Реализация ФГТ в ГБДОУ.Календарно- тематическое планирование. Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) по теме
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе федеральный государственных требований.
Основой для разработки рабочей программы по формированию элементарных математических представлений предстали:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г,
- Математика для детей 4 – 5 лет. Е.В. Колесникова.М.: Мозаика – Синтез, 2008г,
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
- Типовое положение о дошкольном образовательном учрежденииот 12 сентября 2008 г. N 666,
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Настоящая программа включает семь направлений работы с детьми дошкольного возраста:
- Количество и счет;
- Знакомство с цифрами от 1 до 5;
- Знакомство с геометрическими фигурами,
- Величина,
- Ориентировка во времени,
- Ориентировка в пространстве,
- Логические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Куб | 1-октября | Сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя | 1.Введение в игровую ситуацию 2.Актуализация знаний 3.Затруднение в игровой ситуации Игра «Покупка подарка» (начало) 4.Открытие нового знания. Игра «Покупка подарка» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Построй дом» Игра «Фотоателье» Игра «Фотографы» Игра «Найди предмет» | «Игралочка» Стр.116-120 |
Вверху, внизу | 2 октября | Уточнить пространственные отношения «вверх», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения; Закреплять счет до 4,умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов | 1.Введение в игровую ситуацию. « Игровая деятельность. Игра «Найди свое место! Игра «расставь посуду» Игра «Наведи порядок» Игра «Накрой на стол» Игра «Что где?» | «Игралочка» Стр.120-123 |
Сравнение по ширине | 3 и 4 октября | Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «шире», «уже». Закрепить счет до 4,умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изучение геометрические фигуры. называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов | 1.Введение в игровую ситуацию. 2.Актуализация знаний. Игра « На другой берег» 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Одеяло» 4. Открытие нового знания. Дидактические задачи 5. Включение нового знания в систему знаний. Игра «Спят усталые игрушки» Игра «Полотенце» | «Игралочка» Стр.123-127 |
Ноябрь
Тема | Неделя | Содержание |
| Методические приемы | Источник |
Счет до пяти. Число и цифра 5 | 1 ноября | Сформировать представление о числе и цифре 5.умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя |
Дидактические задачи.
Игра «Билет на поезд» Игра «Отдых в лесу»
Игра «По ягоды» (начало)
Игра «По ягоды» (продолжение) 5.Затруднение в игровой ситуации Игра «По ягоды» (продолжение) 6.Преодоление затруднения Игра «По ягоды» (окончание) 7. Включение нового знания в систему знаний. Игра «Ягодка для мамы» Игра «Вкусные ягоды» | «Игралочка» Стр. 127-132 | |
Овал | 2 ноября | Сформировать представления об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы | 1.Введение в игровую ситуацию. 2.Актуализация знаний. Игра «Посадка в поезд» Игра « Мы едем ,едем, едем….» 3. Затруднение в игровой ситуации. Игра «Навеем порядок» 4.Открытие нового знания. Игра «Наведем порядок» (продолжение)
Игра «Наведем порядок»(продолжение) 6.Преодоление затруднения Игра «Наведем порядок» (окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний Игра «Положи в коробку» Игра «Поезд Методические приемы | «Игралочка» Стр.132-137 | |
Внутри, снаружи | 3 ноября | Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи; Закреплять представление об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, определять называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру | 1 Введение в игровую ситуацию 2.Игровая деятельность. Игра «Белочки» Игра «Бабушкины запасы» Игра «Засолка капусты» | «Игралочка» Стр. 138-141 | |
Впереди ,сзади, между | 4 ноября | Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», « между» и грамотно употреблять их в речи; | 1.Введение в игровую ситуацию 2.Игровая деятельность. Игра»Дорога к платформе» Игра «Поезд» Игра «Репка» Игра «Что изменилось?» Игра «Найди пару» Игра «Художники» | «Игралочка» Стр.141-144 |
Тема | Неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Пара | 1 декабря | Уточнить понимание детей значение слова «пара» как дух предметов, объеденных общим признаком; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя | 1.Ввеение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний и затруднение в игровой ситуации. Игра «Собираемся на каток»(начало) 3. Открытие нового знания. Игра «Собираемся на каток» (окончание) 4. Включение нового знания в систему знаний. Игра «Подбери лыжи» Игра «Холодно» Игра «Найди варежку» | «Игралочка» Стр .144-148 |
