Конспект занятия " В гостях у шипящей семейки"
план-конспект занятия по логопедии

Конспект занятия " В гостях у шипящей семейки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга», с.Мамонтово

28122353

          Конспект  интегрированного логопедического занятия

Тема:   «В гостях у Шипящей семейки».

                                                                           Разработала:

                                                              Хватик Татьяна Михайловна,

                               учитель – логопед   первой квалификационной категории

                                  с.Мамонтово  2022 г.

 Аннотация к занятию.

В условиях логопедического пункта обследование речевого развития детей    5 -6 лет затягивается, т.к. дети испытывают некоторый страх при общении с незнакомым взрослым во время первых индивидуальных занятий. Исходя из этого, на этапе комплексного обследования провожу подгрупповые занятия совместно с воспитателем.

В результате:

  • быстрее устанавливается эмоциональный контакт,
  • сокращается этап логопедического обследования,
  • процесс адаптации детей к логопедическим занятиям проходит в более комфортной психологической обстановке.

Тема: «В гостях у Шипящей семейки»

Тип занятия:

Интегрированное (развитие речи + формирование элементарных математических  представлений +продуктивная деятельность).

Форма организации: подгрупповая.

Место занятия: начальный этап коррекционного процесса.

Продолжительность занятия: 25-30 мин

Цель занятия:

  • закреплять произношение изолированного звука [ Ш ];
  • совершенствовать формы взаимодействия учителя- логопеда и воспитателя.

Образовательные задачи:

  • формировать у детей положительное отношение к логопедическим занятиям;
  • знакомить с разными способами образования слов (листопад, тканевый, бумажный, разноцветный).
  • продолжать знакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Который?», «Какой?»;
  • продолжать знакомить с цифрами;
  • формировать умение ориентироваться на листе бумаги (в середине).
  • закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (ватные палочки, крупа).

Коррекционно - развивающие задачи:

  • развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие у детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу;
  • отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки шипящих звуков;
  • совершенствовать лексико-грамматические представления . умение согласовывать существительные с порядковыми числительными.
  • развивать речь как средство общения;
  • развивать фонематические процессы;
  • продолжать развивать пространственное и слуховое восприятие;
  • развивать внимание, память и логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать интерес к изобразительной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей положительное отношение к логопедическим занятиям;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • формировать умение оценивать свои действия и действия сверстников.

Аннотация к занятию.

    В условиях логопедического пункта обследование речевого развития детей  5 -6 лет затягивается, т.к. дети испытывают некоторый страх при общении с незнакомым взрослым во время первых индивидуальных занятий. Исходя из этого, на этапе комплексного обследования провожу подгрупповые занятия совместно с воспитателем.

  В результате:

  • быстрее устанавливается эмоциональный контакт,
  • сокращается этап  логопедического обследования ,
  • процесс адаптации детей к логопедическим занятиям проходит  в более комфортной психологической обстановке.

                                              Ход занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

                    1.Организационный (2 мин.)

Логопед входит в группу будущих логопатов, держа в руке игрушку гномика. Воспитатель присутствует на занятии.

Логопед:

Здравствуйте, дети! Я-  хозяйка Страны правильной речи. Меня зовут Татьяна Михайловна! Пришла я не одна, а с гномиком. Гномика зовут Говорушка. Как его зовут? (дети повторяют). Говорушку знают многие дети в нашем детском саду. Вот сегодня мы пришли познакомиться и с вами, поиграть.

Логопед подносит гномика к уху.

Логопед:

Гномик шепчет мне на ушко,

Хочет что-то [ Ш ] мне сказать.

Очень хочет гномик знать,

С кем же будет он играть?

Ребята, представьтесь так же,

как мы с Говорушкой.

( звук [ Ш ] логопед произносит утрированно).

(контроль над правильностью построения фразы)

Дети повторяют имя гнома.

Дети называют свое имя полной фразой и присаживаются на стульчики.

                  2. Введение в тему (2 мин.)

Логопед:

Дети, гном Говорушка живет в Городе Звуков.

Сегодня он решил пригласить вас в гости

к «Шипящей» семейке. А вы можете вспомнить,

 кто или что умеет «шипеть»?

( воспитатель помогает детям).

Логопед:

Логопед:

Логопед:

Гномик шепчет мне на ушко

Хочет что-то мне сказать:

Для начала, просит гномик,

Язычками поиграть.

«Ш Ш Ш Ш…» - любимая песенка змеи. Мы сейчас с Валентиной Анатольевной превратим правую руку каждого из вас в «змейку». (Надеваем варежки).

