Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трушникова Алла Геннадьевна

      Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;

       Задачи:

        - учить детей давать различительную характеристику звуков [с]-[ш];

        - закреплять знание норм  артикуляции звуков [с], [ш];

        - учить различать эти звуки на слух;

        - развивать фонематическое восприятие;

        - развивать понимание пространственных  отношений;

         - развивать логическое мышление и зрительное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trushnikova_zanyatie.docx56.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия

(вид занятия:  открытие нового знания)

Автор конспекта:

 Трушникова Алла Геннадьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Исилькуль                        

                                                   

Дата проведения занятия: ________

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)

Возраст детей: 6 лет

Тема: «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях.

           Малыш и Карлсон».

Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;

Задачи:

- учить детей давать различительную характеристику звуков [с]-[ш];

- закреплять знание норм  артикуляции звуков [с], [ш];

- учить различать эти звуки на слух;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать понимание пространственных  отношений;

- развивать логическое мышление и зрительное восприятие.

Оборудование:

Для детей: индивидуальные зеркала, картинки «сушки» или настоящие

сушки, символы для обозначения звуков «С»- «Ш»  раздаточный материал,

бумажный «язычок», ватка, дидактическая игра «Домики».

Для педагога:

                                   1.Организационный момент.

  1. Психологический настрой.

- Настал новый день, встречаем его с улыбкой. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне.

- Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя красоту. доброту и здоровье, а выдохнем через ротик все обиды, злость и огорчения.

                               2. Основная часть.

  1. Создание мотивационного поля.

– Отгадай загадку и ты узнаешь, кто пришёл к нам сегодня в гости:

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

Он упитанный вполне...

И пропеллер на спине! Карлсон.

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш … Малыш.

- Послушай, какая история произошла с Малышом накануне его Дня рожденья. Папа и мама уехали  и наняли для него воспитательницу, которую звали Фрекен Бок. Она приехала, но не знает, в каком доме живёт Малыш. Помоги ей найти дом Малыша, а то ему придётся остаться одному.

Как же узнать нам дом Малыша, номера – то на нём нет? (Малыш живёт в домике с буквой «Ш») Почему ты так подумал?

- А как ты думаешь,  кто живёт во втором домике? Почему?

- Ты догадался,  с какими звуками мы сегодня будем играть?

- Сегодня мы будем учиться правильно произносить и различать звуки «С» и «Ш» в слогах, словах и предложениях. Ты готов?

- Фрекен Бок хоть и строгая воспитательница, но решила на День рождение Малыша испечь его любимое угощенье, но никак не могла разобрать какое: Малыш с трудом мог выговорить его название, послушай:

                                  шуска-сушка-суска- шушка

- А ты догадался, что любит Малыш?

- Фрекен-Бок угостит Малыша сушками, и чтобы помочь  Малышу получить сушки тебе надо будет очень постараться выполнить  задания от Фрекен Бок.

 - Первое задание от Фрекен бок, нужно выполнить артикуляционную и  дыхательную гимнастику.

3) Артикуляционная гимнастика.

          Упражнение для губ: «заборчик»-«окошечко».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

            Губы плавно округлили

            И их в рупор превратили.

Мне понравилось играть, повторю-ка всё опять.

 

        Упражнение для языка: «горка»- «чашечка»

Что за горка- вот так чудо!

Выгнулся язык упруго!

Кончик в зубки упирается,

Края кверху устремляются!

Вышла горка хороша ,

Хоть катай там малыша.

       

          Поднимаем мы края- получилась пиала!

Дыхательная гимнастика.

«Змейка»

- Подуй на бумажный язычок так, чтобы он начал колебательные движения. Язык между губок.

«Фокус»

- Покажем друг другу фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить на  

 широкий передний край языка верхнюю губу так, чтобы боковые его края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух  при этом идёт посередине языка.

Микроитог: Как ты считаешь, справился ты с этим заданием, трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок угощает тебя сушкой.

Второе задание от Фрекен Бок.

- Нужно рассказать в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок при произнесении звуков «С»- «Ш» и какая воздушная струя пи произнесении этих звуков?

Разбор артикуляции звуков  «С»- «Ш» .

- Скажи, на что похожи звуки «С»- «Ш»?

(Звук «С» похож на звук насоса, а звук «Ш» на звук змеи)

- Произнеси звук «С» и понаблюдай.:

-Что делают губы? (работа с зеркалом)

(«С»- губы улыбаются)

- Произнеси звук «Ш» (Губы вытягиваются вперёд, как «Окошечко»)

- Где находится язык при произнесении звука «С»? Звука «Ш»?

