Конспект логопедического занятия в старшей группе "Насекомые".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Татьяна Владимировна Котельникова

Расширять знания о насекомых ,особенностях их внешнего вида и образе жизни. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с ОНР

Лексическая тема:   Насекомые

Логопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных

Коррекционно-образовательные цели:

-расширять знания о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни; расширять и активизировать словарь за счет слов-предметов, слов-действий и слов-признаков , формировать обобщающее понятие «Насекомые»;

-развивать умение отвечать полным предложением;

- совершенствовать умение составлять сложноподчиненные   предложения с союзом «потому что»;  составлять предложения с предлогами;

- продолжать развивать навыки различения твердых и мягких согласных звуков, навыки звукового и слогового анализа;

- развивать грамматический строй речи (навыки согласования прилагательных с существительными в роде и падеже, употреблять предложно-падежные конструкции )

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики. Координации речи с движением.

Воспитательные цели:

Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: аудиозапись со звуками насекомыхигрушка «Пчелка», магнитная доска, фланелеграф, мяч,   эмблемы пчелок для детей и педагога, демонстрационные картинки с изображением насекомых, изображения бабочек (с липучками на обороте), картинки с твердыми и мягкими звуками в начале слова (с липучками на обороте), игровое поле «Полянка», вырезанные из картона насекомые (с липучками на обороте), 3 ромашки  (с липучками на обороте), пеналы для звукового анализа слова.

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Введение в тему занятия. Развитие слухового внимания).

Дети входят в группу, здороваются и садятся на стульчики  

Логопед: Ребята, послушайте внимательно звуки, а потом скажите, кого вы услышали.

Звучат звуки насекомых.

Ребята , кого вы услышали? Дети: Мы услышали кузнечика, жука и т.д.

Актуализация знаний:              

Логопед: Дети, как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?    Дети: Насекомые.

Логопед: Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? Дети: потому что  холодно, они спят.

Логопед: Когда же появляются насекомые на улице? Дети: Насекомые появляются весной.

Логопед: Почему весной? Дети: Потому что становится тепло,  насекомые вылезают из своих  укрытий.

Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»):  Пчелка приглашает вас в царство насекомых. Превращаемся в пчелок ( логопед надевает эмблемы пчел на детей ). Пчелы живут в улье, поэтому стульчики теперь - это ваш улей.

Логопед: Пчелка прожужжала мне, что  насекомые бывают большие и маленькие.

Большие и маленькие насекомые и звуки издают по -разному: большой комар пищит : ЗЗЗЗ,  а маленький комарик пищит: ЗЬЬЬЬ, большая  бабочка крылышками машет: ТТТ, а маленькая : ТЬ,ТЬ, ТЬ , большая  муха крыльями машет: ВВВ, а маленькая- ВЬ,ВЬ : Как можно назвать  звуки, которые издавали большие насекомые? Как мы их обозначаем? Твердые согласные звуки. Обозначаем синим кружком.  А как называются звуки, которые издавали маленькие насекомые? Мягкие согласные звуки. Обозначаем зеленым кружком. Логопед: Какие звуки мы никогда не скажем мягко и они всегда твердые ?  Дети: Звуки Ш,Ж,Ц. Какие звуки всегда мягкие ? Ч,Щ.

2. Игра «Подари картинки бабочкам» (Развитие фонематических функций) .

Логопед прикрепляет бабочек на липучках  к фланелеграфу.
Логопед: Посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети: К нам прилетели бабочки.

Логопед: Подберите слова, какие бабочки?

Дети : Бабочки красивые, нежные, хрупкие, прекрасные, легкие, воздушные, яркие . Давайте бабочкам сделаем подарки и подарим картинки.

Логопед: Возьмите по картинке, назовите первый звук в слове, если звук мягкий- подарите картинку зеленой бабочке, если твердый- синей бабочке.

Дети берут из коробочки картинки, называют первый звук, определяют по мягкости-твердости и прикрепляют вокруг бабочки.

Логопед: Молодцы. Порадовали бабочек.

Логопед: А теперь как пчелки, полетели на полянку, поиграем.

3. Игра «Поймай звук» (Развитие фонематических функций)

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите внимание на первый звук в слове. Если он мягкий, поднимите руки вверх. Если твердый, хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

4. Игра с мячом «Преврати звук» (Развитие фонематических функций)

Логопед: Преврати первый звук в мягкий и назови, какое слово получилось»  

Вол-вел, ток-.., воз-…, лук-…, нос-.., лот-.., был-.. мал-…, рад-…, ров-..

Преврати первый звук в твердый  и скажи , какое слово получилось:

Лёт-…лот,  питать-.., пилить-…, мишка-…, бить-…, вить-…, нить-.., Тёма-…, тикать-…

ЛогопедМолодцы, пчелки! Аккуратно подлетайте к столу и присаживайтесь за стол.

5.Упражнение «Составь схему» (развитие звукового анализа слов)

Логопед вывешивает картинку  жука.

Логопед: Ой, кто к нам прилетел?  Дети: Жук.

Логопед: Назовите первый звук в слове жук? Дети : Звук Ж. Давайте порадуем жука и составим звуковую схему слова ЖУК. Дети составляют схему, называют звуки по порядку и общее количество звуков.

А если жук не один, а несколько , то как мы скажем? Дети: Жуки.

Составление схемы ЖУКИ.

Логопед обращает внимание детей на звук К, который стал мягким.

6.Упражнение «Жук» ( развитие мелкой моторики )

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)

Знаю все сады вокруг.

 Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу!

Дети возвращаются в улей (присаживаются на стулья).

7. Уточнение, расширение и активизация словаря существительных. Составление сложных предложений с  союзом «потому что». Совершенствование грамматического строя речи.

