Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Расширять знания о насекомых ,особенностях их внешнего вида и образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_s_onr.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с ОНР
Лексическая тема: Насекомые
Логопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных
Коррекционно-образовательные цели:
-расширять знания о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни; расширять и активизировать словарь за счет слов-предметов, слов-действий и слов-признаков , формировать обобщающее понятие «Насекомые»;
-развивать умение отвечать полным предложением;
- совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»; составлять предложения с предлогами;
- продолжать развивать навыки различения твердых и мягких согласных звуков, навыки звукового и слогового анализа;
- развивать грамматический строй речи (навыки согласования прилагательных с существительными в роде и падеже, употреблять предложно-падежные конструкции )
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики. Координации речи с движением.
Воспитательные цели:
Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: аудиозапись со звуками насекомых, игрушка «Пчелка», магнитная доска, фланелеграф, мяч, эмблемы пчелок для детей и педагога, демонстрационные картинки с изображением насекомых, изображения бабочек (с липучками на обороте), картинки с твердыми и мягкими звуками в начале слова (с липучками на обороте), игровое поле «Полянка», вырезанные из картона насекомые (с липучками на обороте), 3 ромашки (с липучками на обороте), пеналы для звукового анализа слова.
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Введение в тему занятия. Развитие слухового внимания).
Дети входят в группу, здороваются и садятся на стульчики
Логопед: Ребята, послушайте внимательно звуки, а потом скажите, кого вы услышали.
Звучат звуки насекомых.
Ребята , кого вы услышали? Дети: Мы услышали кузнечика, жука и т.д.
Актуализация знаний:
Логопед: Дети, как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…? Дети: Насекомые.
Логопед: Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? Дети: потому что холодно, они спят.
Логопед: Когда же появляются насекомые на улице? Дети: Насекомые появляются весной.
Логопед: Почему весной? Дети: Потому что становится тепло, насекомые вылезают из своих укрытий.
Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Пчелка приглашает вас в царство насекомых. Превращаемся в пчелок ( логопед надевает эмблемы пчел на детей ). Пчелы живут в улье, поэтому стульчики теперь - это ваш улей.
Логопед: Пчелка прожужжала мне, что насекомые бывают большие и маленькие.
Большие и маленькие насекомые и звуки издают по -разному: большой комар пищит : ЗЗЗЗ, а маленький комарик пищит: ЗЬЬЬЬ, большая бабочка крылышками машет: ТТТ, а маленькая : ТЬ,ТЬ, ТЬ , большая муха крыльями машет: ВВВ, а маленькая- ВЬ,ВЬ : Как можно назвать звуки, которые издавали большие насекомые? Как мы их обозначаем? Твердые согласные звуки. Обозначаем синим кружком. А как называются звуки, которые издавали маленькие насекомые? Мягкие согласные звуки. Обозначаем зеленым кружком. Логопед: Какие звуки мы никогда не скажем мягко и они всегда твердые ? Дети: Звуки Ш,Ж,Ц. Какие звуки всегда мягкие ? Ч,Щ.
2. Игра «Подари картинки бабочкам» (Развитие фонематических функций) .
Логопед прикрепляет бабочек на липучках к фланелеграфу.
Логопед: Посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: К нам прилетели бабочки.
Логопед: Подберите слова, какие бабочки?
Дети : Бабочки красивые, нежные, хрупкие, прекрасные, легкие, воздушные, яркие . Давайте бабочкам сделаем подарки и подарим картинки.
Логопед: Возьмите по картинке, назовите первый звук в слове, если звук мягкий- подарите картинку зеленой бабочке, если твердый- синей бабочке.
Дети берут из коробочки картинки, называют первый звук, определяют по мягкости-твердости и прикрепляют вокруг бабочки.
Логопед: Молодцы. Порадовали бабочек.
Логопед: А теперь как пчелки, полетели на полянку, поиграем.
3. Игра «Поймай звук» (Развитие фонематических функций)
Я называю слова, вы их проговариваете и обратите внимание на первый звук в слове. Если он мягкий, поднимите руки вверх. Если твердый, хлопните в ладоши.
Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
4. Игра с мячом «Преврати звук» (Развитие фонематических функций)
Логопед: Преврати первый звук в мягкий и назови, какое слово получилось»
Вол-вел, ток-.., воз-…, лук-…, нос-.., лот-.., был-.. мал-…, рад-…, ров-..
Преврати первый звук в твердый и скажи , какое слово получилось:
Лёт-…лот, питать-.., пилить-…, мишка-…, бить-…, вить-…, нить-.., Тёма-…, тикать-…
Логопед: Молодцы, пчелки! Аккуратно подлетайте к столу и присаживайтесь за стол.
5.Упражнение «Составь схему» (развитие звукового анализа слов)
Логопед вывешивает картинку жука.
Логопед: Ой, кто к нам прилетел? Дети: Жук.
Логопед: Назовите первый звук в слове жук? Дети : Звук Ж. Давайте порадуем жука и составим звуковую схему слова ЖУК. Дети составляют схему, называют звуки по порядку и общее количество звуков.
А если жук не один, а несколько , то как мы скажем? Дети: Жуки.
Составление схемы ЖУКИ.
Логопед обращает внимание детей на звук К, который стал мягким.
6.Упражнение «Жук» ( развитие мелкой моторики )
Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
Дети возвращаются в улей (присаживаются на стулья).