(Когда произносим звук «С», язык находится внизу, за нижними зубами, а когда звук «Ш», за верхними зубами напоминает по форме «Чашечку» )

- А какая воздушная струя у звука «С»? У звука «Ш»?(При произнесении звуков подставляем ладошку к губам)(Когда произносим звук «С»-воздушная струя холодная, а когда произносим звук «Ш»- воздушная струя тёплая).

Микроитог.- Скажите, похоже или отличается положение губ, язычка,  воздушная струя при произнесении звуков «С»-«Ш».

- Как ты считаешь, справились мы с этим заданием, трудности были при

  выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.


Третье задание от Фрекен Бок, нужно выполнить задания на развитие фонематического слуха.

а) «Выложи узор»

- Я буду произносить слова, а ты выложи узор из символов: С-насос, Ш-звук змеи.(Должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется детям для сравнения)

Слова из задания «Домики»: сапоги, шорты, шуба,  сок, сумка, шапка.

С_Ш_Ш_С_С_Ш

- Произнеси звуки, что у тебя получилось.

б)  «Шифровка»

- Фрекен бок зашифровала для Малыша звуки «С»-«Ш» с помощью  

стрелочек и думает, что ты не сможешь догадаться, где какой звук, запутаешься и неправильно произнесёшь звуки и не сможешь помочь Малышу.

Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.

3.Физминутка.

Карлсон всех позвал на крышу

Поднимайтесь- ка неслышно!

Ходьба на месте

Руки в сторону,  поднять

Руки в сторону, затем поднять

На носки всем срочно встать

Встать на носочки

Выше, выше… Опуститесь,

Тянуться на носочках вверх- опуститься

Поклонитесь, улыбнитесь,

А теперь прошу садитесь.

Поклон и улыбка.

Четвёртое задание от Фрекен Бок.

а) Дидактическая игра «Домик»

- Прочитай слоги и найди слова, которые начинаются на них:

        СА-СО-СУ                          ША-ШО-ШУ

сапоги, сок, сумка,                    шапка, шорты, шуба

Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.

Пятое задание от Фрекен Бок.

«Звук пропал»

- Фрекен Бок предлагает тебе поиграть в игру «Звук пропал», какого звука  не хватает в слове ? Произнеси слово целиком.

               -апоги, -орты, -уба,  -ок, -умка, -апка.

Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.

Шестое задание от Фрекен Бок.

- Фрекен Бок решила ко Дню рождения Малыша испечь пирожки (плюшки) с начинкой. Посмотри на картинку и скажи, что приготовила Фрекен Бок для начинки: груша, вишня, капуста, мясо. Нам надо раскатать тесто на пирожки (плюшки) возьми карандаш упражнение « Скалка», а потом расскажем, с чем будут  пирожки :

(Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.)hello_html_649ed192.jpg

          Пирожки  испечь решили.

          Ловко тесто замесили. 

          Хорошенько раскатаем,

          В печку жаркую поставим.

- Итак, с какой начинкой получились наши пирожки ?

Пирожки с мясом  (с капустой).

Пирожки с грушей (с вишней).

Пирожки с вишней, с капустой

- Как ты думаешь,  какими  пирожками будем угощать Карлсона , а какими

  Малыша?

Микроитог.- Как ты считаешь, справился ты с этим заданием? Трудности были при выполнении задания? Фрекен Бок возвращает нам ещё одну сушку.

4. Рефлексия.

- Посчитай, сколько сушек  ты собрал для Малыша.

   (Одна сушка, две сушки, три сушки и т.д.)

- Скажи, у кого мы были в гостях?

- Чем угощал нас Малыш? (сушками и пирожками)

- Какие пирожки любишь ты?

- Малыш благодарит тебя за помощь. Теперь можно отпраздновать День

  рождения и всем хватит угощений.

- Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.

Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гости с Шушей"...

Конспект фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах, словах, предложениях, играх"

Цели:1. Образовательные:а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопед...

Дифференциация звуков ш-с в слогах, словах и предложениях.

Тема: дифференциация звуков «с» - «ш» в слогах, словах и предложениях.Задачи: закреплять навык дифференциации звуков «с»-«ш» изолированно, в слогах, сло...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях". Презентация

Презентация к логопедическому занятию "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях"...