Логопед: Ну что же, с жуком мы познакомились. Давайте посмотрим, с кем мы еще можем увидеться на лужайке.

Логопед  поочередно вывешивает на доску  картинки с насекомыми и коротко рассказывает о каждом.

Логопед: Начинайте ответ со слов : На лужайке мы увидимся с  …..

Дети по очереди называют насекомых, а логопед коротко рассказывает о каждом насекомом. 

На лужайке мы увидимся с бабочкой и т.д. Рот бабочки-  хоботок, который она  опускает за нектаром на дно цветка. Питается нектаром цветов, опыляет растения. На лужайке мы увидимся с кузнечиком , с пчелой ( у пчелы полосатое мохнатое тельце, две  пары крыльев и три пары ног, на голове усики –антены, с их помощью она ориентируется в пространстве и чувствует запахи , у нее есть хоботок, челюсти, лапки пчелы покрыты волосками, для того чтобы к ним приставала пыльца ).

Логопед: Как их назвать одним словом? Дети: Насекомые.

Логопед: Правильно! А кто из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых?

Дети :  На теле насекомых есть тоненькие чёрточки — насечки, поэтому их так и назвали: «насекомые». У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6  лапок, крылья,  жало.

Логопед: Ребята, вы уже знаете, что одни насекомые приносят  пользу, другие насекомые приносят вред. Расскажите о  полезных насекомых , которых вы запомнили, и объясните, почему они полезные. Поднимайте руки, прежде чем ответить.

Дети: Оса и бабочка полезные насекомые, потому что опыляют цветы.  Пчела полезное насекомое, потому что дает мед.  Кузнечик, оса, муравей, стрекоза полезные насекомые, потому что охотятся на других вредных насекомых.

Логопед: Теперь расскажите о вредных насекомых. Каких вредных насекомых вы знаете? Какой вред приносит муха, комар, таракан и почему ?

Дети:  Муха, комар и таракан вредные насекомые, потому что переносят на лапках опасные микробы и болезни. Комар вредное насекомое, потому что больно кусается.

Логопед: Молодцы!

8. Физминутка «Видишь, бабочка летает».  (Координация речи с движением).

Логопед: опять к нам бабочка прилетела и приглашает на лужайку немного размяться.

Видишь, бабочка летает,

(Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает.

 (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять.

 (Хлопки в ладоши.)

 Ох, считать не сосчитать!

 (Прыжки на месте.)

 За день, за два и за месяц…

(Шагаем на месте.)

 Шесть, семь, восемь, девять, десять!

 (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела

(Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла!

 (Считаем пальчиком.) Г. Виеру

9. Игра «На полянке». (Употребление предложно-падежных  конструкций в предложениях).      

Дети закрепляют изображения насекомых (на липучках ) на игровом поле «Полянка»

Логопед: Пчелка приглашает вас на другую полянку к своим друзьям. Но что же случилось? Ни одного насекомого здесь нет. Был ураган и сдул всех насекомых. Давайте поможем им вернуться.

Логопед: Возьмите одно насекомое,  разместите на полянке, затем расскажите, где оно находится.  

Логопед : Кого ты взял?  Ребенок: Стрекозу.

Логопед: Скажи, где летает стрекоза? Отвечаем полным предложением , начиная со слов : «Стрекоза  летает….

Где сидит бабочка? (Бабочка сидит на маке)

Откуда выглядывает пчела? (Пчела выглядывает из улья)

Куда летит эта пчела ? (Пчела  летит к улью)

Где летают пчелы? (Пчелы летают под ульем).

Где спрятался муравей? (Муравей спрятался за грибом).

Где бегают муравьи? (Муравьи бегают в траве).

Где  сидит комар?( Комар сидит на кувшинке ) и т.д.

Логопед: Ну вот все и в сборе, спасибо!

10. Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания и зрительной памяти)

Логопед: Насекомые так обрадовались встречи с нами, что решили поиграть.

Запомните, где какое насекомое  находится, теперь закройте глазки, а они поменяются местами. Открывайте глаза. Что изменилось?   Вспомните теперь, кто поменялся местами и кто где сидел?  Дети: Жук сидел на листке, а муха летала в воздухе и т.д.

Логопед:  Посмотрите внимательно на полянку и скажите, кто лишний? Дети : Лишний паук, потому что это не насекомое, у него 8 ног.

11.Игра «Разноцветные ромашки» (совершенствование навыка слогового анализа слов)

Логопед: Взгляните, какие красивые ромашки распустились на полянке. Посадите на розовую ромашку тех насекомых, в названиях которых один слог, на желтую-тех, в названиях которых два слога, на белую-тех, в названиях которых три слога.

Дети выполняют и комментируют задание.

12.Подведение итогов занятия.

Вот и наступила пора заканчивать наше путешествие и возвращаться из царства насекомых в детский сад, превращаемся обратно из пчелок в ребят.  Скажите, а какие звуки мы учились различать? Твердые и мягкие согласные. О ком мы сегодня говорили? О насекомых. Ребята, а вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Поэтому нельзя убивать насекомых, их нужно беречь и охранять. Пчелка прощается в вами.

Литература:

1.Нищева Н.В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.:ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2.Агранович З.Е.В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольникв.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе  «В гостях у тетушки Совы».Закрепление правильного произношения звука [С] в словах, фразовой речи....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «Мы и Маша»

Конспект логопедического занятияв  старшей логопедической группе«Мы и Маша»Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Задачи:Коррекционно – образовател...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».

ЗВУКИ   «П – Пь»,  «Т – Ть»,  «К –Кь». БУКВЫ  «П,  Т,   К».ЦЕЛЬ:  Закрепить   н...