Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;
Задачи:
- учить детей давать различительную характеристику звуков [с]-[ш];
- закреплять знание норм артикуляции звуков [с], [ш];
- учить различать эти звуки на слух;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать понимание пространственных отношений;
- развивать логическое мышление и зрительное восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trushnikova_zanyatie.docx | 56.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия
(вид занятия: открытие нового знания)
Автор конспекта:
Трушникова Алла Геннадьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
г. Исилькуль
Дата проведения занятия: ________
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)
Возраст детей: 6 лет
Тема: «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях.
Малыш и Карлсон».
Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;
Задачи:
- учить детей давать различительную характеристику звуков [с]-[ш];
- закреплять знание норм артикуляции звуков [с], [ш];
- учить различать эти звуки на слух;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать понимание пространственных отношений;
- развивать логическое мышление и зрительное восприятие.
Оборудование:
Для детей: индивидуальные зеркала, картинки «сушки» или настоящие
сушки, символы для обозначения звуков «С»- «Ш» раздаточный материал,
бумажный «язычок», ватка, дидактическая игра «Домики».
Для педагога:
1.Организационный момент.
- Психологический настрой.
- Настал новый день, встречаем его с улыбкой. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне.
- Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя красоту. доброту и здоровье, а выдохнем через ротик все обиды, злость и огорчения.
2. Основная часть.
- Создание мотивационного поля.
– Отгадай загадку и ты узнаешь, кто пришёл к нам сегодня в гости:
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне...
И пропеллер на спине! Карлсон.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш … Малыш.
- Послушай, какая история произошла с Малышом накануне его Дня рожденья. Папа и мама уехали и наняли для него воспитательницу, которую звали Фрекен Бок. Она приехала, но не знает, в каком доме живёт Малыш. Помоги ей найти дом Малыша, а то ему придётся остаться одному.
Как же узнать нам дом Малыша, номера – то на нём нет? (Малыш живёт в домике с буквой «Ш») Почему ты так подумал?
- А как ты думаешь, кто живёт во втором домике? Почему?
- Ты догадался, с какими звуками мы сегодня будем играть?
- Сегодня мы будем учиться правильно произносить и различать звуки «С» и «Ш» в слогах, словах и предложениях. Ты готов?
- Фрекен Бок хоть и строгая воспитательница, но решила на День рождение Малыша испечь его любимое угощенье, но никак не могла разобрать какое: Малыш с трудом мог выговорить его название, послушай:
шуска-сушка-суска- шушка
- А ты догадался, что любит Малыш?
- Фрекен-Бок угостит Малыша сушками, и чтобы помочь Малышу получить сушки тебе надо будет очень постараться выполнить задания от Фрекен Бок.
- Первое задание от Фрекен бок, нужно выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику.
3) Артикуляционная гимнастика.
Упражнение для губ: «заборчик»-«окошечко».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
Губы плавно округлили
И их в рупор превратили.
Мне понравилось играть, повторю-ка всё опять.
Упражнение для языка: «горка»- «чашечка»
Что за горка- вот так чудо!
Выгнулся язык упруго!
Кончик в зубки упирается,
Края кверху устремляются!
Вышла горка хороша ,
Хоть катай там малыша.
Поднимаем мы края- получилась пиала!
Дыхательная гимнастика.
«Змейка»
- Подуй на бумажный язычок так, чтобы он начал колебательные движения. Язык между губок.
«Фокус»
- Покажем друг другу фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить на
широкий передний край языка верхнюю губу так, чтобы боковые его края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом идёт посередине языка.
Микроитог: Как ты считаешь, справился ты с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок угощает тебя сушкой.
Второе задание от Фрекен Бок.
- Нужно рассказать в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок при произнесении звуков «С»- «Ш» и какая воздушная струя пи произнесении этих звуков?
Разбор артикуляции звуков «С»- «Ш» .
- Скажи, на что похожи звуки «С»- «Ш»?
(Звук «С» похож на звук насоса, а звук «Ш» на звук змеи)
- Произнеси звук «С» и понаблюдай.:
-Что делают губы? (работа с зеркалом)
(«С»- губы улыбаются)
- Произнеси звук «Ш» (Губы вытягиваются вперёд, как «Окошечко»)
- Где находится язык при произнесении звука «С»? Звука «Ш»?
