Подгрупповое логопедическое занятие. Дифференциация звуков Т – П− Н−М
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с ТНР
Цель занятия: Формирование предпосылок грамотности через обучение умения различать на слух и в произношении согласные звуки Т – П− Н− М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tpnm_teh_karta.docx | 26.57 КБ |
tpnm.pptx | 846.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Постникова Валентина Юрьевна
№ участника: учитель−логопед
Образовательные области: речевое развитие
Тема занятия: Дифференциация звуков Т – П− Н−М
Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с ТНР
Цель занятия: Формирование предпосылок грамотности через обучение умения различать на слух и в произношении согласные звуки Т – П− Н− М.
Задачи занятия:
- Коррекционно-образовательные: Закрепить знание детей согласных звуков и букв Т, П, Н, М, их графическое обозначение; чем звук отличается от буквы; чем гласные звуки отличаются от согласных. Продолжать учить детей выделять согласные звуки из ряда звуков, закрытых слогов, слов. Учить детей различать согласные звуки Т, П, Н, М в начале и конце слова с опорой на картинку; подбирать слова на заданный согласный звук в начале слова; учить детей выделять согласные звуки в начальной позиции.
- Коррекционно-развивающие: Развивать у детей навык звукобуквенного анализа слов, умение составлять схемы слов с пройденными звуками и буквами. Продолжать учить детей печатать слова с пройденными буквами. Развивать у детей речевое дыхание, артикуляционную моторику; общую и мелкую моторику, умение координировать речь и движения. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
- Воспитание усидчивости и активности на занятии, аккуратности при работе с раздаточным материалом.
Планируемый результат занятия: В результате дети смогут сформулировать тему занятия, вспомнить и рассказать о выполняемых заданиях и содержании изученного материала. Могут сформулировать условия, выполнение которых позволило достичь цели (узнали у взрослых, научились выделять заданный звук на слух, научились выполнять звуковой анализ двусложных слов).
Подготовительная работа: разучивание стихотворения «С добрым утром…»; ПГ «Ласточка» и ДП «Жура−Журавель»; различение гласных и согласных звуков «Подними сигнал»
Материалы и оборудование: предметные картинки, зеркала, трубочки, птички из бумаги, гнездо, карточки к артикуляционной гимнастике, кассы букв, Буратино, домики с буквами, графические обозначения звуков, наборное полотно, «Составь слово по первым звукам слов - названиям картинок», перфокарты, карандаши
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребенка Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания; Развитие четкости дикции Различение гласных и согласных звуков Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов. Сообщение темы занятия | Здравствуйте, дети! У нас сегодня гости, поздороваемся. «С добрым утром!…»
Чтобы правильно произносить звуки мы с вами выполняем артикуляционную и дыхательную гимнастику Поможем птичкам переместиться в гнездо. Для этого возьмите трубочку и птичку, сделайте глубокий вдох через рот в трубочку так, чтобы птичка прилипла, и помогите ей вернуться в гнездо. Проговорим скороговорки, которые выучили с воспитателем. Не забываем, что сначала делаем глубокий вдох через нос и на выдохе говорим. От топота копыт пыль по полю летит. Ткет ткач ткани на платки Тане. Паук под потолком, платок под колпаком. Нашей Нине нужны нитки , Но их снова нет в корзинке. Их унес настырный кот . Где же Нина их найдёт? Мама мылом Милу мыла. Мама мыло с Милы смыла Сегодня на занятии будем различать уже знакомые согласные звуки. Вспомните и назовите согласные, которые мы уже знаем. Почему эти звуки согласные? Каким цветом обозначаем согласные звуки? | Беседа чтение стихотворения Беседа, наблюдение Беседа, диалог | Дети стоят возле стульчиков, здороваются, читают стихотворение Дети выполняют комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики перед индивидуальными зеркалами Дети проговаривают скороговорки на выдохе, вдох через нос | Психологическая готовность У детей подготовлен артикуляционный и дыхательный аппарат для произношения звуков. