методическая разработка по образовательной практики "Сказкотерапия для молчунов"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Маркова Светлана Петровна

Цель образовательной практики по сказкотерапии - активное использование приемов пантомимики, как альтернативной и поддерживающей коммуникации на этапе резвития речи детей с ОНР 1-2 уровней

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47»

Направление методической разработки:  Работа с детьми  ОВЗ.

Тема:  «Сказкотерапия для молчунов»

Автор:

Маркова С.П. – учитель-логопед группы компенсирующей направленности,

тел: 89135949206, e-mail: markovasp@mail.ru

В настоящее время,  все чаще диагностируется  повышение числа малышей, имеющих речевые проблемы различной степени тяжести  и причины такой тенденции различны,  и имеют разную природу. В основном неврологическую и нейропсихологическую. Задержка речи, полное её отсутствие, алалия – это не только речевая проблема, но и что гораздо серьезнее - задержка общего, интеллектуального, эмоционального развития, что  накладывает отпечаток на коммуникацию ребенка с взрослыми и с ровесниками, затрудняет понимание и взаимодействие.

Как же  помочь неговорящему ребенку (или ребенку с низкой речевой активностью) научиться общаться?

Одним из таких метод работы с детьми является  сказкотерапия, что помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать не только  детские психологи, но и логопеды и даже  родители.

Цель  образовательной практики по сказкотерапии -  активное использование приемов  пантомимики, как альтернативной и  поддерживающей  коммуникации  на этапе развития речи  детей с общим недоразвитием 1-2 уровня.

 «Сказки для молчунов» позволяют  решать целый комплекс задач:

  • Развивать подражательные способности «делай как я»

(учить ребенка  изобразительными движениями с помощью жестов и мимики показывать  персонажи сказки и их действия (т.е. «рассказать-показать»);

  • развивать навык соотнесения слова с соответствующим объектом;
  • обогащать  лексический  запас и обучать пониманию контекстной речи (пассивный словарь);
  • развивать слуховое внимание;
  • активизировать речевую активность (запуск речи);
  • накапливать ситуационный опыт, который поможет в повседневном общении с другими людьми.

В  сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок взрослым, и их совместное разыгрывание с помощью пантомимики. Можно использовать как известные народные сказки, так и специально придуманные под ту или иную проблему истории. Желательно провести предварительную работу – прочитать детям сказку, рассмотреть иллюстрации к сказке, провести беседу. Использование народных сказок обладает одной важной особенностью – повторяемостью словесных оборотов, реплик персонажей. Эта повторяемость создает особый ритм одинаковых движений, что позволяет легче запоминать текст, и  образы многих героев кочуют из одной сказки в другую, сохраняя свои характеристики.

Включать «сказки для молчунов» можно в занятия по развитию речи, в досуги и праздники с родителями.

Применение жестов и мимики не тормозит речевое развитие, а  положительно влияет на речь.  Впоследствии,  большинство детей прекращают применять жесты, когда начинают достаточно общаться с помощью устной речи.

Движения – как крупные, так и мелкие могут играть роль мнемонического средства, т.е.  средства, облегчающего запоминание текста. Поэтому такой вид деятельности хорош не только для «молчунов»  и детей с низкой речевой активностью, но и для хорошо говорящих детей,  что помогает им тренировать свою речь, пластику, мимику.

Еще сказкотерпия полезна для детей тем, что мягко проводится коррекция поведения, устраняются  страхи  общения, обучение и развитие детей проходит ненавязчиво, в игровой форме (пример сказок в приложении).

Практическая значимость  работы в том, что  воспитательные и коррекционно-развивающие возможности использования сказкотерапии  дают положительную динамику в развитии детей с ТНР,  значительно возрастает речевая  активность, инициатива, самостоятельность при выполнении заданий, умения выражать свои чувства и эмоции, взаимодействовать  со сверстниками. Инновационная направленность состоит в творческом, нетрадиционном  подходе к  активизации речевого развития детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка «Курочка Ряба»

Если сказку перевести в игровой контекст, ребенок с низкой речевой

активностью с удовольствием будет передавать текст сказки с помощью жестов, мимики, сначала подражая взрослым, а потом и самостоятельно.