Прямоугольник | 2 декабря | Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»; Закрепить геометрические и пространственные представления , счет до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур ,сравнивать предметы по свойствам | 1.Введение в игровую ситуацию. 2.Актуализация знаний. Игра «Билеты в театр» 3.Затруднение в игровой ситуации Игра «Прямоугольник и квадрат» (начало) 4.Открытие нового знания Игра «Прямоугольник и квадрат»(продолжение) 5.Затруднение в игровой ситуации Игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение) 6.Преодоление затруднения. Игра «Прямоугольник и квадрат»(окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Тропинка» Игра «Мост» Игра «Подбери по форме» | «Игралочка» Стр. 148-154 |
Числовой ряд | 3и 4 декабря | Сформировать представление о числовом ряде; закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1; | Игра «Домики» Игра «Прятки» Игра «Велосипед» Игра «Клумбы» | «Игралочка» Стр.154-158 |
Тема | неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
фРитм (Поиск и составление закономерностей) | 1 и 2 января | Сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Закрепить изучение геометрических фигур, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, сформировать опыт самоконтроля. | 1.введение в игровую ситуацию Дидактические задачи 2.Актуализация знаний. Игра «Художник» (начало) 3.Затрунение в игровой ситуации. Игра «Художник» (продолжение) 4.Открытие нового знания. Игра «Художник» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «В разном ритме» Игра «Орнаменты» Игра «Найди пару» Игра «Выложи орнамент» | «Игралочка» Стр. 159-163 |
Счет о шести. Число и цифра 6 | 3-4 января | Сформировать представление о числе и цифре 6,умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Закрепить счетные умения ,умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать предметы по высоте. Тренировать мыслительные операции анализа, сравнение и обобщение , развивать внимание, речь, логическое мышление. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Игра «Прогулка в лес» (начало) 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Прогулка в лес» (продолжение) 4. Открытие нового знания. Игра «Прогулка в лес» (продолжение) 5.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Прогулка в лес» (Продолжение) 6.Преодоление затруднения. Игра «Прогулка в лес» (окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Методические приемы | «Игралочка» Стр. 163-168 источник |
Порядковый счет | 1 -2 неделя февраля | Сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до шести ,умение соотносить 1-6 с количеством; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Закрепить умение определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (лево, право); Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и общение ,развивать внимание, двигательную память, речь, логическое мышление. Воображение, творческие способности, сформировать опыт взаимоконтроля. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Игра «В магазине» (начало) 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «В магазине» (продолжение) 4.Открытие нового знания Игра «В магазине» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Кубики» Игра «Самый быстрый» Игра «Найди свое место» | «Игралочка» Стр. 168-171 |
Сравнение по длине | 3-4 неделя февраля | Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по лине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения по руководством воспитателя(на основе рефлексивного метода); Закрепить умение определять и называть свойства предметов, предоставление о числовом ряде, счете до шести, порядок следования цифр 1-6; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля и взаимоконтроля. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Дидактические задачи. 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «На улице». 4.Открытие нового знания. Игра «В магазин» (окончание). 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Числовой ряд» Игра «Покупка лент» | «Игралочка» Стр.171-175 |
Март
Тема | Неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Счет до семи. Число и цифра 7 | 1-2 | Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно. Соотносить цифру 7 с количеством; Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Тренировать мыслительные операции анализ. | 1.Дидактические задачи 2.Актуализация знаний. Игра «Гости» 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Колпачки» Игра «Цветы для Белоснежки» 4.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Сделай бусы» | «Игралочка» Стр.175-179 |
Повторение: Числа и цифра 1-7 | 3 | Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, находить место числа в числовом ряду; Закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур; Тренировать память, речь, воображение. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Игровая деятельность. Игра «Цветик- семицветик» Игра «Засели жильцов в дома» Игра «Подбери ключи» Игра «Сравни по длине» | «Игралочка» Стр. 179-182 |
