Подгрупповое логопедическое занятие " Дифференциация [с - ш] в слогах, словах, предложениях."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Алтухова Елена Витальевна

Цель: дифференциация [ с-ш ].

Задачи:

-закреплять правильное произношение [c-ш] в слогах, словах, предложениях и рифмованных текстах;

-совершенствовать артикуляционную моторику;

-закреплять умение выделять данные звуки в словах;

-продолжать развивать координацию голоса и артикуляции;

-развивать навыки слухового анализа;

-развивать фонематический слух;

-закреплять умения правильно согласовывать местоимения он, она, оно, они.

-развивать связную речь;

-формировать самоконтроль за речью;

-развивать общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differents_s-sh.docx372.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №11 «БОГАТЫРЬ»

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

« Дифференциация  с – ш в слогах, словах,

предложениях»

                                                        

                                                                Выполнила:

                                                                учитель-логопед

                                                                Алтухова Елена Витальевна

     г. Курчатов

2017г.

Цель: дифференциация [ с-ш ].

Задачи:

-закреплять правильное произношение [c-ш] в слогах, словах, предложениях и рифмованных текстах;

-совершенствовать артикуляционную моторику;

-закреплять умение выделять данные звуки в словах;

-продолжать развивать координацию голоса и артикуляции;

-развивать навыки слухового анализа;

-развивать фонематический слух;

-закреплять умения правильно согласовывать местоимения он, она, оно, они.

-развивать связную речь;

-формировать самоконтроль за речью;

-развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: компьютер, зеркало, д / и «Пальчиковые сапожки», сундук, шкатулка, предметные картинки, д / и «Ритмическое путешествие», мяч,  мишка, карточки «Слова с перепутанными буквами», домики ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

                                Ход занятия:

1.Организационный момент.

  Здравствуй! У нас сегодня гости. Поздоровайся, пожалуйста. Они пришли послушать, как ты научилась красиво произносить звуки.

  Сегодня мы с тобой закрепим знания о правильном произношении звуков [с-ш].

2. Пальчиковая гимнастика.

Предлагаю отправиться на прогулку, где нас ждут  друзья: Свистелочка и Шипелочка. Согласна? Тогда собираемся.

Обуваем сапожки на пальчики правой руки:

                        Сапожки пальчики обули,

                        Смело в них вперёд шагнули,

И пошли по переулку на весёлую прогулку.

(смена рук)

Вам сапожки не ботинки,

                     Пальцы словно балеринки.

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

3. Артикуляционная гимнастика. (Слайды 1,2,3,4.)

Упражнения «Блинчик», «Горка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки»,

«Чашечка», «Маляр», «Прятки».

4.Актуализация имеющихся знаний у детей. (Слайд 5.)

 Перед нами чайник. Какой звук слышим, когда кипит водичка в чайнике?  (С- С- С.)

Сделай глубокий вдох - и на выдохе, тихо, ведя по дорожке, произнеси длительно: С – С – С.

Какой звук ты произнесла? -  [с].

Где находятся губы, зубы и язык, когда произносим [с] ?

(Губы  улыбаются, зубы разомкнуты, язык внизу. Он свистящий.)

А теперь перед нами змейка. (Слайд 6)

Какой звук мы слышим, когда шипит змея? ( Ш-Ш - Ш).

Произнеси [ш] громко, отрывисто и часто.

Какой звук ты произнесла? [ш].

Где находятся губы, зубы и язык, когда произносим [ш]?

Чем отличаются эти звуки? (Положением губ, зубов, языка.)                      

Чем похожи? (Они согласные)

Итак, запомни: на [с] - язык внизу, а на [ш] - язык вверху!

Произнесём с помощью рук. Рука вверху- Ш, рука внизу – С.(С-Ш-С-Ш).

Игра «Ритмическое путешествие»

Поиграем с пчёлкой. Летаем по цветочкам, произнося слоги верно.

са-ша, ос-ош, ушу-усу.

А вот и наши друзья. Назови их. (Свистелочка и Шипелочка). (Слайд 7)

Они услышали свои любимые звуки и поспешили к нам.

Наши друзья принесли интересные предметы. Угадай, что: расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами.

6 4 2 1 3 5                 7 4 2 1 8 5 6 3

к д у с н у                 к т к ш а у л а

Словарная работа:

Рассмотри их. Справа - сундук, слева - шкатулка. Чем они отличаются?