Педагог  и ребенок встают напротив друг друга, взрослый медленно и четко проговаривает текст сказки, выполняя движения, а ребенок подражает его действиям:

Жили-были           (поочередно выставить руки вперед,  ладонями вверх)

дед                          (имитация движения - на месте, чуть наклонившись вперед,  

                                 руки за спину)

и баба                    (семенящие шаги  - на месте,  руки перед грудью полочкой).

И была у них курочка Ряба (руки согнуты в локтях и стучат по бокам,

                                                  как крылья,  произнося «Ко-ко-ко!»).

Снесла курочка яичко  (слегка присесть и встать, вытягивая  руки вперед,

                                          ладони  сложены «лодочкой»),

не простое           (покачать указательным пальчиком),

а золотое             (взмахнуть руками перед собой, делая носом вдох –  

                                с эмоцией  восхищения,   выдох ртом).

Дед                        (руки за спину, слегка наклониться вперед)

бил, бил                (постучать кулачком об ладонь- 2 раза) - 

не разбил     (приподнять плечи – развести руки в  стороны, жест «сожаления»).

Баба                      (руки полочкой перед грудью)

била, била            (постучать кулачком об ладонь),

не разбила (приподнять плечи – развести руки  в  стороны, жест  «сожаления»).

Мышка бежала  (бег на носочках, руки - лапки согнуты  перед собой),

Хвостиком махнула (оттопырить мизинчик – «хвостик» и  взмахнуть им),

яичко упало и разбилось (ладони «лодочкой» резко опустить вниз и развести

                                              руки в стороны, затем - хлопок в ладоши).

Плачет дед            (имитируем плач, потирая глаза, затем поза «деда»)

Плачет баба         (имитируем плач, потирая глаза,  затем поза «бабы»),

А курочка кудахчет (руки согнуты в локтях и стучат по бокам, как крылья,

                                      произнося «Ко-ко-ко!»).

- Не плачь              (гладим себя по голове)   

 дед                         (поза «деда» - руки за спину,  слегка наклониться вперед),

Не плачь                (гладим себя по голове)   

баба                        (поза «бабы» - руки перед грудью),

Я снесу вам другое яичко – не золотое   (указательный жест на себя,

                                 затем жест «яичко» - ладони лодочкой;

                                 покачать указательным пальцем,

 взмахнуть руками перед собой,

 делая  носом вдох – восхищения,

выдох ртом  +  покачать головой –жест отрицания,

а простое!               (рукой погладить кулачок).

                В заключении поклон и аплодисменты.

Показ сказки  можно проводить и с группой детей, которые стоят в круге, слушают сказку и самостоятельно или вместе с педагогом выполняют движения.

Сказка «Теремок»

Детям предлагается прогуляться в «сказочный лес», и  что бы  не заблудиться в лесу все идут цепочкой  друг за другом,  перешагивая воображаемые  «лужи» -  шагают широко, высоко поднимая ноги, потом прыгают через «кочки» - руки на пояс, прыжки на двух ногах.

Педагог:

-  Шли мы, шли, к полю пришли  (дети встают в большой круг).

Глядь, стоит в поле теремок    (руки над головой «домиком»)

Он не низок, не высок                    (присесть, встать).

Бежит мимо мышка-нарушка  (спокойный бег по кругу на цыпочках,

                                                           руки-лапки перед собой),

 увидала теремок и стучится   (постучать кулачком по ладошке).

Кто, кто в теремочке живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                           затем «домик» над головой)

Кто, кто в невысоком живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                           Затем присесть с  «домиком» над головой)

Никто не отвечает                       (пожать плечами, покрутить головой,

                                                             разведя руки в стороны).

Вошла мышка в теремок и стала там жить  (дети делают 1 прыжок на 2 ногах  в середину круга и приседают с «домиком» над головой).

Все встают – шаг назад.

Бежит мимо зайчик-побегайчик (дети прыгают  по кругу

                                                              с «ушками» на голове)

-Кто, кто в теремочке живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                              затем «домик» над головой)

-Кто, кто в невысоком живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                              Затем присесть с  «домиком» над головой)

-Я, мышка-нарушка.                            (указательный жест на себя и попрыгать

                                                               на цыпочках, поджав «лапки»)

А ты кто такой?                            (выставить ладони, приподняв плечи)

- А я зайчик-побегайчик,                 (указательный жест на себя,

                                                               затем показать «ушки»)

Пусти меня к себе жить!              (ладони сложить перед собой)

Вошел зайчик в теремок и стал там жить   (дети делают 1 прыжок на              2 ногах  в середину круга и приседают с «домиком» над головой).