Сравнение по толщине | 4 | Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по толщине; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Закрепить счетные умения, определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине; Развивать творческие способности. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2. Актуализация знаний. Игра «Строим теремок» (начало) 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Строим теремок» (продолжение) 4. Открытие нового знания. Игра «Строим теремок» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «В лесу» Игра «Лавочки» | «Игралочка» Стр 182-186 |
Апрель
Тема | неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Сравнение по высоте | 1 | Уточнить понимание слов «Высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер; Развивать вариативное и логическое мышление; | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Игровая деятельность. Игра «Подбери дома» Игра «Деление на команды» Игра «По росту- становись» Игра «Сруби елку» | «Игралочка» Стр.186-189 |
План (карта путешествий) | 2 | Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; Тренировать мыслительные операции. | 1.введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Игра «Покупка билета» 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Спектакль» 4.Открытие нового знания. Дидактические задачи. 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Деление на пары» Игра «За грибами» Игра «На озере» | «Игралочка» Стр. 190-194 |
Счет до восьми. Число и цифра 8 | 3 | Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством | Игра «Как зовут короля» Игра «Кто поедет на бал» Игра «Кавалеры и дамы» Игра «Обед в замке» | «Игралочка» Стр.194-199 |
Сравнение по длине ,ширине, и толщине. | 4 | Закрепить умение выделять ,называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине; Развивать речь ,фантазию, воображение | 1.Ввеение в игровую ситуацию. 2.Игровая деятельность Игра «Найди собак» Игра «Поездка в магазин» Игра «Коврики для собак» | «Игралочка» Стр.199-202 |
Тема | Неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Цилиндр | 1 неделя мая | Сформировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний . Игра «Магазин» (начало). 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Магазин» (продолжение). 4.Открытие нового знания. Игра «Магазин» (окончание) 5.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Грузчики» 6.Открытие нового знания Игра «Грузчики» (окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Расставь по местам» Игра «Фотографы» Игра «Найди паспорт» | «Игралочка» Стр.202-207 |
Конус | 2 неделя мая | Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; Развивать логическое мышление. | Игра «Отгадай, кто Я?» Игра «Необычный детский сад» Игра «Найди похожие предметы» Игра «Фотограф» Чтение. | «Игралочка» Стр.207-211 |
Призма и пирамида | 3 неделя мая | Сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур; Тренировать мыслительные операции. | Игра «В стране геометрических фигур» Игра «Слева, справа» Игра «Найди пару» Игра «Найди паспорт» Чтение стихотворения. | «Игралочка» Стр. 211-216 |
Геометрические тела | 4 неделя мая | Закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношений, умение ориентироваться на плане-карте; Порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8 | 1.введение в игровую ситуацию 2.Игровая деятельность Игра «Переход через болото» Игра «Помоги ежу» Игра «Спасение жителей геометрической страны» Игра «Поиск обратной дороги» | «Игралочка» Стр.216-219 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Весна" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
конспект заняти по формированию целостной картины мира на тему "Весна"...

Годовое планирование по развитию элементарных математических представлений средней дошкольной группы
Представляю свой вариант переспективного планирования по развитию элементарных математических представлений средней дошкольной группы. Вохзможно, кому-то он будет полезен....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.
Перспективное планирование на 2018-2019 учебный год по ФЭМП для средней группы...
Перспективно-тематический план. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.
Перспективно-тематический план по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Вид деятельности: математическое и сенсорное развитие.Средняя группа...

Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.
Полное перспективное планирование занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» (подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет)
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» раздел "Формирование элементарных математических представлений" для детей 6-7 лет (подготовитель...