Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, зависят результаты логопедической работы и являются залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizra.docx | 50.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»
Консультация для инструктора
по физической культуре :
"Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Подготовила:
Гончарова Светлана Александровна,
учитель-логопед
п. Ровеньки
2022
Для коррекции речевых нарушений и его негативных последствий педагоги широко применяют здоровьесберегающие технологии, которые способствуют повышению активности ребёнка, развивают речевые умения и навыки, активизируют познавательный интерес, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность, улучшают концентрацию, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой. В процессе совместной коррекционно - развивающей деятельности учитель - логопед и инструктор по физической культуре решают следующие задачи:
- Развитие слухового, зрительного, зрительного и пространственного восприятия.
Данная задача преследуется практически во всех видах деятельности, организованных учителем - логопедом и инструктором по физической культуре. Одной из главных задач логопеда является развитие у детей с речевыми нарушениями фонематического восприятия, умения различать акустически сходные фонемы. Без достаточно развитого фонематического восприятия введение поставленных логопедом звуков практически невозможно. В свою очередь, инструктор по физической культуре способствует развитию слуховой регуляции действий и функций активного внимания путём выполнения заданий по словесной инструкции в процессе занятий.
От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе и зрительно - пространственного, зависит успешность в речевом развития и овладение навыком чтения и другими видами деятельности. Для этого ребёнок должен знать и ощущать собственное тело, знать правую и левую стороны. Ведь недостаточное развитие пространственно- временных отношений у дошкольников будет негативным образом сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на навыках чтения и письма, так как для овладения письмом ребёнку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную- звуковых комплексов.
Во время специально организованных физкультурных занятий используются специальные игровые упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве. Особое внимание в старшем дошкольном возрасте должно уделяться ориентировке от себя", поскольку ориентировка на объектах ближайшего окружения становится возможной при усвоении пространственной ориентировки на собственном теле. ребёнок мысленно переносит её на другие объекты (выделяет различные их стороны: переднюю, заднюю, боковую, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху голова, а внизу ноги; впереди лицо и живот, а сзади спина, одна рука справа, а другая слева). На основе этих знаний дети учатся чётко выполнять команду "направо - налево". Подобные знания детей о собственном теле помогают при овладении детьми артикуляционными упражнениями и постановке звуков на логопедических занятиях, когда необходимо знать верхнюю и нижнюю часть органов артикуляционного аппарата.
Стоит отметить, что особое внимание уделяется освоению пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов у ребёнка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это условие, способствующее установлению полного
Кроме того, необходимо научить детей сравнивать противоположные пространственные отношения и направления: «впереди сзади», «справа слева», «над под», «под за», «посередине с краю», «вверху – внизу». Приём сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений, способствует наиболее осознанному усвоению значений предлогов.
Таким образом, расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре являются очень важным направлением работы, способствующим более эффективной коррекции нарушений речевого развития детей.
-Развитие речевого и физиологического дыхания.
Наиболее важную роль в коррекции звукопроизношения играет правильное, речевое дыхание. Очень часто дети, имеющие тяжёлые нарушения речи не могут сделать длительный, плавный, направленный выдох. Кроме того, из - за патологии носоглотки (наличие парезов, аденоидов и пр.) малыши очень часто не дифференцируют ротовое и носовое дыхание, что затрудняет процесс коррекции нарушений в звукопроизношении. На своих занятиях логопед систематически использует специальные упражнения, направленные на нормализацию дыхания: "Фокус", "Слабый- сильный ветерок", "Холодный- тёплый ветерок и др.)
На протяжении физкультурных занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях обязательным условием является введение дыхательных упражнений, способствующих нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.
В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям, которые способствуют увеличению продолжительности выдоха. укрепляют мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. Существуют специальные упражнения, направленные на различение звуков и закрепление их произношения. Одним из примеров является следующее упражнение:
Взрослый показывает иллюстрации и читает текст.
По показу педагога на выдохе дети должны произнести звуки - отрывисто, многократно повторяя на одном выдохе, а свистящие, шипящие и звук Р, наоборот, протягивая как можно длительней. Возможно сопровождать произнесение звуков с жестами:
К - дождинки бьют по крыше
Г - горох лущат нам мыши
Х - хомяк храпит во сне
Ц - разбудим по весне
П - палит по башне пушка
Б - стреляет вверх хлопушка
Т - крот стукнул молотком
Д - два дятла стоят дом
С - свистит у норки суслик
Ш- шипит змея, свернувшись в бублик
З - малыш - комар звенит
Ж - майский жук жужжит, конечно
Р - рычит из клетки тигр
Ч - подходит паровоз
А - корабль гостей привёз
М - мычит корова на лугу
Н - звук и в нос сказать могу!
- Формирование темпо - ритмической выразительности речи
Воспитанники, имеющие тяжёлые нарушения речи, характеризуются фонетическими и просодическими нарушениями, зачастую обусловленные паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата, что негативно сказывается на темпе, ритме речи и на её выразительности, в целом.
Фронтальные занятия учителя - логопеда, развлекательные мероприятия инструктора по физической культуре могут быть организованы в форме определённого сюжета, который будет способствовать наиболее эффективному развитию просодических компонентов речи, её ритма и темпа. Темы сюжетных занятий, их структура и игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Формирование движений, в свою очередь, происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихов, используемых на занятии, вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Помимо нормализации темпа и ритма речи, применение на сюжетных занятиях стихотворных текстов благотворно влияет на формирование слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируют собственную речь.
Одним из наиболее эффективных технологий в решении данной задачи является логоритмика - это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений. Является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью.
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать следующие задачи:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• формирование, развитие и коррекция слухо - зрительно - двигательной координации;
• развитие коммуникативных качеств.
и способствуют:
-регуляции мышечного тонуса,
- развитию и мелкой моторики,
- развитию мимических мышц,
- развитию дыхания,
- развитию чувства темпа и ритма.
Логоритмические упражнения целесообразно включать воспитателям в режимные моменты, применять в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в соответствии с изучаемой лексической темой недели.
Нельзя не сказать о роли интегрированных занятий в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, ведь не случайно они приобрели в последнее время такую популярность. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. Интеграция образовательных областей "речевое" и "физическое развитие" на таких занятиях оказывается очень эффективной, поскольку переключение с одного вида деятельности на другую, сочетание речи и движений оказывают благотворное влияние не только на речь ребёнка, но и на его физическое развитие. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей.
Ещё одной особенностью взаимодействия является выбор дидактического и игрового материала в зависимости от утверждённых лексических тем в детском саду. Так, например, подвижные игры планируются и проводятся в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Так, при отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные", инструктор по физической культуре занятии по физической культуре может предложить детям подвижную игру «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).
Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Из -за особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре допускается менять правила игры, ориентируясь на психофизические особенности детей и на особенности их развития. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил, сокращении или, наоборот, в увеличении время игры.
Таким образом, преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда, выбор специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, способствует прочному закреплению результатов логопедической работы и являются залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи
Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....
Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Данная методическая разработка разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и в соответствии с «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...
«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....
Взаимодействие логопеда и специалистов ППМС сопровождения в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный п...
«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...