Найди свое место!

Игра «расставь посуду»

Игра «Наведи порядок»

Игра «Накрой на стол»

Игра «Что где?»

«Игралочка»

Стр.120-123

Сравнение по ширине

3 и 4

октября

Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «шире», «уже».

Закрепить счет до 4,умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изучение геометрические фигуры.

называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов

1.Введение в игровую ситуацию.

2.Актуализация знаний.

Игра « На другой берег»

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Одеяло»

 4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Спят усталые игрушки»

Игра «Полотенце»

«Игралочка»

Стр.123-127

                                                                           Ноябрь

Тема

Неделя

             Содержание

                     

Методические приемы

Источник

Счет до пяти. Число и цифра 5

1

ноября

Сформировать представление о числе и цифре 5.умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

  1. Актуализация знаний

Игра «Билет на поезд»

Игра «Отдых в лесу»

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «По ягоды» (начало)

  1. Открытие нового знания.

Игра «По ягоды» (продолжение)

       5.Затруднение в игровой ситуации

Игра «По ягоды» (продолжение)

       6.Преодоление затруднения

Игра «По ягоды» (окончание)

7. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Ягодка для мамы»

Игра «Вкусные ягоды»

«Игралочка»

Стр. 127-132

Овал

2

ноября

Сформировать представления об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы

1.Введение в игровую  ситуацию.

2.Актуализация знаний.

Игра «Посадка в поезд»

Игра « Мы едем ,едем, едем….»

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Навеем порядок»

4.Открытие нового знания.

Игра «Наведем порядок» (продолжение)

  1. Затруднение в игровой ситуации

Игра «Наведем порядок»(продолжение)

6.Преодоление затруднения

Игра «Наведем порядок» (окончание)

7.Включение нового знания в систему знаний

Игра «Положи в коробку»

Игра «Поезд

Методические приемы

«Игралочка»

Стр.132-137

Внутри, снаружи

3

ноября

Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;

Закреплять представление об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, определять называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру

1 Введение в игровую ситуацию

2.Игровая деятельность.

Игра «Белочки»

Игра «Бабушкины запасы»

Игра «Засолка капусты»

«Игралочка»

Стр. 138-141

Впереди ,сзади, между

4

ноября

Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», « между» и грамотно употреблять их в речи;

 1.Введение в игровую ситуацию

2.Игровая деятельность.

Игра»Дорога к платформе»

Игра «Поезд»

Игра «Репка»

Игра «Что изменилось?»

Игра «Найди пару»

Игра «Художники»                                                                                              

«Игралочка»

Стр.141-144

                                                                                   

Тема

Неделя

            Содержание

  Методические приемы

источник

Пара

1

декабря

Уточнить понимание детей значение слова «пара» как дух предметов, объеденных общим признаком;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя

1.Ввеение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Актуализация знаний и затруднение в игровой ситуации.

Игра «Собираемся на каток»(начало)

3. Открытие нового знания.

Игра «Собираемся на каток» (окончание)

4. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Подбери лыжи»

Игра «Холодно»

Игра «Найди варежку»

«Игралочка»

Стр .144-148

Прямоугольник

2

декабря

Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»;

Закрепить геометрические и пространственные представления , счет до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур ,сравнивать предметы по свойствам

1.Введение в игровую ситуацию.

2.Актуализация знаний.

Игра «Билеты в театр»

3.Затруднение в игровой ситуации

Игра «Прямоугольник и квадрат» (начало)

4.Открытие нового знания

Игра «Прямоугольник и квадрат»(продолжение)

5.Затруднение в игровой ситуации

Игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение)

6.Преодоление затруднения.

Игра «Прямоугольник и квадрат»(окончание)

7.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Тропинка»

Игра «Мост»

Игра «Подбери по форме»

«Игралочка»

Стр. 148-154

Числовой ряд

3и 4

декабря

Сформировать представление о числовом ряде; закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;

Игра «Домики»

Игра «Прятки»

Игра «Велосипед»

Игра «Клумбы»

«Игралочка»

Стр.154-158

                                       

Тема

неделя

Содержание

Методические приемы

источник

фРитм (Поиск и составление закономерностей)

1 и 2 января

Сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления  затруднения под руководством воспитателя;

Закрепить изучение геометрических фигур, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения  задач;

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, сформировать опыт самоконтроля.

1.введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи

2.Актуализация  знаний.

Игра «Художник» (начало)

3.Затрунение в игровой ситуации.

Игра «Художник» (продолжение)

4.Открытие нового знания.

Игра «Художник» (окончание)

5.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «В разном ритме»

Игра «Орнаменты»

Игра «Найди пару»

Игра «Выложи орнамент»

«Игралочка»

Стр. 159-163

Счет о шести. Число и цифра 6

3-4

января

Сформировать представление о числе и цифре 6,умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

Закрепить счетные умения ,умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать предметы по высоте.

Тренировать мыслительные операции анализа, сравнение и обобщение , развивать внимание, речь, логическое мышление.

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Актуализация знаний.

Игра «Прогулка в лес» (начало)

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Прогулка в лес» (продолжение)

4. Открытие нового знания.

Игра «Прогулка в лес» (продолжение)

5.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Прогулка в лес» (Продолжение)

6.Преодоление затруднения.

Игра «Прогулка в лес» (окончание)

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Методические приемы

«Игралочка»

Стр. 163-168

источник

Порядковый счет

1 -2 неделя февраля

Сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до шести ,умение соотносить 1-6 с количеством;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

Закрепить умение определять и называть свойства предметов,  умение ориентироваться в пространстве (лево, право);

Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и общение ,развивать внимание, двигательную память, речь,  логическое мышление. Воображение, творческие способности, сформировать опыт взаимоконтроля.