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Учить выделять заданный звук из речевого потока и соотносить со зрительным символом; различать и правильно произносить звук; продолжать учить отличать звук и букву | Сейчас я буду произносить согласные звуки, а вы должны поднять ту букву, которая обозначает этот звук. П Н М П Т Н М П Т Н М П Т Н П Т М Н Т П Т М Н П М Т Н П М АТ АП АМ АН ОТ ОМ ОН ОП УН УМ УП УТ УТ ОТ ОП ОП ОН ОМ ОМ ОТ ОП ИМ ИП ИМ ИТ ИН ИП ИМ… КОМ ЛОТ ТОМ СОМ ЛИМОН УКРОП НОС СОН ПАЛЬМА ТОК КОТ КИТ МАК МИГ ТОРТ НЕБО ТУЧА ТОСТ МОСТ | Беседа, проблемная ситуация, Д/д игра «Подними букву» | Дети отвечают | Дети умеют выделять заданный звук, правильно его произносят |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Учить детей различать согласные звуки Т, П, Н, М на слух | Рассмотрите символы и профили звуков. Символы звуков: −молоток стучит −чайник пыхтит −погоняем лошадку −корова мычит Чем похожи звуки Т, П, Н, М? Чем они отличаются? (произношением, разные буквы) | Беседа, проблемная ситуация; наглядность –Дракон, Ветерок, профили звука, звуковые символы | Дети произносят звук, делают вывод, что звук – согласный, потому что ветерок вылетает с преградой. Как произносятся звуки – дети должны рассказать артикуляцию звуков. делают выводы чем они похожи и чем отличаются | У детей сформировано знание, что согласные звуки различаются в произношении по артикуляции и звучанию (звонкие и глухие согласные), у них разные буквы; все согласные звуки обозначаются синим цветом |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти, мышления Учить различать звуки в произношении с опорой на картинки
Развитие координации речи с движениями Закрепить умение выделять начальный звук в слове Упражнять детей в чтении и печатании слогов и слов с новой буквой. Развивать у детей навык звукобуквенного анализа слов, умение составлять схемы слов с пройденными звуками и буквами. Развитие мелкой моторики Закреплять умение выделять звук на слух и обозначать его буквой | К нам в гости шел Буратино и нес картинки со звуками, которые мы повторяем. Каждая картинка лежала в своем домике, но Буратино упал и все перепутал. Поможем ему и разложим картинки в свои домики. Динамическая пауза с элементами нейропсихологической и психофизиологической коррекции «Жура−журавель» Посмотрите, за этими картинками спрятались слова. Нужно выделить первый звук в слове, обозначить его буквой, а потом прочитать, что получится. НОСОРОГ ОСА ТОРТ АРБУЗ - НОТА ПУГОВИЦА УТЮГ МАК АИСТ - ПУМА МОРЖ АСТРА МОСТ АНТЕНА - МАМА Работа в тетради НОТА ПУМА МАМА Логопед произносит слова, которые составили дети. Дети на столах выкладывают схемы слов. Устный анализ. Проверка на доске – «Играем на пианино» Напечатать получившиеся слова на доске, в тетради Пальчиковая гимнастика «Ласточка» А сейчас самое интересное задание: напишем диктант. Проверим научились вы выделять и узнавать звуки ТПНМ. Сейчас я буду произносить слова, а вы должны выделить звук и обозначить его буквой. Нос, Тарелка, Молоко, Музыка, Нота, Торт | Дидактическая игра: «Помоги Буратино» Показ Беседа, демонстрация, показ, наблюдение Наблюдение, показ, Упражнение Показ Показ, Упражнение в работе с перфокартами | Дети выполняют задание; Дети выполняют движения координируя речь и движения Ответы детей Дети выполняют задания под руководством взрослого Дети выполняют звуковой анализ слов Дети печатают получившиеся слова Дети выполняют пальчиковую гимнастику за логопедом Дети выполняют задание | Дети практически усваивают навык различения звуков Выполнение динамических упражнений активизирует психические функции, и, следовательно, создаются предпосылки для коррекции имеющихся нарушений и дальнейшего развития детей. Созданы условия для формирования выводов: о различие между буквой и звуком. Сформулирована детская задача: научиться писать слова; производить звуковой анализ слов, печатать и читать слова с изученными буквами Выполнение пальчиковой гимнастики стимулирует речевое развитие детей |
3. | Заключительный этап | Подвести итог занятия | - Что мы делали? - Что было самым интересным? - Что было самым трудным? Придумать слова на заданный звук. | Беседа | Ответы детей Делают выводы о звуковых и артикуляционных характеристиках различаемых звуков | В результате дети смогут сформулировать тему занятия, вспомнить и рассказать о выполняемых заданиях и содержании изученного материала. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посели картинку в домик Т Н П М
НОТА
ПУМА
МАМА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Подгрупповое логопедическое занятие " Дифференциация [с - ш] в слогах, словах, предложениях."
Цель: дифференциация [ с-ш ].Задачи: -закреплять правильное произношение [c-ш] в слогах, словах, предложениях и рифмованных текстах;-совершенствовать артикуляционную моторику;-закреплять умение выделя...
Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-РЬ в предложениях
В помощь логопедам и воспитателям логопедической группы....
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представ...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».
Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях; Задачи: - учить детей давать разли...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анал...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]
-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;-способство...