Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая группа) по теме
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. В данной работе мы предлагаем преодолевать речевое недоразвитие детей путем тесной взаимосвязи работы учителя - логопеда и инструктора по физической культуре, формы и методы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. В нашем учреждении функционирует логопедическая группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.
У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.
Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.
Я считаю, что успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.
Легко проследить взаимодействие воспитателя и учителя логопеда – это индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда, логочас и т.п. Музыкальный руководитель и воспитатель на логоритмике отрабатывают у детей темп, ритм, речевые мимические движения, столь важные в коррекции речевых нарушений, развивают мелкую моторику, память, внимание.
Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.
Обговорив все моменты, мы наметили последовательность работы:
- Сбор анамнестических данных.
- Обследование детей (заполнение речевых карт, протокола физической подготовленности, состояния общей моторики).
- Выработка основных коррекционно – развивающих задач с учетом моторного и психо – речевого развития детей.
- Составление совместного плана работы с учителем – логопедом, воспитателями.
- Составление плана работы с родителями.
Взаимодействие в работе мы начали со сбора анамнестических данных и обследования детей. Задача обследования – определить общий уровень развития каждого ребенка. Результаты обследования показали, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушения психических процессов, у детей в той или иной степени нарушена двигательная сфера.
Диагностика показала:
- У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей были скованы. Амплитуда выполнения движений - недостаточной.
- Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.
- Дети не всегда воспринимали речевые инструкции, что создавало дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т.к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз
- Дыхание детей было поверхностным (ключичным). Следствие этого- сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.
- Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывалось на решении образовательных задач;
Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в интеграции.
Определили цель: Коррекция речевых нарушений детей через развитие и коррекцию двигательной сферы.
Поставили перед собой задачи:
1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики детей с ОНР.
2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.
3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика).
Познакомившись с недельной тематикой, запланированной учителем-логопедом, изучив комплексно-тематический план логопедической группы, я продумала формы работы, подобрала материалов для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов.
Формы работы:
Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.
Основные виды движений использую на закрепление или повторение. Стараюсь подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет мне создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.
Артикуляционную гимнастику мне помогает подобрать учитель-логопед. Провожу ее не часто, в виде артикуляционных сказок. Если занятие проводим совместно, то учитель-логопед проводит ее сама.
Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираем совместно с логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.
Используемая мной дыхательная гимнастика по Стрельниковой способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.
Используемые двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.
Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.
Релаксацию использую в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.
Учитывая лексические темы, по которым работают логопедическая группа и, используя виды деятельности, описанные выше, мы составили перспективный план, который соответствует программе Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», а также рабочей программе, разработанной учителем – логопедом.
Структура плана
- Лексическая тема;
- Тема интегрированного занятия;
- Задачи, которые будут решаться в ходе образовательной деятельности (развитие речи детей через движения);
- Интеграция специалистов.
месяц | Лексическая тема | Тема интегрированного занятия | Задачи | Интеграция специалистов |
Ноябрь | Посуда | «В гости к бабушке Федоре» |
| Учитель-логопед: артикуляционная и дыхательная гимнастика, речевые игры «Собери целое из частей», игра с мячом «Раз, два, три – быстро назови». Инструктор по ФК: ходьба и бег с заданием, ОРУ «Заблудившаяся посуда». ОВД Совместно: упражнения на координацию слова и движения. |
Домашние животные и птицы | «Жители деревни Простоквашино» |
| Учитель-логопед: биоэнергопластика, речевые игры «Назови ласково», «Найди домик для игрушки» Инструктор по ФК: Вводная часть, ОРУ «Домашние животные», ОВД Совместно двигательно-речевая игра «Гуси» |
В соответствии с планом 2 раза в месяц мы совместно с учителем-логопедом проводим интегрированные занятия. В ходе образовательной деятельности в основном дублируется материал фронтального занятия логопеда, но с уклоном на развитие физических качеств детей (пальчиковые игры, упражнения на развитие слова и движения, мелкой моторики, общеразвивающие упражнения в соответствии с заданной лексической темой и т.п.)
Образовательную деятельность проводим совместно с учителем-логопедом, заранее распределяя обязанности. Если упражнения провожу я, то логопед и воспитатель проводят с детьми индивидуальную работу, или наоборот.
Результативность
Таким образом, взаимодействие в работе с учителем логопедом способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Дети с удовольствием посещают интегрированные занятия.
Дети научились результативно, мягко, выразительно и точно выполнять физические упражнения. В двигательной деятельности проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу.
Дети научились через движения передавать своеобразие конкретного образа (персонажа, животного).
В ходе выполнения физических упражнений дети стремятся к лучшему результату, осознавая зависимость между качеством и результатом.
Дети научились согласовывать слова и движения, внимательно выслушивать словесные инструкции, выполнять их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....
Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда.
Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя логопеда....
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности
Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Коррекцией речевого и о...
«НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Статья раскрывает содержание совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре ДОУ с детьми с ОВЗ. Целью статьи является описание эффективности использования нейрофизиологических...