МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кудасова Вера Ивановна

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и другие разделы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_po_sredstvam_igry.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

         МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Выполнила:

Кудасова Вера Ивановна

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №19.

Педагогический стаж – 14 лет

                                           Выкса 2013 год

Содержание

  1.  Пояснительная записка                                            
  2.  Цель и задачи методической разработки                
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями                                                              
  4.  Ожидаемые результаты                                                                      
  5.  Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса                                                                  
  6. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности детей. 
  7. Ознакомление детей дошкольного возраста с играми с использованием приёмов ТРИЗ                                                            
  8.    Условия реализации раздела
  9. Содержание направлений с семьёй                                                                                                  
  10. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения раздела программы                                                        

10.    Программно-методическое обеспечение методической разработки                                                                                  

1. Пояснительная  записка

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                                                                                                                                                                  Д. Родович.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.                                                          

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Именно поэтому меня заинтересовал процесс экологического воспитания дошкольников

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии чёрствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, поэтому  экологическое воспитание актуально именно в этом возрасте и по праву  занимает большое место в системе дошкольного образования

Человек, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками. Подрастая, дети восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Меня волнуют печальные известия об ухудшении экологической обстановки на планете, огорчает поведение в природе современных детей, а также низкий уровень их знаний  о природе.

Поэтому необходимо уделять как можно больше внимание экологическому воспитанию, экологической культуре дошкольника.

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру,. у них не воспитано чувство единения, с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.                                                                                                                                                                                          

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Как  же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить?

Ведь не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

И здесь нам помогает игра. На мой взгляд, именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

 Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

  1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
  2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
  3. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактике, так и с учётом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры экологического содержания, которые очень разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Но, к сожалению, в процессе наблюдений за играми детей выявила; что дети не проявляют интерес к дидактическим играм, знают мало игр.

Анкетирования родителей показали, что они не владеют знаниями и умениями в использовании  игр. Современный ритм жизни заставляет родителей заниматься материальным обеспечением потребностей своей семьи, а не уделять должного внимания развитию и образованию детей.    

 Из всего сказанного возникает проблема, что использование дидактических игр и упражнений должно осуществляться целенаправленно и систематически, во всех видах деятельности.  

Ребёнку ведь так мало нужно чувствовать себя, умным сообразительным. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

2.  Цель и задачи методической разработки

Цель:  Влияние дидактической игры на эффективность экологического  воспитания  дошкольников,  на  формирование осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания,  сочувствия,  обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры.


Задачи

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе посредствам дидактических игр экологического содержания.
  3. Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

 3.  Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.                   Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников. Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.                                                                                                         Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом, он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей.

Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены на создание и реализацию детских игровых замыслов:

• Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни,  предметах окружающего мира.

•  Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей.

• Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками. Побуждать к самостоятельности, инициативы, творчества в игре, вызывая у детей эмоционально – положительный отклик на игровое действие и материал.

• Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.

• Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях.

  1. Ожидаемые результаты

У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, старается придерживаться их в своей деятельности.

Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг  объектов, явлений природы не только ближайшего окружения.

Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, с удовольствием, по собственной инициативе отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.)

  1. Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения - положительный.                                                                    
  2. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение к партнёру. Характерно использование просьб, предложений в общение с партнёрами.
  3. Ребёнок проявляет интерес к развивающим и познавательным играм.
  4. В играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
  5. Знает много игр, с удовольствием рассказывает о любимых играх.
  6. Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.

5. Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса.

                      Связь с другими образовательными областями:

Для успешного решения задач экологического воспитания, необходима экологизация воспитатель-образовательной работы. Где особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

«Художественное

Творчество»

Использование средств художественного творчества,

в т ч репродуктивных произведений живописи,

развитие художественного восприятия и эстетического

вкуса, развитие детского творчества; знакомство с творчеством художников, писателей; приобщение к источнику творческой радости ХЭРРПД (лепка, аппликация, конструирования).


«Здоровье»


Использование дидактических игр, упражнений для обогащения содержание области, развитие здорового образа жизни; организация активной, самостоятельной,

интеллектуальной деятельности « Я - моё поведение –окружающий мир».


«Коммуникация»


Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности в процессе общения

сверстник-взрослый.


