Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обучение выделению звуков из ряда гласных; формирование умения определять место звука в слове; формирование навыка анализа звуко-буквенного ряда из двух, трёх и четырёх элементов; закрепление зрительного образа буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_u_i_o_e.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия № _______(2 занятия)

Тема занятия: Звуки [А], [У], [И], [О], [Э].

Коррекционно-образовательные цели: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обучение выделению звуков из ряда гласных; формирование умения определять место звука в слове; формирование навыка анализа звуко-буквенного ряда из двух, трёх и четырёх элементов; закрепление зрительного образа буквы.

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового внимания, памяти, мышления, воображения, связной речи, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, трудолюбия.

Оборудование: картинка - символ гласного звука, звуковые линейки, красные квадратики – символы звуков,  предметные картинки, счётные палочки, карандаши, каштаны, картинки с изображением гласных букв, картинки человечков, произносящих гласные звуки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы  и целей занятия.

3. Уточнение артикуляции звуков [А], [У], [И], [О], [Э].

- Произношение звуков.

- Какие это звуки? (Гласные)

- Почему их называют гласными? (При их произнесении рот открыт, воздух свободно проходит, не встречает преграды на пути, горлышко «гудит»)

- Как обозначаются гласные звуки? (Красным квадратом)

4. Дидактическое упражнение «Угадай звук по картинке».

 Логопед показывает картинку с изображением лица человечка, произносящего звуки, дети определяют, какой это звук.

5. Дидактическая игра «Эхо».

Логопед просит ребёнка послушать и повторить серию звуков: АУИ, ИОУ, ЭАИ… Затем аналогичная работа проводится по беззвучной артикуляции.

6. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, если услышат заданный звук. Аналогичная работа проводится с другими звуками.

7. Уточнение и дифференциация звуков.

Логопед произносит слова, а дети называют первый звук в слове.

8. Физкультминутка «А часы идут, идут …»
Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются.) 

9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Логопед называет слова, дети определяют лишнее слово (начинающееся с другого звука).

Аня, август, осень, апельсин;

Оля, овощи, уши, окна;

Ира, ива, Инна, утка;

 усики, утка, осень, ушки.

10. Дидактическое упражнение «Выбери картинки».

Рассмотреть картинки и отобрать в одну стопку картинки со словами, начинающимися со звука [А], в другую – со звука [О]; затем картинки со словами, начинающимися со звука [У], в другую – со звука [И].

11. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.

На крышу поставили телевизионную... (антенну).

Солдат стреляет из... (автомата).

У зайца длинные... (уши).

Ученик учит... (уроки).

Наступила золотая... (осень).

В огороде выросли... (овощи).

Маша вдевает нитку в... (иголку).

Маше купили новую... (игрушку).

12. Определение места звука в слове.

Логопед произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя символ слова и красный квадратик.

[А]: август, рука, мак;

[О]: Оля, кот, пальто;

[У]: уши, пишу, суп;

[И]: Ира, рис, сапоги.

Затем логопед произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук:

кенгу... (ру), сапо... (ги), моло... (ко), ру... (ка).

13. Анализ звуко-буквенного ряда из двух, трёх, четырёх элементов.

14. Дидактическая игра «Назови букву».

Логопед читает стихи о буквах, дети отгадывают буквы, вывешиваются картинки с изображением букв.

15. Упражнения на закрепление зрительного образа букв.

- Определение, на что похожа буква.

- Выкладывание букв из карандашей, счётных палочек, каштанов, горошин, фасолин и т.д.

16. Соотнесение буквы с картинкой – символом.

17. Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Азбука здоровья"

Тема: «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»Цель: расширение представлений детей о важных компонентах здорового  образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.Задачи: закреплять и расширять знания де...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...