Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Дифференциация звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
В конспекте представлены задания для дифференциации звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_v-f_v-f.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № _______
Тема занятия: Дифференциация [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь].
Коррекционно-образовательные цели: учить слухо-произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф], [Вь] — [Фь] (дифференциация звонких и глухих согласных); формирование в пассивном и активном словаре ребенка понятий: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; обучение выделению звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь] из ряда звуков, слогов, слов; формирование умения определять место звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь] в слове.
Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового внимания, умения изменять тембр голоса, памяти, мышления, воображения, связной речи, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, трудолюбия.
Оборудование: большие картинки с изображением красного и синего квадратов – символов гласного и согласного звука, картинка с изображением букв «В», «Ф», предметные картинки со звуками [В], [Ф], [Вь], [Фь] в начале, середине, конце слов, для индивидуальной работы: звуковые линейки, красные квадратики – символы гласного звука, синие квадратики – символы твёрдого согласного звука, зелёные квадратики – символы твёрдого согласного звука, жёлтые колокольчики – символы звонкости согласного звука.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Дидактическое упражнение «Скажи по-разному» (изменение тембра голоса).
Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:
«О», — удивилась мама;
«О», — стонет бабушка;
«О», — поет певица;
«О», — потягивается папа;
«О», — кричит охотник в лесу.
«У», — гудит пароход;
«У», — дудит дудочка;
«У», — плачет мальчик.
3. Дифференциация звуков [В] — [Ф]. Назвать одинаковый первый звук в словах:
Ваня, Володя, Владик.
Назвать одинаковый последний звук в словах:
шкаф, жираф, шарф.
Сравнение артикуляции звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков, обозначение.
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:
в, ф, ф, в...; ва, фа, фы, вы.
5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ва-фа, во-...; фы-вы, фо- ...
6. Повторить за взрослым серию слогов:
ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.
7. Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ:
шка..., ели..., тык..., голь..., гра..., жира..., бук..., тра..., шар...
8. Логопед предлагает ребенку из ряда слов выбрать те, в которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:
ворона, флаг, футбол, вафли, ваза, фрукты, жираф, кофта, львы...
(определить место звуков [В] и [Ф] в этих словах), при затруднениях используя карточку и синие квадратики с колокольчиком или без).
9. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [Ф]):
кофта, фартук, ворота, фонарик;
сова, ванна, диван, фокусник.
10. Дидактическое упражнение «Измени звук в слове».
Какие слова получатся, если в словах вместо звука [Ф] произнести звук [В]:
Фаня — Ваня, софа — ...
11. Дидактическое упражнение «Угадай слово».
Взрослый называет слово по звукам, а ребенок называет его целиком:
в, а, з, а; в, а, т, а; к, о, ф, т, а...
12. Дифференциация звуков [Фь] — [Вь].
Назвать первый звук в словах: Фима, ведро.
Сравнить звуки [Вь] и [Фь] по артикуляции, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.
13. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Вь] и [Фь]):
веник, ведро, фикус, велосипед;
финик, вещи, Федя, ферма.
14. Логопед читает ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит исправить в нем ошибки:
Носит одуфанчик
Желтый сараванчик.
15. Дифференциация звуков [Ф] — [В], [Фь] — [Вь].
Назвать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки ([Ф], [В], [Фь], [Вь]).
16. Назвать первый слог в словах:
ворон, фасоль, Федор, веник, воры ...,
весла, фикус, финики, фартук...
17. Договорить последний слог в словах:
коро-..., со-..., бро-..., шка-..., шар-..., крапи-..., дро-...
18. Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей.
Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по ролям.
В огороде Фекла
Ахала и охала:
«Уродилась свекла
Не на грядке, около!»
Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла:
«Заблудилась свекла».
Ю. Моргун
Выучить скороговорку:
Влас у вас, Афанас у нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи с элементами математики "Волшебный лес"
Данный конспект занятия преднозначен для детей с ОНР 3 уровня....
Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Азбука здоровья"
Тема: «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»Цель: расширение представлений детей о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.Задачи: закреплять и расширять знания де...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...