Гномик шепчет мне на ушко

Хочет что-то мне сказать:

Для начала, просит гномик,

Язычками поиграть.

«Ш Ш Ш Ш…» - любимая песенка змеи. Мы сейчас с Валентиной Анатольевной превратим правую руку каждого из вас в «змейку». (Надеваем варежки).

«Ш Ш Ш Ш…» - любимая песенка змейки.

 Мы сейчас с Говорушкой превратим правую

 руку каждого из вас в «змейку».

( Надеваем дидактические варежки в виде

 зеленой головы змеи  с большим красным ртом).

Ребята, а вы хотите научиться «шипеть»

 как Змейка?

Гномик шепчет мне на ушко

Хочет что-то [ Ш ]   мне сказать:

Для начала, просит гномик,

Язычками поиграть.

«Ш Ш Ш Ш…» - любимая песенка змеи. Мы сейчас с Валентиной Анатольевной превратим правую руку каждого из вас в «змейку». (Надеваем варежки).

Дети с помощью воспитателя показывают: как «шипит» гусь, как шуршит сухая листва под ногами, шелестят листочки от ветра и т.д.

Дети рукой изображают плавные  движения змеи и показывают, как змея широко раскрывает рот.

Ответы детей

            3. Артикуляционная гимнастика. (2 мин.)

Логопед: Ребята, чтобы правильно произносить звуки, язычок должен быть сильным. Для этого необходимо каждый день делать зарядку для язычка. Об этом и напомнил мне Говорушка.

  Я сейчас вам буду показывать картинки и превращать свой язык в то, что изображено на них.

( выставляю картинки упражнений на мольберт) А вы хотите повторить за мною так, как я?

1.«Часики», 2. «Блинчик», 3. «Накажем непослушный язычок», 4. « Чашечка», 5. «Лошадка».

(каждое упражнение выполняется по 2-3 раза)

Логопед постоянно уточняет, объясняет правильность выполнения упражнений с показом.

Ответы детей.

Дети выполняют упражнения по подражанию без использования зеркала.

Воспитатель выполняет вместе с детьми.

Логопед:

4.Развитие слухового внимания.

Словообразование (5-6 мин)

                                                                                Состави

А сейчас я приглашаю вас на

   «лесную полянку», снимем «змеек» с руки и

оставим их у пенечков.

(на ковре лежат подушки – «пенечки» и разбросаны

 листочки из плотной ткани с вышивкой),

Логопед включает видео с видом осеннего леса и звуком «шелеста листвы».

Логопед:

Что за звуки мы слышим? (ответы детей).

Давайте покажем, как качаются деревья,

шелестя листочками.

Воспитатель медленно бросает сверху над детьми бумажные  разноцветные листочки .

Логопед:

.

Ребята, листья падают. Как называется это

явление в природе? (листопад).

В какое время года листочки падают с деревьев?

Логопед:

Давайте присядем на «пенечки» и

покажем, как шелестят листочки. («перетираем»

 ладони и произносим звук [ Ш ]).

Слышите, Змейка «шипит»!

Логопед:

Обратите внимание: листочки разные.

Чем они отличаются? (ответы). Листочки из

бумаги, какие? (бумажные). А из ткани?

(тканевые). А если разного цвета, то они какие?

(разноцветные).

Давайте пальчиками расскажем про осенние

 листочки.

Дети подходят к подушкам и оставляют «змеек».

Внимательно смотрят на экран и вслушиваются в шум ветра.

Дети произносят длительно звук  
[ Ш ]:

«Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш»

 

Хоровые и индивидуальные ответы детей: «Листопад. Осенью».

Дети «перетирают»

 ладони и произносят отрывисто звук [ Ш ]:

« Ш- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш»

Дети берут листочки, исследуют их на ощупь, определяют цвет и дают ответы

на вопросы логопеда.

( воспитатель помогает детям)

             

           5. Пальчиковая гимнастика. (2 мин.)

Логопед:      

                      Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал,

Вот дубовый ,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинки.

          (Н. Нищева)

Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом

 

Плавные, волнообразные движения ладонями

Загибают по одному пальчику на обеих руках    

Спокойно, наклонившись, кладут ладони на колени.

                   6. Развитие фонематических процессов и совершенствование лексико-грамматических представлений ( 10 мин)

Логопед:  Посмотрите, пожалуйста, на экран и внимательно послушайте меня. Я буду называть картинки, а вы, если услышите «песенку змеи» звук [Ш], берете бумажный листочек и бросаете его в корзинку. Всем задание понятно? (уточняю задание индивидуально). Нужно быть внимательным, Говорушка за нами следит, да и «змейку» не будем огорчать.

