Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребенок будет учиться не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные - твердые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у ребенка разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он преобретет графические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_s-z.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки [С]-[З], [Сь]-[Зь].
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать и ребенка языковое чутье и чувство ритмы.
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С]-[З], [Сь]-[Зь].
- Учить звуковому и слоговому синтезу слов.
- Учить выделять из предложения слова с определенным звуком.
- Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать рифму к предложенным словам:
мак (рак), гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина),
бочки (кочки, замочки) и т.д.
Задание № 2. Дифференциация звуков [С]-[З].
Назвать первый звук в именах:
Саня, Соня, Софья; Захар, Зоя.
Сравнить артикуляцию звуков [С] и [З] (найти общее и различие, обратить внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [С] и [З], символы и обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]»:
с, з, с, з…; са, за, зо, со…; санки, золото, зубы, коса, коза, нос…
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
са-за, со-…; зо-…, зу-…
Повторить за взрослым ряд слогов:
са-за-за, за-са-са, за-са-за, са-за-са, за-за-са, са-са-за.
Дидактическое упражнение «Составь слово (составить слово из слогов):
са, мо, лет; зо,ло,то; ско,во,ро,да; зо,о,парк…
Задание №3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков».
с,у,п; с,о,к; з,у,б,ы; к,о,з,ы; р,о,з,ы; с,у,м,к,а;
Закончи слово нужным слогом:
СЫ,ЗЫ: ва…, но…, ко…, та…, бы…, гро…, бере…, ча…
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [З]); (в каком слове встречаются оба звука)
Санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.
Заменить звук [С] на звук [З] в словах. Какие слова получились? Составить с ними предложения.
Соя – Зоя, сайка –…, сахар - …, суп - …; коса - …, лиса - …, косы…
Загадки и чистоговорки на звуки [С] и [З]:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает (Собака)
***
Под крышей – четыре ножки,
На крыше – суп да ложки.(Стол)
***
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком (Зайка)
***
Что видно только ночью? (Зонт)
***
Са-са-са – летит оса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Сы-сы-сы – нет осы.
Аска-аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска-оска – у Сони соска.
Уска-уска-уска – у Сони блузка.
***
За-за-за – вот идет коза.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Задание №4. Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С] и звуком [З].
Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идет в лес. Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.
Задание №5. Дифференциация звуков [Сь]-[Зь].
Назвать первый звук словах: зима, Сима.
Сравнить артикуляцию звуков [Сь] , [Зь] (найти общее и различие, обратить внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [Сь] и [Зь], символы и обозначение этих звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Сь]»:
сь, зь, сь…, зь, сь…, ся, зя, зи, си; Сима, синий, зеленый, козел, поросенок.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ся-зя, си-…, зи-си, зю-…
Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов)
По, ро, се, нок; се, ле, доч, ни, ца, ар, бу, зи, ки.
Найди лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Сь] , [Зь])
Резина, зяблик, земля, Семен; Сева, синий, озеро, семена.
Вспомнить чистоговорки на звуки [Сь] , [Зь].
Ся-ся-ся-мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – гуся принеси.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Задание №6. Подобрать как можно больше слов со звуками [Сь] и [Зь].
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [Сь] и [Зь].
Сима гуляет на поляне. Ваня кормит зяблика. Зина идет в магазин.
Сима и Зина увидели на лугу гусей.
Задание №7. Дифференциация звуков [С] - [З] и [Сь] - [Зь].
Назвать мягкие (твердые) согласные звуки, назвать твердые (глухие) согласные звуки ([С], [Сь], [З], [Зь]).
Рассмотреть и назвать ряд картинок. Сказать, какой звук в слове ([С], [З], [Сь], [Зь]), определить место звука в каждом слове, разделить слова на слоги, назвать самое длинное слово и самое короткое. Разделить все картинки на две стопки:
- с мягкими согласными звуками [Сь], [Зь],
- с твердыми согласными [С], [З],
- со звонкими звуками [З], [Зь],
- с глухими согласными [С], [Сь].
Составить с каждым словом предложение.
Выучить скороговорки:
Идет козел с козой,
А коза идет с косой.
Змея змеилась,
Змея смеялась,
Смеялась, змеилась,
Змеясь, смеялась.
Задание №8. Вспомнить буквы, которыми обозначаются на письме звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Звуко-слоговой анализ слов: составление и преобразование их с помощью букв разрезной азбуки, составление схем из кружков, чтение, письмо под диктовку.
Сима – зима, косы – козы, Лиза – лиса.
Чтение, анализ предложений. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счёту он стоит в предложении? Списывание:
Вот Сима. У Симы лиса. Вот Лиза. У Лизы козы. Тут Лиза и Сима. У Лизы лиса козы. У Симы коза и лиса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразовой речи»
В занятии для детей логопедической группы использованы игры на развитие слухового контроля, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, которые связаны тесным образом.Материал рекомендуется учител...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»
Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...
Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-РЬ в предложениях
В помощь логопедам и воспитателям логопедической группы....
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».
Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях; Задачи: - учить детей давать разли...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анал...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]
-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;-способство...