Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кожухарь Ала

-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];

-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;

-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;

-способствовать развитию высоты и силы голоса;

-закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-познакомить детей с понятием родственные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.s-sh.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

Дифференциация звуков [с] и [ш]

первый год обучения / старшая группа

Составила: учитель-логопед Кожухарь Ала

Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш].

Цель: научить детей различать звуки [с] и [ш] на слух и в произношении в слогах и словах.

Задачи:

-закреплять правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];

-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;

-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;

-способствовать развитию высоты и силы голоса;

-закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-познакомить детей с понятием родственные слова.

Оборудование: игрушка заяц Степашка, логопедический муляж ротовой полости, запись шума зимнего ветра, кукла Соня и плюшевый Мишка, снежинки-картинки: лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы, бумажные салфетки, корзинка, презентация «Зима», снежинки-загадки, предметные картинки: снег, снегирь, снеговик, снежинка, Снегурочка, мяч (снежок).

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Дети здороваются с гостями.)

А еще одного гостя вы узнаете, отгадав загадку:

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами ... (Заяц.)

Правильно! Это заяц. Зовут его Степашка. В его имени есть звуки [с] и [ш], но он их путает и просит вас научить правильно произносить и различать эти звуки.

Развитие фонематического слуха.

Сначала поиграем в игру «Поймай звук». Если услышите звук [с] хлопните в ладоши, звук [ш] топните ножкой.

А – о – с – р – а – ш – у – д – с – о – ш

З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш

Продолжаем.

Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са

Оп – ор – ош – ом – ос – ок – ос – ош

В словах: сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист.

Артикуляция звуков.

Покажем Степашке, как нужно произносить звук [с]. Показ артикуляции на логопедическом муляже.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!

Сделаем из языка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмем зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш как шелк шуршал!

Развитие высоты и силы голоса.

Степашкаговорит, что в зимнем лесу ветер шумит громче!

Ребята тоже умеют и громко, и тихо.Звучит шум зимнего ветра.

Ветер старый и седой дует холодом зимой. Громко: шшш. Дети повторяют громко: шшш.

Стонет лес. Тихо (низким голосом): ооох. Дети повторяют.

Кряхтят дубы. Громко (низким голосом): ууух.

На ветру стоят березы. Тихо (высоким голосом): ааах.

Елки водят хоровод, ветками шурша. Тихо: шшш.

Им снежинки подпевают весело свистя (громко, весело, высоким голосом): ссс.

Развитие звукового анализа.

Для своих друзей Мишки и Сони Степашка принес подарки. Это снежинки с картинками. Но Степашка не может определить кому что подарить. Ребята, помогите. Картинки, в названии которых есть звук [с] для Сони, картинки в названии которых есть звук [ш] для Мишки.Дети распределяют снежинки-картинки.

Автоматизировать произношение звуков [с] и [ш].

Ребята, Степашка научился различать звуки [с] и [ш].Поиграем с этими звуками в снежки. Только, где нам взять снежки? Придумала! Мы их сделаем сами. Из бумажных салфеток. (Дети сминают в руках салфетки и скатывают из них шарики – снежки.) Я буду произносить слоги со звуком – [ш], а вы бросаете снежок в корзину и называете слог со звуком [с].

ша – са   шо – со   шу – су   ши – сы

аш – ас   уш – ус   ош – ос   уш – ус   иш – ис

Молодцы, а теперь слова. Я называю слово со звуком Ш, вы бросаете свой снежок в корзину и называете это же слово, только со звуком С.

Шайка – сайка  шок – сок  шитый – сытый  шутки – сутки.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель незаметно подкладывает мяч-снежок.

Смотрите, какой снежок! Он волшебный! Превращает слова в ласковые.

Солнце – солнышко,  пастух – пастушок,  стекло – солнышко,  стих – стишок,  трус – трусишка,  старуха – старушка,  сын – сынишка.

Чтобы Степашка лучше запомнил эти звуки поиграем в еще одну игру. «Повторюшки».

Са – са – ША?                              аса - аша

СЫ!– ши – ши                            шва - сва

шу – шу – СУ?                              шос — шус

Знакомство с понятием родственные слова.

Степашка очень любит картинки. Посмотрите какие он вам принес. Просмотр слайдов. Беседа о зиме.

В Степашкиной корзинке лежат снежинки-загадки.

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег.) Выставляется картинка.

Мы слепили снежный ком, 
Шляпу сделали на нем, 
Нос приделали, и в миг 
Получился …
(Снеговик.) Выставляется картинка.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.) Выставляется картинка.

С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?..
(Снегурочка.) Выставляется картинка.

Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь.)Выставляется картинка.

Снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь. Эти слова – родственники. Они похожи. В каждом из них мы слышим СНЕ. Послушайте: СНЕг, СНЕжинка, СНЕговик, СНЕгурочка, СНЕгирь.

Итог занятия. Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со Степашкой? Чему вы его научили? Он благодарит за помощь и дарит вам …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Цель:  Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С]  и [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме «Путешествие в поиске звука « Ш»

Цели: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».Задачи: Коррекционно-образовательные: -формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения ...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме: « Дифференциация звуков Ш и Щ».

Оборудование:  Цветные буквы Ш(синяя) и Щ(зелёная), зеркала, отдельно напечатанные слова, камень, верёвка, речевые профили, логопедические зонды для постановки правильного речевого выдоха, предме...