Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx419.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

Цели:

 - формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему);

 - формирование у детей навыка связности, развернутости, непрерывности высказывания;

 - расширение и активизация словаря по лексической теме: «Домашние животные»;

 - совершенствование психологической базы речи: увеличение объема кратковременной линейной памяти до шести элементов, развитие внимания;

 - развитие общей и мелкой моторики;

 - воспитание доброты, отзывчивости;

Оборудование: разрезные картинки по количеству детей, наборное полотно, фотография кошки, схема для составления описательного рассказа.

Лексический материал:

 - имена существительные: кошка, пятна, грудь, лапы, уши, глаза, усы, хвост, шерсть, молоко, мясо, рыба, дом, котята, мыши;

 - имена прилагательные: рыжая, белые, маленькие, острые, большие, зеленые, пушистый, длинный, полосатый, короткая, гладкая;

 - глаголы: мяукает, мурлычет, шипит, ест, ловит, играет.

I.Организационный момент

Логопед: Подойдите к столу и сложите разрезные картинки. Кто у вас получился? (Кот)

Какое это животное, дикое или домашнее? (Домашнее). Сейчас сядет тот, кто назовет домашнее животное и детеныша.

II. Ход занятия

1. Сообщение цели занятия.

Логопед: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то встретила девочку Таню, которая потеряла свою любимую кошку Мурку. Давайте ему поможем. Вы хотите ему помочь?

Дети: Да.

Логопед: Девочка Таня дала мне фотографию этой кошки. Вот она. (Логопед показывает изображение кошки. Фото представлено на рисунке 2.). Нам нужно дать объявление и написать его так, чтобы люди узнали, какая точно кошка потерялась.

Логопед: Найдите, какие признаки являются особенными для этой кошки. Подумайте, как лучше о них рассказать.

2. Составление предложений по пунктам схемы и вопросам.

На наборном полотне логопед располагает схему.(Представлена на рисунке 3.)

Логопед: О ком будем рассказывать?

Дети: О кошке Мурке.

Логопед: Что вы расскажите о Мурке? Какого цвета она была?

Дети: Рыжая с белыми пятнами.

Логопед: А что у неё белого цвета?
Дети: Грудь и лапы.

Логопед: А что ещё есть у кошки?

Дети: Уши у Мурки маленькие, острые.

Логопед: А что можно сказать о глазах?

Дети: Глаза большие, зеленые.

Логопед: Что еще есть у Мурки?

Дети: А еще есть усы и пушистый длинный полосатый хвост.

Логопед: Потом о чем будем рассказывать? (по схеме)

Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?

Дети: У Мурки короткая пушистая гладкая шерсть.

Логопед: Какие звуки издает кошка?

Дети: Она мяукает, мурлычет, шипит.

Логопед: А что любит есть кошка?

Дети: Молоко, мясо, рыбу.

Логопед: А где живет кошка Мурка?

Дети: Дома у девочки Тани.

Логопед: А как называются  детеныши у кошки?
Дети: Котята.

Логопед: Какие они, расскажите о них?
Дети: Маленькие, красивые, глупые, беспомощные.

Логопед: Какую пользу приносят кошки человеку?

Дети: Они ловят мышей, их приятно гладить, играть с ними.

Логопед: А теперь вспомните и назовите, в каких мультфильмах вы видели кошек и книгах читали?

Дети: Мультфильм « Трое из Простоквашино» - кот Матроскин, кот Леопольд и др.

3. Динамическая пауза.

Упражнение «Кошечка».

А на солнце у дорожки

Вот клубком свернулась кошка,

Разомлела, развернулась

И на травке растянулась.

Лежа сворачиваются, затем распрямляются.

А потом лежать устала,

А потом на лапки встала,

Спину выгнула, прогнула,

Потянулась и зевнула.

 Движения выполняются в соответствии с текстом.

4. Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему.

Логопед: Вспомните и назовите по порядку, как вы будете рассказывать о кошке Мурке.

( Вначале о внешнем виде, затем, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто детеныши, какую пользу приносит людям).

А теперь, кто из вас расскажет о кошке?

(2-3 ребенка составляют рассказ с опорой на схему).

5. Динамическая пауза.

Игра-развлечение «Бедный котенок».

Водящий изображает котенка: переходя от одного играющего к другому, он становится на колени или на четвереньки. Мяукает, урчит, мурлычет и при этом без конца строит рожицы — чем уморительнее, тем лучше. Тот, к кому обращается «котенок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький — бедный, черненький — черный котенок. Кис!» Если же кто-то улыбнулся на слова водящего, он становится «котенком», и игра продолжается. Помочь ребенку рассмешить может педагог, сказав что-то смешное или превратившись в маму-кошку.

6. Развитие психологической базы речи.

Логопед: (Зачитывает рассказ-объявление) Все ли я правильно записала? Ничего не пропустила? (Пропущены основные моменты в описании – цвет кошки, полосатый пушистый хвост).

Дети добавляют недостающие признаки внешнего вида кошки (Коллективное рассказывание)

Логопед: А теперь кто-нибудь хочет рассказать про кошку Мурку?

(Рассказ ребенка)

Образец описательного рассказа. Это кошка. Её зовут Мурка. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, как вы думаете, поможет наше объявление найти девочке Тане её кошку Мурку?

Дети: Да.

Логопед: Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Мы с вами написали объявление, с помощью которого, я надеюсь, девочка Таня очень скоро найдет свою любимую кошку Мурку.


Оборудование к занятию

Рисунок 1. Образец разрезных картинок.

0_5b9e1_93cc5f16_XL


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.Задачи:Коррекционно – образователь...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...

Конспект занятия по развитию связной речи: Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам

Тема: Составление рассказа-описания «Городок» по опорнымпредметным картинкам.Задачи:1. Составление распространенных пред­ложений.2. Усвоение степеней сравнения прилагательных.3. Развит...

Занятие по развитию связной речи. Составление рассказа-описания по теме "Овощи"

Предлагаю Вам познакомиться с фрагментом занятия по составлению рассказа-описания....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Тема: Составление рассказа «Весна» по опорным картинкам.

Цели:: обучить составлению рассказа по опорным картинкам; упражнять  в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; закреплять  умения проводить звуковой анализ слова, ...