Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];
-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;
-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;
-способствовать развитию высоты и силы голоса;
-закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-познакомить детей с понятием родственные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.s-sh.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия
Дифференциация звуков [с] и [ш]
первый год обучения / старшая группа
Составила: учитель-логопед Кожухарь Ала
Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш].
Цель: научить детей различать звуки [с] и [ш] на слух и в произношении в слогах и словах.
Задачи:
-закреплять правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];
-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;
-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;
-способствовать развитию высоты и силы голоса;
-закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-познакомить детей с понятием родственные слова.
Оборудование: игрушка заяц Степашка, логопедический муляж ротовой полости, запись шума зимнего ветра, кукла Соня и плюшевый Мишка, снежинки-картинки: лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы, бумажные салфетки, корзинка, презентация «Зима», снежинки-загадки, предметные картинки: снег, снегирь, снеговик, снежинка, Снегурочка, мяч (снежок).
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Дети здороваются с гостями.)
А еще одного гостя вы узнаете, отгадав загадку:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами ... (Заяц.)
Правильно! Это заяц. Зовут его Степашка. В его имени есть звуки [с] и [ш], но он их путает и просит вас научить правильно произносить и различать эти звуки.
Развитие фонематического слуха.
Сначала поиграем в игру «Поймай звук». Если услышите звук [с] хлопните в ладоши, звук [ш] топните ножкой.
А – о – с – р – а – ш – у – д – с – о – ш
З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш
Продолжаем.
Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са
Оп – ор – ош – ом – ос – ок – ос – ош
В словах: сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист.
Артикуляция звуков.
Покажем Степашке, как нужно произносить звук [с]. Показ артикуляции на логопедическом муляже.
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе.
По середине языка струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Ссс, ссс, ссс – произнеси!
Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!
Сделаем из языка чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш как шелк шуршал!
Развитие высоты и силы голоса.
Степашкаговорит, что в зимнем лесу ветер шумит громче!
Ребята тоже умеют и громко, и тихо.Звучит шум зимнего ветра.
Ветер старый и седой дует холодом зимой. Громко: шшш. Дети повторяют громко: шшш.
Стонет лес. Тихо (низким голосом): ооох. Дети повторяют.
Кряхтят дубы. Громко (низким голосом): ууух.
На ветру стоят березы. Тихо (высоким голосом): ааах.
Елки водят хоровод, ветками шурша. Тихо: шшш.
Им снежинки подпевают весело свистя (громко, весело, высоким голосом): ссс.
Развитие звукового анализа.
Для своих друзей Мишки и Сони Степашка принес подарки. Это снежинки с картинками. Но Степашка не может определить кому что подарить. Ребята, помогите. Картинки, в названии которых есть звук [с] для Сони, картинки в названии которых есть звук [ш] для Мишки.Дети распределяют снежинки-картинки.
Автоматизировать произношение звуков [с] и [ш].
Ребята, Степашка научился различать звуки [с] и [ш].Поиграем с этими звуками в снежки. Только, где нам взять снежки? Придумала! Мы их сделаем сами. Из бумажных салфеток. (Дети сминают в руках салфетки и скатывают из них шарики – снежки.) Я буду произносить слоги со звуком – [ш], а вы бросаете снежок в корзину и называете слог со звуком [с].
ша – са шо – со шу – су ши – сы
аш – ас уш – ус ош – ос уш – ус иш – ис
Молодцы, а теперь слова. Я называю слово со звуком Ш, вы бросаете свой снежок в корзину и называете это же слово, только со звуком С.
Шайка – сайка шок – сок шитый – сытый шутки – сутки.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель незаметно подкладывает мяч-снежок.
Смотрите, какой снежок! Он волшебный! Превращает слова в ласковые.
Солнце – солнышко, пастух – пастушок, стекло – солнышко, стих – стишок, трус – трусишка, старуха – старушка, сын – сынишка.
Чтобы Степашка лучше запомнил эти звуки поиграем в еще одну игру. «Повторюшки».
Са – са – ША? аса - аша
СЫ!– ши – ши шва - сва
шу – шу – СУ? шос — шус
Знакомство с понятием родственные слова.
Степашка очень любит картинки. Посмотрите какие он вам принес. Просмотр слайдов. Беседа о зиме.
В Степашкиной корзинке лежат снежинки-загадки.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег.) Выставляется картинка.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился … (Снеговик.) Выставляется картинка.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.) Выставляется картинка.
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?..(Снегурочка.) Выставляется картинка.
Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь.)Выставляется картинка.
Снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь. Эти слова – родственники. Они похожи. В каждом из них мы слышим СНЕ. Послушайте: СНЕг, СНЕжинка, СНЕговик, СНЕгурочка, СНЕгирь.
Итог занятия. Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со Степашкой? Чему вы его научили? Он благодарит за помощь и дарит вам …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме «Путешествие в поиске звука « Ш»
Цели: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».Задачи: Коррекционно-образовательные: -формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения ...
Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-РЬ в предложениях
В помощь логопедам и воспитателям логопедической группы....
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представ...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».
Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях; Задачи: - учить детей давать разли...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме: « Дифференциация звуков Ш и Щ».
Оборудование: Цветные буквы Ш(синяя) и Щ(зелёная), зеркала, отдельно напечатанные слова, камень, верёвка, речевые профили, логопедические зонды для постановки правильного речевого выдоха, предме...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях" для детей подготовительной комбинированной группы
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах со стечением согласных, словах, предложениях....