Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности
занимательные факты по коррекционной педагогике

Юдичева Ольга Олеговна

Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речь, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
-    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
-    речевого и физиологического  дыхания;
-    формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-    работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений.

Раздел «Подвижные игры» планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речь, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
-    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
-    речевого и физиологического  дыхания;
-    формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-    работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений.

Раздел «Подвижные игры» планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.

Многолетние педагогические наблюдения педагогов и специалистов дошкольных учреждений показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие виды подвижных игр.

1.     Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)

Игра большой подвижности «Ловишка»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

                Ау – ау – аукаем,

                Весну приаукиваем.

                Весна! Весна!

                Красным – красна!

                Весна пришла,

                Свет, тепло принесла!

                Весну встречаем,

                В ловишки играем!

                Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!

Игра малой подвижности «Мухомор»

Играющие встают в круг посередине зала. Берутся за руки. В центре круга ставится «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:

                Перед нами бор

                А в бору мухомор

                Мухомор стоит,

                На детей глядит

                Мухомор кто возьмет,

                Тот из круга уйдет

Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

    2.   Подвижные игры с речевым сопровождением

          Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

                           Часы бьют раз,

                           Часы бьют два,

                           Часы бьют три.

хлопают в ладоши.

    Новый год, приходи!

                    Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе.

                          Тебя ждали год,

                          Стояли у ворот.

Выполняют «пружинку», руки на пояс.

                          А пришел мороз,

                          Заморозил нам нос.

                  Шагают на месте.

   Нас мороз, не пугай,

                          С нами ты поиграй.

Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс.

                          В прятки ты поиграй

                          Да подарки нам дай

   Выполняют два приседания, руки в приседе на колени.

Конфеты, игрушки,

                          Орехи, хлопушки.

           Постукивают кулачками друг о друга.

    Будем веселиться,

                          Танцевать, резвиться.

Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно.

   3.  Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

         Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

        Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

Пальчиковая игра

          «Белка продавец»

Сидит белка на тележке…

Сжимают- разжимают пальцы рук.

 Продает она орешки.

                      Хлопают в ладоши.

            Лисичке – сестричке,

                            Воробью, синичке.

                            Мишке толстопятому,

                            Заиньке усатому.

     Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

                   Кому в платок,

                            Кому в зобок.

                    Ударяют кулачками друг о друга.

                            Кому в лапочку.

Показывают ладошки.

                                                                                Русская народная песенка

 

4.  Подвижные речевые игры.

      Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя – логопеда с целью решения какой – либо речевой задачи.

Подвижная речевая игра «Чьи детки?»

      Цель:Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».

       Дети стоят в кругу. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?». Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждают 2-3 самых внимательных игрока.

Примечание. Детеныши других домашних животных: Щенята, козлята, жеребята, телята, ягнята, поросята, крольчата и др.

 

5.    Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха

       По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия, а также в непосредственную образовательную деятельность в группах включаются различные подвижные игры.

Подвижная игра «Цветные домики»

      Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего,  цвета.

Усложнение: дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.

 

6.  Подвижные игры на развитие звукопроизношения

Логопед планируя совместную деятельность, определяет (обычно на неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физкультурой. В нашей группе это в основном какое-то звукоподражание.

7.  Подвижные игры на развитие коммуникативных функций

     Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.

8.   Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально – ритмические композиции)

       Использование музыки при проведении подвижных игр способствует координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.

Подвижная игра «Дружба»

      Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

                                                   Мы идем по кругу.

                                                   Найдем себе мы друга.

                                                   Найдем себе мы друга,

                                                   Найдем себе дружка.

         По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!». После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр кругаВключается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.

Примечание: педагог может подать и другие команды, например:

     «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» - дети встают в кружки по четыре человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);

     при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.                      

 

При проведении данных подвижных  игр используется логоритмика.

 

Логоритмика- преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмические занятия– это методика, опирающаяся на связь слова, музыки, движения.

 В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшаются ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки

- Упражнения с речитативами (логоритмика) можно использовать помимо подвижных игр и при проведении ОРУ (как на физкультурном занятии , так и при проведении утренней гимнастики)

 Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда на учебный год в группе детей с ОНР 1-го года обучения

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР 1-го года обучения разработан на один учебный год. Включает в себя пальчиковые гимнастики и речевые уп...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в группе детей с ОНР 2-го года обучения

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда составлен на основе рекомендаций О.С. Гомзяк "Говорим правильно в 6-7 лет". В нем представлен перечень упражнений об...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...