«НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
статья по логопедии (старшая группа)
Статья раскрывает содержание совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре ДОУ с детьми с ОВЗ. Целью статьи является описание эффективности использования нейрофизиологических игр и упражнений, как одного из приемов взаимодействия специалистов, в сочетании с речевым материалом по формированию лексико-грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat_s_fizrukom_2021.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Л.И.
инструктор по физической культуре
МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»
г. Абакан, РФ
Кравченко М. В.
учитель - логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»
г. Абакан, РФ
«НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕСТНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Аннотация:
Статья раскрывает содержание совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре ДОУ с детьми с ОВЗ. Целью статьи является описание эффективности использования нейрофизиологических игр и упражнений, как одного из приемов взаимодействия специалистов, в сочетании с речевым материалом по формированию лексико-грамматического строя речи.
Ключевые слова:
Нейрофизиологические упражнения, дети с ОВЗ, лексико-грамматический строй речи, упражнения с мячом, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.
Неоспоримо и научно доказана тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и развитием речи (Павлов И. П., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.), что является немаловажным при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, и позволяет задействовать мощные компенсаторные механизмы. Существует множество приёмов и методов работы в данном направлении, одним из которых является нейрофизиологические упражнения. Такие упражнения направлены на стимуляцию слуха и речи, развитие самоконтроля, точности движений, умственной активности.
Все нейрофизиологические упражнения делятся на 4 основных группы:
1. Растягивающие (избавление от мышечного напряжения);
2.Энергетические (эмоции и саморегуляция);
3. Повышающие позитивное отношение (стабилизация нервных процессов);
4. Пересекающие среднюю линию тела (интеграция деятельности сразу двух полушарий).
В своей работе с детьми, имеющие речевые нарушения мы заметили, что наибольшие трудности вызывают движения по словесной инструкции. Было принято решение ввести в работу нейрофизиологические упражнения с мячом, в процессе совместной работы инструктора по физической культуре и учителя-логопеда.
Еще немецкий педагог-философ XIX века Фридрих Фребель отнёс шар (мяч) к великим дарам педагогики и назвал его идеальным средством для упражнений. Совместная работа всех анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает интеграцию деятельности сразу двух полушарий.
Первым этапом работы стало определение цели и задач, составление совместного плана, определение приёмов и методов работы. По результатам обследования проведённого в начале учебного года, дети условно были поделены на микро группы, с учётом индивидуальных особенностей развития. Для своей работы мы выбрали упражнения с мячом, пересекающие среднюю линию тела, с использованием речевого материала по формированию лексико – грамматического строя речи.
Хотелось бы отметить, что упражнения с мячом стали одной из форм совместной работы и используются нами один раз в неделю, в течение десяти минут, в конце физкультурного занятия. Упражнения подобраны по принципу от простого к сложному, в сочетании с речевым материалом, согласно лексической темы недели.
Работа над упражнением происходит в несколько этапов:
1 занятие - ознакомление с упражнением, его закрепление;
2 занятие - совершенствование упражнения;
3 занятие - подключение речевого материала.
Далее - использование одного и того же упражнения с разным речевым материалом.
Мы составили систему нейрофизиологических игр и упражнений для детей с ОВЗ с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития данной группы, согласно тематическому планированию учителя-логопеда и перспективному плану физ. инструктора. Каждая игра в данной системе расписана по трем уровням сложности. Целью системы является не разнообразие используемого оборудования, а его эффективное сочетание. Так же были разработаны рекомендации для родителей с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка группы.
Вот несколько вариантов нейрофизиологических упражнений с использованием речевого материала по формированию лексико– грамматического строя речи:
Игра «Да – нет»
Игра в парах.
1) Дети катают мяч друг другу правыми руками, затем левыми.
2) Двумя руками.
3) Большим мячом и маленьким одновременно.
Дети называют предметы по заданной теме, по образцу: «Кошка – нет кошки», «Собака – нет собаки» и т.д.
Игра « Помощники»
Дети перекладывают теннисный мяч из руки в руку, поднимая поочередно правую (левую) ногу, согнутую в колене. Одновременно с движениями необходимо закончить фразу: «Можно стирать платье, носки…» и т.д., « Можно жарить рыбу, картошку…» и т.д.
Игра « Называй-ка»
Дети сидят на фитболах. Необходимо перебросить теннисный мяч из правой руки в левую и одновременно сжать в кулак правую кисть руки, и наоборот. В этот момент проговариваются слова: « Я знаю пять головных уборов: шапка раз, кепка два, шляпа три…» и т.д. Возможны варианты: «Я знаю три части дома», «Я знаю три части дерева» и т.д.
Игра « Путаница»
Игра в паре. Один ребенок держит мяч в правой руке, а другой ребенок в левой. Руки вытянуты вперед. Заранее договариваемся: при движении правой рукой называем слово «лето», левой «зима» (слова согласно теме). Ребенок передают мяч правой рукой в правую руку партнера, (левой в левую). При этом нужно не перепутать и правильно назвать слова «закрепленные» за рукой.
Игра «Каким бывает?»
Ребенок стоит на балансире, подбрасывает два теннисных мяча сразу и произносит прилагательные, отвечая на вопрос: «Какая бывает собака?», «Какое бывает яблоко» и т. д.
На занятиях мы используем мячи разных размеров, цветов и фактур совместно с использованием фитболов, балансиров и др. физ. оборудования. Упражнения выполняются сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
Работа ведётся с нового учебного года в старшей группе компенсирующей направленности. Но уже сейчас заметны положительные результаты: дети более активно включаются в деятельность, повысилось качество двигательных навыков, заметно сократились трудности с переключением с одного вида движения на другой.
Данный вид упражнений очень интересен детям, они с удовольствием делятся новыми навыками со сверстниками, заметно повысилась работоспособность и самооценка.
Таким образом, сочетание нейрофизиологических игр и упражнений с речевым материалом, в работе с детьми группы компенсирующей направленности, являются эффективным средством совместной, коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Список литературы:
- Безруких М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. — М.: Академия, 2002.
- Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.- С- Пб.,2009;
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
- Петрухин А. С. Неврология детского возраста. — М.: Медицина, 2004.
– М.: Владос, 2013. – 168 с.
- Фарбер Д. А., Дубровинская И. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – № 2. – С. 25-32.
- Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок / авт. - сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.
Никитина Л.И., Кравченко М.В., 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...
Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда.
Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя логопеда....
Конспект интегрированной деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда "На арене цирка"
Конспект интегрированной НОД инструктора по физической культуре и учителя-логопеда для детей с речевыми нарушениями. Цель: оптимизация мышечного тонуса; развитие речевого дыхания, коо...
Конспект интегрированного занятия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
Интегрированное занятие инструктора по физической культуре и учителя -логопеда....
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности
Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Коррекцией речевого и о...