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Актуализация знаний.

Игра «В магазине» (начало)

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «В магазине» (продолжение)

4.Открытие нового знания

Игра «В магазине» (окончание)

5.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Кубики»

Игра «Самый быстрый»

Игра «Найди свое место»

«Игралочка»

Стр. 168-171

Сравнение по длине

3-4 неделя

февраля

Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по лине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения по руководством воспитателя(на основе рефлексивного метода);

Закрепить умение определять и называть свойства предметов, предоставление о числовом ряде, счете до шести, порядок следования цифр 1-6;

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля и взаимоконтроля.

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи.

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «На улице».

4.Открытие нового знания.

Игра «В магазин» (окончание).

5.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Числовой ряд»

Игра «Покупка лент»

«Игралочка»

Стр.171-175

                                                                              Март

Тема

Неделя

                         Содержание

     Методические приемы

источник

Счет до семи. Число и цифра 7

1-2

Сформировать представление о числе и цифре 7, умение  считать до семи и обратно. Соотносить цифру 7 с количеством;

Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у  того, кто знает»;

Тренировать мыслительные операции анализ.

1.Дидактические задачи

2.Актуализация знаний.

Игра «Гости»

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Колпачки»

Игра «Цветы для Белоснежки»

4.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Сделай бусы»

«Игралочка»

Стр.175-179

Повторение: Числа и цифра 1-7

3

Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, находить место числа в числовом ряду;

Закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур;

Тренировать память, речь, воображение.

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Игровая деятельность.

Игра «Цветик- семицветик»

Игра «Засели жильцов в дома»

Игра «Подбери ключи»

Игра «Сравни по длине»

«Игралочка»

Стр. 179-182

Сравнение по толщине

4

Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по толщине;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Закрепить счетные умения, определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;

Развивать творческие способности.

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2. Актуализация знаний.

Игра «Строим теремок» (начало)

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Строим теремок» (продолжение)

4. Открытие нового знания.

Игра «Строим теремок» (окончание)

5.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «В лесу»

Игра «Лавочки»

«Игралочка»

Стр 182-186

                                                                               Апрель

Тема

неделя

                          Содержание

                           Методические приемы

источник

Сравнение по высоте

1

Уточнить понимание слов «Высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер;

Развивать вариативное и логическое мышление;

1.Введение в игровую  ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Игровая деятельность.

Игра «Подбери дома»

Игра «Деление на команды»

Игра «По росту- становись»

Игра «Сруби елку»

«Игралочка»

Стр.186-189

План (карта путешествий)

2

Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;

Тренировать мыслительные операции.

1.введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Актуализация знаний.

Игра «Покупка билета»

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Спектакль»

4.Открытие нового знания.

Дидактические задачи.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Деление на пары»

Игра «За грибами»

Игра «На озере»

«Игралочка»

Стр. 190-194

Счет до восьми. Число и цифра 8

3

Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством

Игра «Как зовут короля»

Игра «Кто поедет на бал»

Игра «Кавалеры и дамы»

Игра «Обед в замке»

«Игралочка»

Стр.194-199

Сравнение по длине ,ширине, и толщине.

4

Закрепить умение выделять ,называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине;

Развивать  речь ,фантазию, воображение

1.Ввеение в игровую ситуацию.

2.Игровая деятельность

Игра «Найди собак»

Игра «Поездка в магазин»

Игра «Коврики для собак»

«Игралочка»

Стр.199-202

Тема

Неделя

                              Содержание

                         Методические приемы

источник

Цилиндр

1 неделя мая

Сформировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи.

2.Актуализация знаний .

Игра «Магазин» (начало).

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Магазин» (продолжение).

4.Открытие нового знания.

Игра «Магазин» (окончание)

5.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Грузчики»

6.Открытие нового знания

Игра «Грузчики» (окончание)

7.Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Расставь по местам»

Игра «Фотографы»

Игра «Найди паспорт»

«Игралочка»

Стр.202-207

Конус

2 неделя мая

Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

Развивать логическое мышление.

Игра «Отгадай, кто Я?»

Игра «Необычный детский сад»

Игра «Найди похожие предметы»

Игра «Фотограф»

Чтение.

«Игралочка»

Стр.207-211

Призма и пирамида

3 неделя мая

Сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы  формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур;

Тренировать мыслительные операции.

Игра «В стране геометрических фигур»

Игра «Слева, справа»

Игра «Найди пару»

Игра «Найди паспорт»

Чтение стихотворения.

«Игралочка»

Стр. 211-216

Геометрические тела

4 неделя мая

Закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношений, умение  ориентироваться на плане-карте;

Порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8

1.введение в игровую ситуацию

2.Игровая деятельность

Игра «Переход через болото»

Игра «Помоги ежу»

Игра «Спасение жителей геометрической страны»

Игра «Поиск обратной дороги»

«Игралочка»

Стр.216-219


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое планирование по развитию элементарных математических представлений средней дошкольной группы

Представляю свой вариант переспективного планирования по развитию элементарных математических представлений средней дошкольной группы. Вохзможно, кому-то он будет полезен....

Перспективно-тематический план. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.

Перспективно-тематический план по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Вид деятельности: математическое и сенсорное развитие.Средняя группа...

Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.

Полное перспективное планирование занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» (подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет)

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» раздел "Формирование элементарных математических представлений" для детей 6-7 лет (подготовитель...