«Чтение художественной литературы»

Использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций о в книгах о природе, чтение произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников.

«Познание»


Представление – понятия – знания»

Наблюдения, игры, опыт, уход за растениями и животными

«Социализация»

Формирование целостности картины мира, расширение кругозора о мире, приобретение опыта через: общение, наблюдение, игру, природоохранную и др. виды деятельности.

«Музыка»


Экологическое воспитание реализуется и в обычной музыкальной деятельности- слушание музыки, пении, музыкально – ритмических движениях, музыкальном творчестве; игроритмики; экологических праздниках, развлечениях.

«Труд»


Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатом; формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.


«Физическая культура»


Использование занятия прогулки по экологической тропе здоровья, знакомства детей с нормами поведения в природной среде; дни здоровья по сезонам, дидактические игры природоведческого характера; упражнение дыхательной гимнастики ( Листья шуршат»,Одуванчик» и т д ),подвижные игры («Перелёт птиц», «Льдинки, ветер и мороз» и т д ), общеразвивающие упражнения «Листопад», «Поймай снежинку» и т д);эстафеты, сезонные упражнения( катание на велосипедах, санках, ходьба на лыжах и т д )


6. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности детей. 

Ведущую роль в экологическом воспитании  детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой- его результатом.

Психологи считают, что интерес в своём развитии выражен различными стадиями: любопытством, любознательностью, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности,  которая характеризуется стремлением проникать за пределы увиденного, узнавать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. А интерес к природе у дошкольников проявляется:

   • в стремление познать природу (живую и неживую);

   • в чтении (слушании) книг о природе;

   • в деятельности по защите природы;

   • в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

   • в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

Работу с детьми  осуществляю    по ООП дошкольного учреждения с использованием методического материала программ  экологического  воспитания «Детство»  и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»  С.Н.Николаевой.

 В своей работе использую всё многообразие средств экологического воспитания:  подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и дидактические  игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации;  учу решать занимательные и творческие задания.  В группе созданы все необходимые условия, в том числе, имеется уголок природы  с комнатными растениями  в  соответствии  с  возрастом, дидактические  пособия  и  развивающие игры.  Все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.

 Для решения задач экологического образования дошкольников,  формирования экологической культуры детей и развитию  экологических представлений  мною подобраны  для детей среднего  и старшего дошкольного  возраста дидактические игры, как одного из средств экологического воспитания . Это  игры   на  формирование экологических представлений о мире животных, на  формирование экологических представлений о   растениях, объектах и   явлениях природы, экологически бережного отношения к природе.

 В области ознакомления с растениями использую дидактические игры, разработанные Дрязгуновой В.А, ознакомления с животным миром- экологические   игры Молодовой Л.П,     а также и  других авторов:  А.А. Петрикевич, Удальцевой Е.М., Бондаренко А.К., Н.Е. Вераксы.     Дидактические  игры, используемые в ознакомлении  детей с природой, имеют образовательную и воспитательную ценность, так как через них дети закрепляют и уточняют представления, полученные на занятиях, овладевают операциями анализа, сравнения, классификации, учатся рассуждать, делать выводы и обобщения. Эти игры способствуют развитию у детей умений узнавать, отличать различные объекты природы с помощью органов чувств, что в свою очередь дает возможность осознавать потребность живых организмов, бережно относиться к природе.

 Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, эко деятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом. Использую  дидактические игры, различные  по характеру используемого материала:  игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

 Предметные игры  - это игры, как с игрушки, так и реальными предметами, например различными природным материалом (листьями, семенами). Игры с природным материалом  наиболее эффективны при ознакомлении детей с природой.

 Использую сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, провожу  их  в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это использую  в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, одновременно прикасаются  к  природе, учатся беречь листик, цветок, плод.

 С детьми младшего и среднего дошкольного  возраста проводила игры: «Две корзины», где дети сортируют фрукты и овощи, листья  и плоды; «Узнай  и назови»  с   постепенным усложнением: сначала узнавание предметов по внешнему виду, потом на ощупь. Во время дидактических игр с растениями «Найди такое же», «Узнай и назови»  формирую знания о них и воспитываю бережное отношение к ним. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходство со знакомыми предметами. Это очень радует детей  и способствует развитию наблюдательности, воображения, интереса и любви к природе.

