Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности
занимательные факты по коррекционной педагогике
Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речь, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений.
Раздел «Подвижные игры» планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_instruktora_po_fizicheskoy_kulture_i_uchitelya-logopeda.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речь, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений.
Раздел «Подвижные игры» планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.
Многолетние педагогические наблюдения педагогов и специалистов дошкольных учреждений показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие виды подвижных игр.
1. Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)
Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:
Ау – ау – аукаем,
Весну приаукиваем.
Весна! Весна!
Красным – красна!
Весна пришла,
Свет, тепло принесла!
Весну встречаем,
В ловишки играем!
Раз, два, три, лови!
После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
Игра малой подвижности «Мухомор»
Играющие встают в круг посередине зала. Берутся за руки. В центре круга ставится «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:
Перед нами бор
А в бору мухомор
Мухомор стоит,
На детей глядит
Мухомор кто возьмет,
Тот из круга уйдет
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.
2. Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз,
Часы бьют два,
Часы бьют три.
хлопают в ладоши.
Новый год, приходи!
Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе.
Тебя ждали год,
Стояли у ворот.
Выполняют «пружинку», руки на пояс.
А пришел мороз,
Заморозил нам нос.
Шагают на месте.
Нас мороз, не пугай,
С нами ты поиграй.
Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс.
В прятки ты поиграй
Да подарки нам дай
Выполняют два приседания, руки в приседе на колени.
Конфеты, игрушки,
Орехи, хлопушки.
Постукивают кулачками друг о друга.
Будем веселиться,
Танцевать, резвиться.
Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно.
3. Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.
Пальчиковая игра
«Белка продавец»
Сидит белка на тележке…
Сжимают- разжимают пальцы рук.
Продает она орешки.
Хлопают в ладоши.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.
Кому в платок,
Кому в зобок.
Ударяют кулачками друг о друга.
Кому в лапочку.
Показывают ладошки.
Русская народная песенка
4. Подвижные речевые игры.
Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя – логопеда с целью решения какой – либо речевой задачи.
Подвижная речевая игра «Чьи детки?»
Цель:Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».
Дети стоят в кругу. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?». Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждают 2-3 самых внимательных игрока.
Примечание. Детеныши других домашних животных: Щенята, козлята, жеребята, телята, ягнята, поросята, крольчата и др.
5. Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха
По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия, а также в непосредственную образовательную деятельность в группах включаются различные подвижные игры.
Подвижная игра «Цветные домики»
Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего, цвета.
Усложнение: дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.
6. Подвижные игры на развитие звукопроизношения
Логопед планируя совместную деятельность, определяет (обычно на неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физкультурой. В нашей группе это в основном какое-то звукоподражание.
7. Подвижные игры на развитие коммуникативных функций
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.
8. Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально – ритмические композиции)
Использование музыки при проведении подвижных игр способствует координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.
Подвижная игра «Дружба»
Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу.
Найдем себе мы друга.
Найдем себе мы друга,
Найдем себе дружка.
По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!». После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.
Примечание: педагог может подать и другие команды, например:
«Раз, два, три, двух друзей себе найди!» - дети встают в кружки по четыре человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);
при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.
При проведении данных подвижных игр используется логоритмика.
Логоритмика- преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические занятия– это методика, опирающаяся на связь слова, музыки, движения.
В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшаются ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки
- Упражнения с речитативами (логоритмика) можно использовать помимо подвижных игр и при проведении ОРУ (как на физкультурном занятии , так и при проведении утренней гимнастики)
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...
План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда на учебный год в группе детей с ОНР 1-го года обучения
План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР 1-го года обучения разработан на один учебный год. Включает в себя пальчиковые гимнастики и речевые уп...
Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в группе детей с ОНР 2-го года обучения
План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда составлен на основе рекомендаций О.С. Гомзяк "Говорим правильно в 6-7 лет". В нем представлен перечень упражнений об...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...