7. Уточнение, расширение и активизация словаря существительных. Составление сложных предложений с союзом «потому что». Совершенствование грамматического строя речи.
Логопед: Ну что же, с жуком мы познакомились. Давайте посмотрим, с кем мы еще можем увидеться на лужайке.
Логопед поочередно вывешивает на доску картинки с насекомыми и коротко рассказывает о каждом.
Логопед: Начинайте ответ со слов : На лужайке мы увидимся с …..
Дети по очереди называют насекомых, а логопед коротко рассказывает о каждом насекомом.
На лужайке мы увидимся с бабочкой и т.д. Рот бабочки- хоботок, который она опускает за нектаром на дно цветка. Питается нектаром цветов, опыляет растения. На лужайке мы увидимся с кузнечиком , с пчелой ( у пчелы полосатое мохнатое тельце, две пары крыльев и три пары ног, на голове усики –антены, с их помощью она ориентируется в пространстве и чувствует запахи , у нее есть хоботок, челюсти, лапки пчелы покрыты волосками, для того чтобы к ним приставала пыльца ).
Логопед: Как их назвать одним словом? Дети: Насекомые.
Логопед: Правильно! А кто из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых?
Дети : На теле насекомых есть тоненькие чёрточки — насечки, поэтому их так и назвали: «насекомые». У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок, крылья, жало.
Логопед: Ребята, вы уже знаете, что одни насекомые приносят пользу, другие насекомые приносят вред. Расскажите о полезных насекомых , которых вы запомнили, и объясните, почему они полезные. Поднимайте руки, прежде чем ответить.
Дети: Оса и бабочка полезные насекомые, потому что опыляют цветы. Пчела полезное насекомое, потому что дает мед. Кузнечик, оса, муравей, стрекоза полезные насекомые, потому что охотятся на других вредных насекомых.
Логопед: Теперь расскажите о вредных насекомых. Каких вредных насекомых вы знаете? Какой вред приносит муха, комар, таракан и почему ?
Дети: Муха, комар и таракан вредные насекомые, потому что переносят на лапках опасные микробы и болезни. Комар вредное насекомое, потому что больно кусается.
Логопед: Молодцы!
8. Физминутка «Видишь, бабочка летает». (Координация речи с движением).
Логопед: опять к нам бабочка прилетела и приглашает на лужайку немного размяться.
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком.) Г. Виеру
9. Игра «На полянке». (Употребление предложно-падежных конструкций в предложениях).
Дети закрепляют изображения насекомых (на липучках ) на игровом поле «Полянка»
Логопед: Пчелка приглашает вас на другую полянку к своим друзьям. Но что же случилось? Ни одного насекомого здесь нет. Был ураган и сдул всех насекомых. Давайте поможем им вернуться.
Логопед: Возьмите одно насекомое, разместите на полянке, затем расскажите, где оно находится.
Логопед : Кого ты взял? Ребенок: Стрекозу.
Логопед: Скажи, где летает стрекоза? Отвечаем полным предложением , начиная со слов : «Стрекоза летает….
Где сидит бабочка? (Бабочка сидит на маке)
Откуда выглядывает пчела? (Пчела выглядывает из улья)
Куда летит эта пчела ? (Пчела летит к улью)
Где летают пчелы? (Пчелы летают под ульем).
Где спрятался муравей? (Муравей спрятался за грибом).
Где бегают муравьи? (Муравьи бегают в траве).
Где сидит комар?( Комар сидит на кувшинке ) и т.д.
Логопед: Ну вот все и в сборе, спасибо!
10. Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания и зрительной памяти)
Логопед: Насекомые так обрадовались встречи с нами, что решили поиграть.
Запомните, где какое насекомое находится, теперь закройте глазки, а они поменяются местами. Открывайте глаза. Что изменилось? Вспомните теперь, кто поменялся местами и кто где сидел? Дети: Жук сидел на листке, а муха летала в воздухе и т.д.
Логопед: Посмотрите внимательно на полянку и скажите, кто лишний? Дети : Лишний паук, потому что это не насекомое, у него 8 ног.
11.Игра «Разноцветные ромашки» (совершенствование навыка слогового анализа слов)
Логопед: Взгляните, какие красивые ромашки распустились на полянке. Посадите на розовую ромашку тех насекомых, в названиях которых один слог, на желтую-тех, в названиях которых два слога, на белую-тех, в названиях которых три слога.
Дети выполняют и комментируют задание.
12.Подведение итогов занятия.
Вот и наступила пора заканчивать наше путешествие и возвращаться из царства насекомых в детский сад, превращаемся обратно из пчелок в ребят. Скажите, а какие звуки мы учились различать? Твердые и мягкие согласные. О ком мы сегодня говорили? О насекомых. Ребята, а вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Поэтому нельзя убивать насекомых, их нужно беречь и охранять. Пчелка прощается в вами.
Литература:
1.Нищева Н.В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.:ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2.Агранович З.Е.В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольникв.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия учителя-логопеда....
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».Закрепление правильного произношения звука [С] в словах, фразовой речи....
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «Мы и Маша»
Конспект логопедического занятияв старшей логопедической группе«Мы и Маша»Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Задачи:Коррекционно – образовател...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."
ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения ...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».
ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».ЦЕЛЬ: Закрепить н...