( Сундук – большой, шкатулка – маленькая. У сундука есть замок.)

В чём их сходство?

(Они похожи на ящик с крышкой, там что-то хранят.)

Сундук- это ящик с замком для хранения вещей, а шкатулка – небольшой ящик для хранения мелких вещей.

Свистелочка и Шипелочка очень расстроены. Они спешили и перепутали картинки. Помоги им. Разложи картинки правильно: в сундук - картинки со звуком [с], в шкатулку - со звуком [ш].

Динамическая пауза.

Логопед. Я буду читать стихи, а ты будешь выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей Смешные игрушки:

Смешные ежи                 Бегает мелкими шагами.

И смешные лягушки.     Прыгает, как лягушки.

Смешные медведи,       Ходит, как медведи.

Смешные олени,           Подносит к голове руки, пальцы раздвинуты.

Смешные моржи,        Двигается боком.

Смешные тюлени.       Бежит с подскоком.

Скажи, каким животным ты подражала? Смешным ежатам, смешным лягушатам…

Игра «Доскажи словечко»  (Слайд 8)

Упражнение «Скажи правильно»  (Слайд 9)

Игра «Посчитай»  (Словосочетание - сосновая шишка)  (Слайд 10)

Игра «Составь слово» (Соедини  первые звуки каждого слова и получится новое слово.) Запиши его на листе. (Слайд 11)

Игра «4 лишний» (Слайд 12)

Игра « Первый звук, последний звук» (Слайд 13)

Игра с мячом.

Ответь на вопрос полным предложением:

Кто ведёт поезд?  (Поезд ведёт машинист.)

Хвост у лисы какой? (Хвост у лисы пушистый.)

Чем покрыто тело собаки? (Тело собаки покрыто шерстью.)

Что светит днём в небе? (Днём в небе светит солнышко.)

Как называются маленькие баранки? (Маленькие баранки называются сушки.)

Кто играет в шахматы? (В шахматы играет шахматист.)

Игра «Пушистый мишка»

Этот мишка. С ним дружат  Свистелочка и Шипелочка. Он пушистый и в его имени есть звуки [с-ш]. Подумай и скажи, как его можно назвать по особенности шёрстки? (Пушистик)

Есть домики. В домиках находятся пушистые слова- подарки от Свистелочки и Шипелочки для Пушистика. Прочитай названия домиков.

 ОН                 ОНА            ОНО          ОНИ

Что находится в домике он? (Пушистый шарф)

Достань подарок из домика она? (Пушистая шапка)

Что лежит в домике оно? (Пушистое пальто)

Что находится в домике они? (Пушистые носки)

 Пушистик рад таким подаркам. Спасибо.

Итог занятия

С какими звуками мы работали сегодня на занятии? С кем подружились? (Слайд 14)

Я знаю, что ты приготовила для Свистелочки и Шипелочки стихотворение. Прочитай его

В словах на «С» - повсюду свист, 
Он слышен здесь прекрасно: 
«Собака», «сумка», «сахар», «лист»… 
Теперь уж  всё мне ясно? 
Так ветер осенью свистит, 
Стучась в стекло с разбегу, 
И свистом словно говорит: 
«Насыплю скоро снегу!» 
В словах на «Ш» - совсем не то, 
Тут шум сплошной мы слышим: 
«Шалаш», «подушка», «решето», 
«Шуршим», «решаем», «пишем»… 
Так на ветру шумит камыш, 
Шипит наш кот со звуком «Ш», 
И если мышку уследишь, 
То тоже ты услышишь «ш-ш-ш»… 
Чтоб «С» услышать в слове «лист», 
Запомню я без долгих дум, 
Что в звуке «С» - один лишь свист, 
А в «Ш» - шипенье, шорох, шум!

Молодец, ты сегодня старалась правильно произносила звуки [с-ш].

Старайся следить за  своей речью. Помни о звуках [с-ш]. До свидания!

D:\DOKYMENT\РАБОТА\Лена\ЛОГОФОТО работа\2012г\DSCN0722.jpg

D:\DOKYMENT\РАБОТА\Лена\ЛОГОФОТО работа\2012г\DSCN0723.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...

Подгрупповое логопедическое занятие "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Подгрупповое  логопедическое занятие.  Подобран речевой материал для закрепления в игровой форме произношения звука Л в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...