 Настольно-печатные игры -  интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.  Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки», «разрезные картинки», «складные кубики»  и  направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов.  Настольно- печатные игры  включаю   в работу  с детьми  всех  возрастных  групп, особенно  старших.  Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о животных (Зоологическое лото), растениях (Ботаническое лото), приобретению более точных знаний  о местах обитания, сообществах.

Словесные игры  построены на словах и действиях играющих. Эти  игры  интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы, объединяют их по разным свойствам и признакам.  Этот вид игры использую  чаще   в работе со старшими дошкольниками  и  детьми, имеющими более высокий уровень сформированности экологических представлений. Например,  в игре  «Закончи предложение» - говорю  начало фразы, а дети придумывают  конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…»     «Зимой медведь спит, а летом….», «Зимой  заяц меняет шубку, потому что…»,  « Белка питается орехами, а заяц…»

Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. («Я загадала плод: круглый, оранжевый, растёт на дереве»). А потом предлагаю детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. Игры могут быть разными: «Что бывает жёлтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Животное домашнее или дикое»,  Что растет  в саду? - Что растет  на огороде?  Что растет в  лесу?

 Во всех случаях словесные игры закрепляют знания дошкольников, учат  использовать  их в нужный момент. Включаю  дидактические игры экологического характера,  направленные  на: -  развитие эстетического восприятия природы  (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); - формирование нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Для  воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе: -  для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»;

 -  для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».

-  игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа». Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры провожу  в естественной природной среде. Наилучший воспитательный результат  они  дают, если  проводятся   с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений использую  вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе. Использую дидактические игры для обогащения экологических представлений с учетом представлений, которые  уже сформированы  у детей. Например,  для детей  старшего дошкольного возраста   организую  следующие  игры:                                                                                                    

   -о многообразии и разнообразии природных объектов: « Съедобное-несъедобное », «Загадай, мы отгадаем», Магазин «Семена»,«Овощи-фрукты», «Грибы », «Детки на ветки»,

«Вершки и корешки», «Что за птица?, «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Зеленый рюкзак».         - о взаимосвязях в природе: «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Кто, что, из чего и чем?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Хитрая лиса», «Лиса и зайцы», «Какая работа осенняя?», «Что изменилось?», «Не поётся птицам без небес».                                                                  

- о человеке как части природы: «Не ошибись!», «Угадай, какой наш дом» , «Кто и что делает из дерева?»,  «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пару»; «Что подсказала природа».

- о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При первом появлении персонажа  знакомлю с ним детей и в дальнейшем беру  его роль на себя – и таким образом веду игру.

 Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе. Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках размещаю   материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются  полученные ранее представления.

 При  организации  с детьми  дидактических  игр,   продумываю следующие структурные элементы: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется мною  и отражает обучающую и воспитательную деятельность  с  детьми. Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил управляю игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него. Подведение итогов организую  сразу по окончании игры. Это  и  выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, и определение команды-победительницы и т. д.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При первом появлении персонажа знакомлю с ним детей и в дальнейшем беру его роль на себя - и таким образом веду игру. Чтобы  игра   не превратилась в систему упражнений,  продумываю соотношение структурных элементов игры:  игровых  и учебных задач, соблюдение правил, наличие  игровых действий. Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе. В экологическом воспитании   использую  игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это – игры-ребусы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты.

-Опираясь на  исследования   И.А. Комаровой,  включаю разнообразные игровые обучающие ситуации (ИОС) для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.  Такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

- имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда; своеобразным игровым элементом, который использую, является игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач), вокруг которой развертывается занятие, наблюдение, игра. Игровые персонажи в ходе занятия связывают части  занятия  с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складываются игровые обучающие ситуации;

 - в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игра проводится воспитателем: объявляю название и сюжет, распределяю роли, беру одну роль на себя и исполняю ее на протяжении всей игры, поддерживаю воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; - воспитатель руководит всей игрой: слежу за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщая игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

 Использую  игровые обучающие ситуации (ИОС)  трех типов. Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

 Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей, начиная с 2-3 лет, можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям показываю главные отличия игрушки предмета от живого животного, организовывая  одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек демонстрирую: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показываю принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами использую  во всех возрастных группах, причём сопоставляю  их  не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги включаю  в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе, экскурсию, сочетаю с чтением познавательной литературы, просмотром диафильмов, видеофильмов. Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки,  в группе имеются наборы рыбок, домашних и диких животных – они служат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе.

 Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий. Важно, чтобы использование игрушки на занятии полностью соответствовало ее функциональным назначениям: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.
     Присутствие игрушек-аналогов уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Они особенно эффективны, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного котёнка, если на занятии присутствует живая кошечка, которую можно погладить, взять за лапу. Требования к игрушке следующие: она должна быть опознаваема - независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видотипичные признаки строения животного, растения. Игрушка должна быть эстетична - отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положительные эмоции.

Так  в  младшей  группе  при  знакомстве  с рыбками  дети  рассматривали игрушку, пластмассовую  рыбку, выделяли особенности  ее строения, сравнивали  с живыми  рыбками. Решались  задачи: закрепление знаний детей  о  строении рыб, понимание:  рыбки аквариумные- «живые», рыбки пластмассовые – неживые.

 В старшей группы  при рассматривании картины, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот, решая программную задачу: формировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу, вносила на занятие мягкую игрушку - симпатичного мишку и предлагала  детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком. У детей появлялся  положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений. Повышалась познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывали игрушке все, что знают, что видят на картине, внимательно слушали дополнения и пояснения воспитателя, который не им, а мишутке рассказывал, как нелегко жить в лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.

 Включение данного ИОС в занятие,  способствовало  достижению следующего педагогического эффекта: подавляющее большинство детей получают представление о жизни бурого медведя; уточняются и углубляются представления детей об отличии животного от игрушки; происходит легкое и высокоэффективное обучение дошкольников благодаря игровой мотивации и включения механизма косвенного обучения; происходит быстрая активизации интеллектуальных возможностей и способностей всех дошкольников; развивается игровая деятельности детей.

 Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.  При этом было обнаружено, что роль неизвестных игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок и мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания.  Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа – его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Литературный герой, привнесённый в педагогический процесс, это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения, решающий дидактические задачи.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае  ставлю задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщаются новые сведения,  он учит детей правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит, Чипполино). Во втором случае ставлю  задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе. Для этой цели выбираю  таких персонажей,  как Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей неслучаен. Если  Чипполино много знает об овощах, и дети всегда рады встрече с ним: они уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное, а  Незнайке дети сами с  удовольствием рассказывают, учат его тому, чему научились сами.          С помощью выбранных литературных персонажей активизирую познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать либо его сильную (осведомленность Чипполино), либо слабую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке. Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуации, когда необходимы знания и помощь детей. Эти моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения - активизируется умственная деятельность детей. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает– он взрослый и умнее детей.  При использовании персонажа - простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомлённость в событиях, задает «глупые» вопросы, строит нелепые предположения, проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже не воспитатель «над ними», а «они стоят над куклой»: учат её, поправляют, сообщают то, что сами знают. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Например, в   средней   группе  включала  игровую ситуацию  с персонажем «Старичок – Лесовичок ». От  его имени знакомила   детей  с правилами экологически грамотного поведения  в лесу. «Старичок -Лесовичок» учил  детей: «Ветки не  ломайте, деревья не калечьте, ни травинки, ни лист зря не  рвите».

 Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполняла дидактическую функцию, стараюсь  эмоционально разыграть. В каждой такой ИОС, выполняя две роли – куклы и свою собственную,  одновременно говорю и действую за персонажа и за воспитателя. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые совершает кукла. Стараюсь  сделать  ее  «живой» - поворачиваю то к детям, то к себе. Кукла протягивает руки, наклоняет голову, вступает в контакт с детьми (гладит их по голове, по щеке, хлопает  по плечу, здоровается за руку и пр.). Чем лучше  будет разыграна  роль, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.

Третий тип ИОС - игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняю  сама. Именно через  педагога  дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумываю таким образом, что дети, посещая новые места, знакомились с новыми объектами в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё реализованы поставленные дидактические задачи, тщательно продумываю свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватывает детей, если  поддерживается воображаемая ситуация того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или с болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте лёгкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара. (При этом сама изображаю, как надеваю  на себя головной убор, ветровку, проверяю, как сделали то же самое туристы)».   Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту,  прошу экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сама делаю то, что нужно).