(Когда произносим звук «С», язык находится внизу, за нижними зубами, а когда звук «Ш», за верхними зубами напоминает по форме «Чашечку» )
- А какая воздушная струя у звука «С»? У звука «Ш»?(При произнесении звуков подставляем ладошку к губам)(Когда произносим звук «С»-воздушная струя холодная, а когда произносим звук «Ш»- воздушная струя тёплая).
Микроитог.- Скажите, похоже или отличается положение губ, язычка, воздушная струя при произнесении звуков «С»-«Ш».
- Как ты считаешь, справились мы с этим заданием, трудности были при
выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.
Третье задание от Фрекен Бок, нужно выполнить задания на развитие фонематического слуха.
а) «Выложи узор»
- Я буду произносить слова, а ты выложи узор из символов: С-насос, Ш-звук змеи.(Должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется детям для сравнения)
Слова из задания «Домики»: сапоги, шорты, шуба, сок, сумка, шапка.
С_Ш_Ш_С_С_Ш
- Произнеси звуки, что у тебя получилось.
б) «Шифровка»
- Фрекен бок зашифровала для Малыша звуки «С»-«Ш» с помощью
стрелочек и думает, что ты не сможешь догадаться, где какой звук, запутаешься и неправильно произнесёшь звуки и не сможешь помочь Малышу.
Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.
3.Физминутка.
Карлсон всех позвал на крышу Поднимайтесь- ка неслышно! | Ходьба на месте |
Руки в сторону, поднять | Руки в сторону, затем поднять |
На носки всем срочно встать | Встать на носочки |
Выше, выше… Опуститесь, | Тянуться на носочках вверх- опуститься |
Поклонитесь, улыбнитесь, А теперь прошу садитесь. | Поклон и улыбка. |
Четвёртое задание от Фрекен Бок.
а) Дидактическая игра «Домик»
- Прочитай слоги и найди слова, которые начинаются на них:
СА-СО-СУ ША-ШО-ШУ
сапоги, сок, сумка, шапка, шорты, шуба
Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.
Пятое задание от Фрекен Бок.
«Звук пропал»
- Фрекен Бок предлагает тебе поиграть в игру «Звук пропал», какого звука не хватает в слове ? Произнеси слово целиком.
-апоги, -орты, -уба, -ок, -умка, -апка.
Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.
Шестое задание от Фрекен Бок.
- Фрекен Бок решила ко Дню рождения Малыша испечь пирожки (плюшки) с начинкой. Посмотри на картинку и скажи, что приготовила Фрекен Бок для начинки: груша, вишня, капуста, мясо. Нам надо раскатать тесто на пирожки (плюшки) возьми карандаш упражнение « Скалка», а потом расскажем, с чем будут пирожки :
(Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.)
Пирожки испечь решили.
Ловко тесто замесили.
Хорошенько раскатаем,
В печку жаркую поставим.
- Итак, с какой начинкой получились наши пирожки ?
Пирожки с мясом (с капустой).
Пирожки с грушей (с вишней).
Пирожки с вишней, с капустой
- Как ты думаешь, какими пирожками будем угощать Карлсона , а какими
Малыша?
Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.
4. Рефлексия.
- Посчитай, сколько сушек ты собрал для Малыша.
(Одна сушка, две сушки, три сушки и т.д.)
- Скажи, у кого мы были в гостях?
- Чем угощал нас Малыш? (сушками и пирожками)
- Какие пирожки любишь ты?
- Малыш благодарит тебя за помощь. Теперь можно отпраздновать День
рождения и всем хватит угощений.
- Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.
Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гости с Шушей"...
Конспект фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах, словах, предложениях, играх"
Цели:1. Образовательные:а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопед...
Дифференциация звуков ш-с в слогах, словах и предложениях.
Тема: дифференциация звуков «с» - «ш» в слогах, словах и предложениях.Задачи: закреплять навык дифференциации звуков «с»-«ш» изолированно, в слогах, сло...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях". Презентация
Презентация к логопедическому занятию "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях"...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, словах и предложении"
Конспект для учителей - логопедов...
Презентация "Оформление технологической карты логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ОНР III –IV уровня Дифференциация звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях"
Представленный вариант интересен тем, что включает в себя подробный алгоритм построения логопедического занятия....
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах и предложениях".
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Космическое путешествие"....