Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»
план-конспект занятия по логопедии
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuki_l_i_l.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
подгруппового логопедического занятия
Тема: Звуки [Л] и [Л`]
Этап дифференциации. «Такие разные животные»
Цели:
- Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
- Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
- Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.
Оборудование: зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».
Слон большой, а мышка … (маленькая)
Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)
Собака добрая а волк…(злой)
Лев быстрый, а черепаха …(медленная)
Жираф высокий, а суслик … (низкий)
II. Подготовительная часть.
1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки
«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.
Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.
Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).
Покажите правой рукой левую щеку.
2. Развитие мелкой моторики
Сидит белка на тележке, Хлопки ладонями и удары кулачками и попеременно.
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке, Загибать по одному пальчику, начиная с большого.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.
кому в зобок,
кому в лапочку
3. Развитие мимической мускулатуры. Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.
4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания
Надули мы животики как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…
5. Развитие артикуляционной моторики
Массаж языка «Ла-ла-ла»
Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»
III. Основная часть.
1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.
2. Речевая разминка. Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).
3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»
Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.
Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.
4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)
Звук «Л»— Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле) | Звук «Л`»— Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле) |
5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)
Звук «Л»— согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена) | Звук «Л`»— согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята) |
6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов
Дидактическая игра «Зоопарк»
Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».
(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)
Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».
А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»
7. Физминутка
У лесной дороги Спал медведь в берлоге, Кто-то мимо проходил И медведя разбудил. Зарычал медведь в берлоге! Уноси скорее ноги! | Присесть на корточки, колени обхватить руками, голову прижать к коленям. Шаги на месте. Потрясти кистью руки, имитируя колокольчик. Сделать свирепое лицо, руки с растопыренными пальцами поднять вверх. Бег на месте. |
8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения
Послушай предложение.
«Этим летом я в лесу видел белку и лису»
Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»
Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).
9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста
Послушай стихотворение.
Дело было летом,
Лось поел котлету,
Долго топал он потом
И плевался под кустом:
«Не надо мне котлету,
Не надо мне конфету!
На лугу, в лесу и в поле
Сена я наемся вволю!»
Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!
А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.
IV. Заключительная часть.
Итог занятия
Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?
Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».
Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М». Цели:1. Познакомить с буквой «М».2. Закреплять...
Конспект логопедического занятия. Тема "Звук С"
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема "Звук С"...
Конспект логопедического занятия. Тема : Звук С
Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР....
Конспект подгруппового занятия Тема: Звук и буква «И»
Цель: познакомить детей со звуком «И» и его акустико- артикуляционной характеристикой....
Конспект занятия "Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»"
Закрепление словаря по теме животные,формирование умения строить связное высказывание при анализе звуков...
Конспект коррекционного занятия.Тема: Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные.
Занятие проведено в рамках методической встречи студентов ГБПОУ ИО «Иркутского регионального колледжа педагогического образования» и педагогов ДОО г.Иркутска...
Конспект интегрированного занятия ко Дню народного единства Ярмарка народов: «Мы такие разные, но мы вместе»
Ярмарка народов: «Мы такие разные, но мы вместе»Цель: Воспитание у детей чувтсва дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину.Задачи: Расширять представление детей о Родине, о народах прож...