 Хорошая игра складывается, если продуманы и главные, и сопутствующие роли, назначены на них дети, подготовлена необходимая атрибутика. Например, в игре «Посещение зоопарка» сама исполняла роль директора зоопарка,  дети – роль посетителей (это главные роли).  Сопутствующие роли – это шофёр автобуса, на котором ехали  посетители; кассир, который продавал билеты в зоопарк; контролёр, который проверял и отбирал билеты, напоминал о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продавала мороженное, конфеты и пр.  Атрибутикой в этой игре являлись руль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджаки очки директора (для его солидности). Дети знали, как исполнять роли, и игра проходила интересно, полноценно – программное содержание занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания) было  не трудно реализовать.

В ИОС такого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. «Оптические приборы», ограничивая объективом пространства обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть в бинокль или в подзорную трубу – это игровые действия, которые помогают удерживать детей в пространстве игры. Фотоаппарат обладает ещё одним игровым преимуществом: дети не только фотографируют объекты наблюдения, но и «проявляют» потом фотографии – рисуют и тем самым отражают свои впечатления от экскурсии, что ценно как в познавательном, так и в эмоциональном плане.  Проводила различные варианты игр в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагал следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматривают, слушают пояснения. А я, воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы опытного путешественника и т.д., рассказываю и показываю дошкольникам все то новое, ради чего они отправились в путь.  В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использую  не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Большую группу игр с правилами составляют подвижно-дидактические игры. Они  удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего развития. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, обращая  внимание детей на стайки воробьёв, наблюдая их несколько раз, подчёркивала: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом в  игре «Воробышки и автомобиль» дети сами воспроизводили осторожное поведение птиц .

Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес,  дети изображают  лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то в игре  передают полет бабочек, стрекоз, жучков и др . Такого рода игры требуют от детей  умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений, предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение дошкольниками своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Использование игровых обучающих ситуаций имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. С их помощью у дошкольников формируется заинтересованное отношение к материалу занятия, создаются положительный эмоциональный фон и возможность активного проявления для всех дошкольников. Игровые обучающие ситуации способствуют умственному и нравственному воспитанию детей при знакомстве с явлениями или объектами природы, создают эмоциональный фон, который обеспечивает далее эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков.

Вся  эта работа помогает уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, расширились представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствовала воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

        

7. Ознакомление с играми детей дошкольного возраста с использованием приёмов ТРИЗ.

      Проблема развития творческого потенциала личности ребёнка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребёнка с педагогами, общение со сверстниками. Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить своё впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний,  полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью. Только при системном подходе к ознакомлению с природой позволяет реализовать воспитательную задачу. И здесь нам на помощь приходит ТРИЗ педагогика( теория развития изобретательных задач). Она призвана не, заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

      Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом « Творчество во всём!».

      Для развития у детей творческого мышления и воображения в своей работе использую различные приёмы и методы, которые наиболее эффективно можно использовать в экологическом образовании дошкольников в играх:

Метод ассоциации

Метод аналогии

Метод мозгового штурма

Метод морфологического анализа

Метод системный оператор или волшебный экран

Метод противоречия

Метод постановка проблемного вопроса

Приёмы фантазирования (сделай наоборот, увеличить-уменьшить).

      Очень интересен метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, мы с ребятами решали такие проблемы:

-«На чём рисовать, если нет бумаги».

- « Откуда пожар пришёл?»

- «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто медведя зимой разбудил?»

- «Кто съел Белкины запасы?», и другие.

      Метод морфологического анализа- с помощью таблиц или кругов Луллия помогает детям познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например решить  задачу помогает игра «Чудесные вещи»,разработанная Белоусовой Л. Е., по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычные деревья, чудесных животных, удивительных рыб и т д. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

      Метод ассоциаций - использование ассоциативного жизненного опыта: игра «На что похоже?» (по цвету, форме, размеру, запаху, функций и др.),  «Узнай по форме лист», используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.

