Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Весна. Рассказ-описание"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ТНР.
Тема занятия: Весна. Рассказ – описание
Цель занятия: Обучение составлению рассказа-описания о весне по опорным картинкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_grammatika_vesna.docx | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий
и развитие связной речи.
Тип занятия: фронтальное.
Тема занятия: Весна. Рассказ – описание
Цель занятия: Обучение составлению рассказа-описания о весне по опорным картинкам.
Задачи:
Обучающие:
- Учить составлять рассказ-описание по опорным картинкам.
- Активизировать в речи словарь по теме «Весна». Повторить названия времен года.
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушивать ответы товарищей.
- Воспитывать интерес к происходящим весной изменениям в природе.
Коррекционные:
- устранять аграмматизмы при построении предложений.
Речевой материал: приметы наступления весны, проталины, спячка.
Оборудование: картинный материал, игрушка белый медведь, снежинки, опорные картинки для рассказа, фишки-снежинки.
Ход:
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля, (Наклон, руки вниз)
Здравствуйте мои друзья. (Руки в стороны, касаясь друг друга ладонями)
- Молодцы! Могут сесть девочки / мальчики.
II. Основной этап
- Введение в тему
- Отгадайте загадку. О каком времени года в ней говорится?
К нам она шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно очень теплые ноги у … (весны)
- О каком времени года эта загадка? (О весне.)
- Почему вы так думаете?
- Ребята, когда я шла в детский сад, встретила белого медведя. Он приехал к нам с далёкого Северного полюса, там всегда зима и очень холодно. Ему стало интересно, что же такое весна, и он просит нас ему помочь узнать и рассказать! Расскажем медведю о Весне?
- Медведь мне сказал, что за каждый ваш правильный ответ он будет дарить снежинку.
2. Повторение
- Посмотрите на доску, тут картины, на которых изображены времена года. Нам нужно убрать лишние времена года и оставить только весну.
- Обратите внимание на первую картинку. Какое время года изображено на ней?
- Правильно, зима! Как вы догадались?
Аналогично рассматриваются лето и осень.
- Картина, с изображением, какого времени года у нас осталась?
- Правильно, весна! Как вы догадались, что это весна?
3. Изучение нового
- Ребята, давайте расскажем белому медведю, что может быть весенним.
Упражнение «Образуй новое слово».
Весна (что может быть весенним?) — весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга, весенние лужи, весенняя оттепель.
4. Физкультминутка
«Весенняя капель»
Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать. (кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два, (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва, (хлопают в ладошки медленно)
А потом быстрей, быстрей. (хлопают в ладошки быстро)
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони! (бег на месте)
5. Закрепление
Упражнение «Исправь ошибку» (с мячом)
- Белый медведь только знакомиться с весенними признаками и не всегда верно их называет, давайте его научим говорить правильно. Исправьте его ошибки.
- Весна день – весенний день
- Весна месяц – весенний месяц
- Весна капель – весенняя капель
- Весна куртка – весенняя куртка
- Весна обувь – весенняя обувь
- Весна погода – весенняя погода
- Весна лужи – весенние луж и
- Весна каникулы – весенние каникулы
- Весна проталины – весенние проталины
- Весна солнце – весеннее солнце
- Весна утро – весеннее утро
6. Связная речь
А теперь давайте расскажем белому медведю о весне.
Послушайте, какой рассказ я составила:
«Наступила Весна. Весеннее солнце греет теплее. На крышах висят сосульки. Тает снег. Бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются из жарких стран. Животные просыпаются после зимней спячки. Люди снимают теплую одежду. Все рады весне!»
- Вам понравился мой рассказ о весне? Тогда давайте научимся его рассказывать. В этом нам помогут схемы:
- Первое предложение: «Наступила Весна» мы обозначим этой схемой (логопед выставляет первую схему). Артем, расскажи по этой подсказке.
- Помогите мне подобрать вторую подсказку к предложению: «Весеннее солнце греет теплее». (Какой-то ребенок выбирает из оставшихся схем нужную, выставляет на доску и «озвучивает» ее.) Аналогично 3, 4, 5 предложение. А последнюю схему выставляет логопед:
- У нас осталась последняя подсказка, про нее будем рассказывать так: «Все рады Весне!». Катя, расскажи по этой подсказке.
Далее:
а) повторение рассказа сопряжено – все вместе хором.
б) шесть детей по цепочке рассказывают по одному предложению;
в) три вызванных ребенка рассказывают по два предложения;
г) один вызванный ребенок рассказывает весь текст.
- Молодцы, рассказали белому медведю о весне! Он вас благодарит, и очень рад, что вы ему помогли!
III. Итог
- Ребята о чем мы с вами сегодня говорили??
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- За правильные ответы вы получили от медведя снежинки, посчитайте, сколько снежинок вы заработали.
- Сегодня вечером по дороге домой обратите внимание на признаки наступления весны, есть ли лужи на дороге, бегут ли ручьи, набухают ли почки на деревьях. Дома нарисуйте рисунки о весне и завтра принесите их в детский сад. Мы подарим весенние рисунки белому медведю, и он никогда не забудет об этом времени года
- Занятие окончено. Спасибо большое вам за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"
фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Дифференциация звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]."
В конспекте представлены задания для дифференциации звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]....
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Осень. Признаки осени"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР....