Подгрупповое логопедическое занятие. Дифференциация звуков Т – П− Н−М
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Постникова Валентина Юрьевна

Возрастная группа: разновозрастная  группа для детей с ТНР

Цель занятия: Формирование предпосылок грамотности через обучение умения различать на слух и в произношении согласные звуки Т – П− Н− М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tpnm_teh_karta.docx26.57 КБ
Файл tpnm.pptx846.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Постникова Валентина Юрьевна

№ участника: учитель−логопед

Образовательные области: речевое развитие

Тема занятия: Дифференциация звуков Т – П− Н−М

Возрастная группа: разновозрастная  группа для детей с ТНР

Цель занятия: Формирование предпосылок грамотности через обучение умения различать на слух и в произношении согласные звуки Т – П− Н− М.

Задачи занятия:

  1. Коррекционно-образовательные: Закрепить знание детей согласных звуков и букв Т, П, Н, М, их графическое обозначение; чем звук отличается от буквы; чем гласные звуки отличаются от согласных. Продолжать учить детей выделять согласные звуки из ряда звуков, закрытых слогов, слов. Учить детей различать согласные звуки Т, П, Н, М в начале и конце слова с опорой на картинку; подбирать слова на заданный согласный звук в начале слова; учить детей выделять согласные звуки в начальной позиции.
  2. Коррекционно-развивающие: Развивать у детей навык звукобуквенного анализа слов, умение составлять схемы слов с пройденными звуками и буквами. Продолжать учить детей печатать слова с пройденными буквами. Развивать у детей речевое дыхание, артикуляционную моторику; общую и мелкую моторику, умение координировать речь и движения. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
  3. Воспитание усидчивости и активности на занятии, аккуратности при работе с раздаточным материалом.

Планируемый результат занятия: В результате дети смогут сформулировать  тему занятия, вспомнить и рассказать о выполняемых заданиях и содержании изученного материала. Могут сформулировать условия, выполнение которых позволило достичь цели (узнали у взрослых, научились выделять заданный звук на слух, научились выполнять звуковой анализ двусложных слов).

Подготовительная работа: разучивание стихотворения «С добрым утром…»; ПГ «Ласточка» и ДП «Жура−Журавель»; различение гласных и согласных звуков «Подними сигнал»

Материалы и оборудование: предметные картинки, зеркала, трубочки, птички из бумаги, гнездо, карточки к артикуляционной гимнастике, кассы букв, Буратино, домики с буквами, графические обозначения звуков, наборное полотно, «Составь слово по первым звукам слов - названиям картинок», перфокарты, карандаши

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;

Развитие четкости дикции

Различение гласных и согласных звуков Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Сообщение темы занятия

Здравствуйте, дети! У нас сегодня гости, поздороваемся.

«С добрым утром!…»

 

 

Чтобы правильно произносить звуки мы с вами выполняем артикуляционную и дыхательную гимнастику

 Поможем птичкам переместиться в гнездо. Для этого возьмите трубочку и птичку, сделайте глубокий вдох через рот в трубочку так, чтобы птичка прилипла, и помогите ей вернуться в гнездо.

Проговорим скороговорки, которые выучили с воспитателем.

Не забываем, что сначала делаем глубокий вдох через нос и на выдохе говорим.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Паук под потолком, платок под колпаком.

Нашей Нине нужны нитки , Но их снова нет в корзинке.  Их унес настырный кот .  Где же Нина их найдёт?

Мама мылом Милу мыла. Мама мыло с Милы смыла

Сегодня на занятии будем различать уже знакомые согласные звуки.

Вспомните и назовите согласные, которые мы уже знаем.

Почему эти звуки согласные?

Каким цветом обозначаем согласные звуки?

Беседа

чтение стихотворения

Беседа, наблюдение

Беседа, диалог

Дети стоят возле стульчиков, здороваются, читают стихотворение

Дети выполняют комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики перед индивидуальными зеркалами

Дети проговаривают скороговорки на выдохе, вдох через нос

Психологическая готовность

У

 детей подготовлен артикуляционный и дыхательный аппарат для произношения звуков.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Учить выделять заданный звук из речевого потока и соотносить со зрительным символом; различать и правильно произносить звук;

продолжать учить отличать звук и букву

Сейчас я буду произносить согласные звуки, а вы должны поднять ту букву, которая обозначает этот звук.

П Н М П Т Н М П Т Н М П Т Н П Т М Н Т П Т М Н П М Т Н П М

АТ АП АМ АН ОТ ОМ ОН ОП УН УМ УП УТ УТ ОТ ОП ОП ОН ОМ ОМ ОТ ОП ИМ ИП ИМ ИТ ИН ИП ИМ…

КОМ  ЛОТ  ТОМ  СОМ  ЛИМОН  УКРОП  НОС  СОН  ПАЛЬМА ТОК КОТ  КИТ  МАК  МИГ  ТОРТ  НЕБО  ТУЧА  ТОСТ  МОСТ

Беседа, проблемная ситуация,

Д/д игра «Подними букву»

Дети отвечают

Дети умеют выделять заданный звук, правильно его произносят

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Учить детей различать согласные звуки Т, П, Н, М на слух

Рассмотрите символы и профили звуков.