      Метод аналогий близок к предыдущему:»Чем похожи и чем отличаются     ?», «Что было бы, если     ?», «Если я стал бы птицей, бабочкой(кого бы боялся, где бы жил, чем питался и т д.)   ». Системный оператор  или волшебный экран, учит дошкольника классифицировать, моделировать. Игры «Что сначала, что потом?», «Что раньше, что позже», «Дерево во все времена года», « Части - целое», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?»,

      Ещё один метод- постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера: Почему? Зачем? Каким образом. Это помогает детям подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё  находится в развитии.

Игра обсуждения «Что для чего?».

Приём фантазирование. Например предлагалось «Придумать сказку, загадку про животных», Игра «Какое животное загадали», «Кто сказал гав» и.др.

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Нередко приходится использовать игру»Хорошо-плохо», очень дети любят играть в игру «Да-Нетка». Этот метод помогает детям находить существенные признаки в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т.к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

      Для проведения занятий по ознакомлению детей с природой(с использованием приемов ТРИЗ) необходимо иметь в наличии следующие средства и оборудования: игры, книги, иллюстрации, картины, схемы, модели, системный оператор, материалы для творчества детей.

Это далеко не все методы и приёмы технологии ТРИЗ. НО даже на описанных мной  методах видно, насколько они интересны, необычны и помогают развить у ребёнка речь, творческое мышление и воображение. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать своё мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Дети вместе со мной учатся нестандартно мыслить, развивают свою фантазию, играя в ТРИЗ, видят мир во всём его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится и в школе, и во взрослой жизни.

8. Условия для реализации раздела

                Для успешной реализации методической разработки раздела  были созданы  следующие условия:

                                     

                                                                                               

                                                                                                   

                            .

  схема предметно разв экологоческая среда уголка природы

Работа с родителями

Всегда помню, что дети принадлежат родителям, это дети своих мам и пап! Каждый ребёнок любит своих родителей, какими бы они ни были. Каждый родитель хочет видеть своих чад умными, здоровыми, счастливыми, но они не задумываются о том, как сделать так, чтобы дети вырастая, жили в ладу с собой, с окружающим миром, говорили и поступали бы красиво. Большое значение имеет положительный пример отца и матери - как образа для подражания, а так же родительское слово - как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, оценки поведения детей совпадали с требованиями, выдвигаемыми педагогом. В начале своей работы с родителями воспитатель провёл анкетирование, которое выявило, что родители мало уделяют времени экологическому воспитанию детей, мало знают игр. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, начала планировать работу с ними. Вовлекая родителей во все экологические праздники, которые проводим, и они откликаются. В работе с родителями по экологическому воспитанию использовались как традиционные формы(родительские собрания, консультации "Природа в жизни дошкольника", "Животные в доме", "Домашний аквариум", "Домик для птиц", "Организация детского отдыха на даче";. беседы"Час откровения", где родители поделились своим опытом воспитания, «Воспитание доброты к природе»), так и нетрадиционные(деловые игры, дискуссии, круглый стол, который  закончил чаепитием с отварами лекарственных трав).Вместе с родителями; организовываем выставки по сезонам совместных поделок детей с родителями из природного материала "Чудесный мир природы"; «Осень, что нам принесла». Для педагогического просвещения родителей оформлен альбом "Лечитесь травами", "Месяцеслов", "Логические задачи". Призвав родителей к тому, чтобы они отставили свои проблемы, заботы и один прекрасный выходной прожили с ребёнком, организовав новый, интересный, и совершенно равноправный игровой день. Оно и происходит, но не у всех сразу, а постепенно, но результаты есть. Родители вовлекаются в этот очень интересный и важный процесс, не просто играют на природе, а изучают взаимосвязь всего живого на земле.

Результаты

Организация опыта освоения методической разработки.

У детей сформировалось пред

У детей сформировались такие интегративные качества, как:

            Овладел необходимыми специальными умениями и навыками-

Сформированы специальные умения и навыки (игровые, продуктивные, трудовые, самообслуживание и другие ).

             Овладел универсальными предпосылками учебной деятельности-

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, установку на запоминание, сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут. Проявляет ответственность в трудовых поручениях, стремится радовать взрослых хорошими поступками.

                Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения – ребёнок договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, объясняет, доказывает. Оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших. Самостоятельно использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду.