Все встают – шаг назад.

Бежит мимо лисонька - лиса       (виляющие движения туловищем и

                                                             «лапками» перед собой)

-Кто, кто в теремочке живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                           затем «домик» над головой)

-Кто, кто в невысоком живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                            затем присесть с  «домиком» над головой)

-Я, мышка-нарушка.                          (указательный жест на себя и попрыгать

                                                             на цыпочках, поджав «лапки»)

- А я зайчик-побегайчик,                (указательный жест на себя,

                                                             затем показать «ушки»)

 А ты кто?                                    (выставить ладони, приподняв плечи)

- А я лисонька- лиса,                       (виляющие движения туловищем и

                                                            «лапками» перед собой)

Пустите меня к себе жить         (ладони сложить перед собой).

Вошла лисонька в теремок           (дети делают 1 шаг    в середину круга

                                                             и  приседают с «домиком» над головой).

Все встают – шаг назад.

Бежит по лесу волчок – серый бочок («хищные» движения с бегом

                                                                       по кругу, руки загребают воздух)

-Кто, кто в теремочке живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                              затем «домик» над головой)

-Кто, кто в невысоком живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                             затем присесть с  «домиком» над головой)

-Я, мышка-нарушка.                          (указательный жест на себя и попрыгать

                                                              на цыпочках, поджав «лапки»)

- Я зайчик-побегайчик,                   (указательный жест на себя,

                                                              затем показать «ушки»)

- А я лисонька-лиса, ,              (виляющие движения туловищем и «лапками»)

А ты кто такой?                 (выставить ладони, приподняв плечи)

- Я волчок – серый бочок, пустите меня к себе жить («хищное движение»,  

                                                                      затем  ладони сложить перед собой).

Вошел волчок в теремок и стал там жить (дети делают 1 шаг  в середину

                                                     круга и  приседают с «домиком» над головой).

Все встают – шаг назад.

Идет мимо медведь косолапый    (движение в развалочку, руки на пояс)

-Кто, кто в теремочке живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                              затем «домик» над головой)

-Кто, кто в невысоком живет?  (2 удара кулачком о ладонь,

                                                            затем присесть с  «домиком» над головой)

-Я, мышка-нарушка.                         (указательный жест на себя и попрыгать

                                                           на цыпочках, поджав «лапки»)

- Я зайчик-побегайчик,  (указательный жест на себя, затем показать «ушки»)

- Я лисонька-лиса,   (указательный жест на себя, виляющие движения

                                     туловищем и «лапками»)

- А я волчок – серый бочок,   (указ.жест на себя, «хищное движение»)

А ты кто такой?                 (выставить ладони, приподняв плечи)

- Я медведь –косолапый,        (указательный жест на себя,

                                                    затем руки на пояс, движение в развалочку)

пустите меня к себе жить  (ладони сложить перед собой)

- Да ты и в дверь не пролесешь! (покачать указательным пальцем)

Полез медведь в теремок       (дети делают 1 шаг   в середину круга)

Заскрипел потолок  (все беруться за руки и качаются из стороны в сторону)

Заскрипел потолок – обвалился теремок (дети падают на пол)

Выскочили из него:                 (дети, по очереди изображают животных)

Мышка-норушка,

Зайчик-побегайчик,

Лисонька-лиса,

Волчок-серый бочок

И разбежались в разные стороны (произвольно разбегаются по залу).

Такой прием работы с плохо говорящими детьми, позволяет формировать положительный  эмоциональный настрой  на совместную         со взрослым работу  и развивать  ощущения собственных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы Образовательная область «Познание» Тема: «Приключения с Буратино»

Цели: развивать представления детей о геометрических фигурах.Задачи: развивать умение соотносить форму предметов и с известными детям геометрическими фигурами, познакомить с пространственными от...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "ПРИШЛА ЗИМА".

  Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей младшей группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной дея...

Методическая разработка "Планирование образовательной деятельности с использованием игрового оборудования программно-методического комплекса"Мозаичный ПАРК"

Период: 4 неделя маяТема месяца: Весна идет – навстречу лету!Тема недели: Город, в котором я живуВозрастная группа: подготовительная к школе группа...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...