Символы звуков: −молоток стучит

−чайник пыхтит

−погоняем лошадку

−корова мычит

Чем похожи звуки Т, П, Н, М?

Чем они отличаются? (произношением, разные буквы)

Беседа, проблемная ситуация;

наглядность –Дракон, Ветерок, профили звука,

звуковые символы

Дети произносят звук, делают вывод, что звук – согласный, потому что ветерок вылетает с преградой.

Как произносятся звуки – дети должны рассказать артикуляцию звуков.

делают выводы чем они похожи и чем отличаются

У детей сформировано знание, что согласные  звуки различаются в произношении по артикуляции и звучанию (звонкие и глухие согласные), у них разные буквы;

все согласные звуки обозначаются синим цветом

2.3.

Этап практического решения проблемы

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти, мышления

Учить различать звуки в произношении  с опорой на картинки

                                           

Развитие координации речи с движениями

Закрепить умение выделять начальный звук в слове

Упражнять детей в чтении и печатании слогов и слов с новой буквой.

Развивать у детей навык звукобуквенного анализа слов, умение составлять схемы слов с пройденными звуками и буквами.

Развитие мелкой моторики

Закреплять умение выделять звук на слух и обозначать его буквой

К нам в гости шел Буратино и нес картинки со звуками, которые мы повторяем. Каждая картинка лежала в своем домике, но Буратино упал и все перепутал. Поможем ему и разложим картинки в свои домики.

Динамическая пауза с элементами нейропсихологической и психофизиологической коррекции

«Жура−журавель»

Посмотрите, за этими картинками спрятались слова. Нужно выделить первый звук в слове, обозначить его буквой, а потом прочитать, что получится.

НОСОРОГ   ОСА   ТОРТ   АРБУЗ   -   НОТА

ПУГОВИЦА   УТЮГ   МАК   АИСТ   - ПУМА

МОРЖ   АСТРА   МОСТ   АНТЕНА -  МАМА

Работа в тетради

НОТА  ПУМА   МАМА

Логопед произносит слова, которые составили дети.

Дети на столах выкладывают схемы слов.

Устный анализ. Проверка на доске – «Играем на пианино»

Напечатать получившиеся слова на доске, в тетради

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

А сейчас самое интересное задание: напишем диктант. Проверим  научились вы выделять и узнавать звуки ТПНМ.

Сейчас я буду произносить слова, а вы должны выделить звук и обозначить его буквой.

 Нос, Тарелка, Молоко, Музыка, Нота, Торт

Дидактическая игра: «Помоги Буратино»

Показ

Беседа, демонстрация, показ, наблюдение

Наблюдение, показ,

Упражнение

Показ

Показ,

Упражнение в работе с

перфокартами

Дети выполняют задание;

Дети выполняют движения   координируя речь и движения

Ответы детей

Дети выполняют задания под руководством взрослого

Дети выполняют звуковой анализ слов

Дети печатают получившиеся слова

Дети выполняют пальчиковую гимнастику за логопедом

Дети выполняют задание

Дети практически усваивают навык различения звуков

Выполнение динамических упражнений  активизирует  психические функции, и, следовательно, создаются предпосылки для коррекции имеющихся нарушений и  дальнейшего развития детей.

Созданы условия для формирования выводов: о различие между буквой и звуком. Сформулирована детская задача: научиться  писать слова;

производить звуковой анализ слов, печатать и читать слова с изученными буквами

Выполнение пальчиковой гимнастики стимулирует речевое развитие детей

3.

Заключительный этап

Подвести итог занятия

- Что мы делали?

- Что было самым интересным? - Что было самым трудным?

Придумать слова на заданный звук.

Беседа

Ответы детей

Делают выводы о звуковых и артикуляционных характеристиках различаемых звуков

В результате дети смогут сформулировать  тему занятия, вспомнить и рассказать о выполняемых заданиях и содержании изученного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Посели картинку в домик Т Н П М

Слайд 8

НОТА

Слайд 9

ПУМА

Слайд 10

МАМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Цель:  Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С]  и [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Подгрупповое логопедическое занятие " Дифференциация [с - ш] в слогах, словах, предложениях."

Цель: дифференциация [ с-ш ].Задачи: -закреплять правильное произношение [c-ш] в слогах, словах, предложениях и рифмованных текстах;-совершенствовать артикуляционную моторику;-закреплять умение выделя...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анал...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]

-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;-способство...