                Овладел средствами общения и способами взаимодействиями со взрослыми и сверстниками – ребёнок распределяет роли в игре, исполняет роль, сопровождает действия речью, содержательно и интонационно. Сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, использует все части речи, словотворчество. Умеет делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие.

                Любознательный, активный – проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, использует различные источники информации. Проявляет любознательность интерес к исследовательской деятельности.

                Эмоционально - отзывчивый – эмоционально откликается на переживания близких, взрослых детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики. Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений.

Вывод

        Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

        Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с неё. происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, ответственности к окружающему миру.

Эффективность дидактических игр  экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым  условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие  игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно- печатных игр.

         Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

         С введением в практику новых игровых приемов и видов деятельности конечный результат стал более высоким и эффективным. Используя дидактические игры  экологического содержания в своей работе, мы расширили и обогатили знания  детей о родной  природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: « Зачем? Почему? Где?» Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался  широкий круг представлений о природе. Знания детей стали системны. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого ( у животных - движение, питание, у растений -рост). Дошкольники уверенно стали ориентироваться в правилах поведения в природе, применяют их в жизненных ситуациях.

Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Проведённая диагностика показала, что дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь, запомнили на всю жизнь.

Пройдёт время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица моей заслуги.

Приложение

                                         Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

ОД Реж.моменты

         НОД

                            Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Ситуативный разговор с детьми

Ситуация морального выбора

Беседы

Игры (дидактические, сюжетные, настольно-печатные, хороводные, театра-

лизованные и др.)

Разучивание стихов

О природе

Рассматривание

Иллюстраций, книг

Оформление фотоальбомов

Наблюдения

Совместный труд в

Группе и на прогулке

Экскурсии

Создание

коллекций

Праздники

Развлечение

Чтение

Беседа

Игры(словесные, дидактические.и др)

Проектная деятельность

Встреча с интересными людьми

Игры с любимой игрушкой

Настольно-печатные игры

Сюжетные игры

Воспроизведение потешек, песен, стихов и др.

Рассматривание иллюстраций к произведениям на тему природа

Рассматривание фотоальбомов, картин.

Ситуации

морального

выбора.

Беседы

Консультации

Личный пример

Праздники развлечения Информационно-

Деловое оснащение

(папки-передвижки.,анкетирования,

 и др).

создание развивающей среды для детей

Посещения выставок

Творческие задания.

приложение

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно

        Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Дидактические игры

Математические                 Словесные                             Игры-путешествия   Интелек-                

                                                                                                                              туальные                                

Сенсорные                           Настольно-печатные                     Игры-предложения   Эмоцио-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                         нальные                    

Речевые                         С предметами и                           Игры-поручения    Регулятивные.                                     Регулятивные

                                         игрушками                

Музыкальные                                                                     Игры-загадки                   Творческие

Природоведческие                                                             Игры-беседы                 социальные.                                      

При ознакомлении

  с окружающим

приложение

Дидактические игры экологического содержания.

Дидактические игры экологического содержания

- о многообразии и разнообразии       для развития эстетического            

  природных объектов                          восприятия природы

- о взаимосвязи в природе                    для формирования нравственно-

                                                          оценочного опыта поведения

                                                          в природе

- о человеке как части природы.

- о культуре поведения в природе.

приложение

Виды игровой обучающей ситуации

Библиографический список.
1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
3.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004
4. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
5. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
6. Губанова Н.Ф.,Игровая деятельность в детском саду, М 2006
7. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004
8. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998
9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
10. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
12. Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991
13. Сорокина А.И. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М., - 1962.
14. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976
15 Мониторинг в детском саду

16 Результаты мониторинга

по содержанию

по дидактическому материалу

по характеру игровых действий

по познавательному интересу

ИОС с игрушками-аналогами

Для обогащения экологических представлений

Для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе.

             Для приобщения к экологической ориентированной деятельности.

Уголок творчества

Уголок здоровья

интегрирование эколого-развивающей среды

Уголок природы

Динамическое панно

Опытно- исследовательская лаборатория

ИОС типа путешествий

ИОС с литературными персонажами

Речевой уголок

Уголок театрализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...

Мастер – класс на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

Эффективный прием работы по формированию экологической культуры  через исследование окружающего мира с помощью сказки....

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

Консультация на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Консультация на тему:«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»....

Консультация на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Почему средствами экспериментальной деятельности?" Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на бо...