Логопед:  Молодцы! Все справились с заданием! Говорушка  и  «змейки» остались довольны. Какие листочки вы собрали в корзинку?  Хочу уточнить, что мы с Говорушкой примем только полный ответ.

           

Логопед:   А сейчас, каждый из вас должен взять тканевый листочек (индивидуально уточняю «Какой» листочек). Теперь по очереди будем крепить листочки на магнитной доске в ряд. Каждый должен запомнить порядковый номер своего листочка. (По ходу выполнения задания уточняем, который по счету листочек).

( К листочкам приклеены маленькие магнитики).

Логопед:  Давайте вспомним, чей листочек второй, пятый и т.д. (контроль над составлением предложений во время ответов).

             Мы с гномиком сейчас над вашими листочками расставим цифры по порядку. Будьте внимательны, следите, правильно ли мы расставим цифры.

Логопед выставляет цифры неправильно.

Логопед: Я еще раз вам напоминаю, если нашли ошибку, то рассказать о ней нужно правильно. Начать предложение нужно так: « Мой листочек …, а цифра другая». И затем нужно взять свою цифру и поставить над своим листочком.

Логопед:  Замечательно! Вы были внимательны, смогли заметить наши ошибки, потому что знаете последовательность расположения  цифр.

Проводится игра «Узнай звук».

Дети слушают слова, называющие предметы, которые появляются на экране и выполняют инструкцию логопеда.

В ходе игры воспитатель следит за правильностью выполнения задания  и индивидуально оказывает помощь.

Дети дают ответы.

Если дети не называют признак

« бумажный», воспитатель помогает вспомнить.

Воспитатель контролирует ответы детей, и помогает затрудняющимся.

Дети берут листочки и по очереди выкладывают на магнитную доску.

Каждый ребёнок называет порядковый номер своего листочка.

Воспитатель напоминает об этом индивидуально.

Проводится игра «Цифра заблудилась».

Дети находят ошибки, называют номер своего листочка и соответствующую цифру.

 Выставляется цифровой ряд.

Воспитатель  при необходимости, оказывает помощь.

                  7. Продуктивная деятельность ( 5-7 мин.)

Логопед: Сейчас каждый из вас возьмет свой листочек (уточнение который по счёту) и пройдет к столу, чтобы его нарисовать.

Логопед:  Рисовать листочки мы будем необычным способом: вместо кисточек – ватные палочки. Какие палочки?  А вместо красочек – крупа пшено (утрирую звук [Ш]). Скажите в слове «пшено» есть «песенка змейки»? Давайте  пошуршим  пшеном,перетирая его пальчиками, и « пошипим» тихо.

   Далее  объясняю приемы обрисовывания контура листочков, нанесения клея на контур и закатывание контура крупой. (Логопед включает тихую запись шума леса).

  По ходу выполнения работы  логопед и воспитатель индивидуально оказывают помощь детям и следят за правильностью и аккуратностью.

Логопед: Я предлагаю вам подарить эти листочки родителям.

Дети берут свои листочками, называют порядковый номер и садятся за столы.

 (воспитатель помогает).

Дети проговаривают фразу:

« Ватные палочки».

Перетирая на тарелочке пальцами крупу, тихо отрывисто произносят звук  [Ш).

Дети простым карандашом обрисовывают на листе бумаги свои листочки, намазывают контур клеем и засыпают его крупой.

             8. Рефлексия: (2 минуты)

- Ты был рад знакомству с гостями?

- Что тебе понравилось?

- Что ты узнал? Чему научился?

- Хочешь ли ты продолжить общение с Хозяйкой правильной речи и гномиком?

 Логопед и гномик приглашают детей в гости в Страну правильной речи и прощаются.

Дети выражают своё отношение к занятию, отвечая на вопросы.

 Воспитатель помогает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "В гостях у Свистящей семейки"

Занятие "В гостях у Свистящей семейки"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дружная семейка»

Конспект занятия по изобразительной деятельности«Дружная семейка»...

КОНСПЕКТ занятия по речевому развитию «Дружная семейка»

КОНСПЕКТзанятия по речевому развитию  «Дружная семейка»...

ЯЗЫЧОК В ГОСТЯХ У ШИПЯЩЕЙ СЕМЕЙКИ.

Индивидуальное логопедическое занятие....

Конспект занятия по речевому развитию "Дружная семейка"

Конспект совместной деятельности с детьми группы раннего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий...