КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с детьми старшей группы комбинированной направленности «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия для автоматизации звука "Ш" в старшей группе комбинированной напрвленности ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
с детьми старшей группы комбинированной направленности «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]»
Цели занятия:
1)Развитие произносительных умений и навыков, развитие звукопроизношения детей - на материале автоматизации звука [Ш].
2) Развитие лексико-грамматических категорий речи.
3) Развитие коммуникативных умений и навыков детей.
Задачи занятия:
образовательные:
- развивать звуко-произносительные умения и навыки детей;
- закреплять знания о механизме образования звука;
- закреплять знания об акустических характеристиках звука [Ш] (согласный, глухой, твердый);
-обогащать и развивать лексику и грамматику (словообразование, словоизменение и т. п.) детей по теме: «Дикие животные и их детеныши».
- обучать звуко-слоговому анализу;
коррекционные:
- развивать и укреплять речевую моторику;
- закреплять условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный уклад;
- закреплять навык правильного произношения фонемы [Ш] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте;
- развивать фонематический слух и восприятие на акустический образ данной фонемы;
воспитательные:
-воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, карточка с профилем [ш], картинки со схемой слова, предметные картинки, игрушка, тетрадь для домашнего задания, простые карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1) Организационный момент , самомассаж колючим мячиком:
Дети заходят, здороваются.
Логопед: - «Ребята, садитесь на стульчики, улыбнемся друг другу и покатаем колючий мячик в ручках.
( Дети катают массажный мячик в ладонях)
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
Он по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда - сюда,
Мне щекотно - да, да, да!
Уходи, колючий еж, В темный лес
Где ты живёшь!»
2) Объявление темы занятия:
Логопед: - «Ребята, сегодня мы продолжим закреплять звук «Ш», а поможет нам наш друг - Мишка. Он еще совсем маленький, а когда вырастет большим, будет уже не медвежонок, а кто? ( Дети отвечают) . Правильно, медведь.
Медведь - это домашнее или дикое животное? ( Дети отвечают) Правильно, дикое. Почему? ( Дети отвечают) Потому, что живет в лесу, сам добывает себе пищу и строит жилище.
Каких еще диких животных вы знаете? ( Дети отвечают). Как называют их детенышей? ( Дети отвечают) .
Наш мишка пока маленький, ничего не знает. Давайте расскажем ему о звуке «Ш»
3) Характеристика звука:
Логопед кладет схему звука перед детьми.
- « В самом начале предлагаю вспомнить все о звуке Ш. -А где находится язычок, когда мы произносим звук ш, вверху или внизу? (Вверху)
-Какую форму он принимает? (Форму «чашечки»)
-Какую форму принимают губы? Они растянуты в улыбке или округлены? (округлены)
-Когда мы произносим звук ш, какой идет ветерок теплый или холодный? (теплый)
-Молодцы!
Какой он? гласный или согласный?
Звук Ш- согласный, при произношении воздуху проходить свободно мешают язык и зубы, а послушайте как он звучит (Ш-Ш)
- Приложите ладошку на горло и определите, молчит оно или дрожит, когда мы произносим звук Ш. Правильно, молчит. Тихие звуки мы называем глухими, а громкие - звонкими. Ш у нас глухой звук и он всегда твердый».
Дети дают характеристику звуку: «Звук «ш» согласный, глухой, твердый».
4) Артикуляционная гимнастика:
Логопед : «Чтобы правильно произнести звук Ш, нужно сделать гимнастику для языка. Давай выполним упражнения:
-«Трубочка»
-«Забор»
-«Качели»
-«Парус»
-«Вкусное варенье»
-«Чашечка»
- «Грибок».
5) Автоматизация звука «ш» в слогах и словах:
Логопед : «А теперь повторяйте за мной слоги и цепочки слогов.
ша | ша — | шу | ше — | |||
шо | ши — | шо | ши — | |||
шу | ше — | ша | шо — | |||
ши | шо — | ше | ше — | |||
ше | шу — | ши | шу- |
Теперь повторите слова:
Шапка, шайба, шина, шея, шум, шут, шуба, шов, шок, шипы, шампунь, шиповник, шутник, шумовка, шампиньон» |
6) Автоматизация звука «ш» в словосочетаниях (словоизменение):
Логопед: « Давайте поиграем в игру «Один — несколько».
шина —шины , шаг - …, шапка -…, шайба -…, шутка ,шубы-…, шип-
«Назовем ласково»
Маша — Машенька | Паша —... | Антон — … |
Миша —... | Яша —... | Ваня —... |
Алёша —... | Даша —... | Павел —... |
Наташа —... | Нюша —... | Катя — ... |
7) Развитие фонематических процессов
Физминутка:
Логопед: - «А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и подвигаемся. Выходите из-за столов. И повторяйте за мной.
Утром мишка наш проснулся,
Лапкой вправо потянулся,
Лапкой влево потянулся,
Солнцу нежно улыбнулся.
А потом ладошкой
Пошлепал немножко
Стал гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко
Движения выполняются соответственно тексту.
- Послушайте ряд звуков. Если услышите звук «Ш» - топните ногой: С-А-Ш-К-Д-Ш-М-У-Ш-Ш-З-Ш-С
- Послушай ряд слогов. Если в слоге услышите звук «Ш», хлопните в ладоши: СА-ША-КА-МА-ША-ШО-ШИ-ЛО-ШУ-ДУ-СУ
-Подпрыгните, если услышите слова со звуком Ш: шея, шапка, калоши, бутылка, чашка, зеркало, кошка, лошадь
душ, нос и т.д.»
8. Словообразование
Логопед: «Наш Мишка очень любит вкусно поесть и попить. Но, как что называется , не всегда знает. Давайте ему подскажем.
Каша из пшена - Какая каша? - (пшенная)
Компот из вишни- Какой компот? – (вишневый)
Конфеты из шоколада – Какие конфеты? – (шоколадные).
Компот из шиповника – Какой компот?- (шиповниковый)»
8) Автоматизация звука «ш» в предложениях: (Игра Мишка поет песню»):
Логопед: - «Дети, давайте поиграем в игру. Надо рассказать полным предложением, о чем или о ком поет Мишка.
Например: Мишка поет песню о кошке. и т.д.»
Логопед предъявляет детям картинки (шляпа, шуба, кошка, мышка, лягушка, камыши)
9) Звуковой анализ слов (где звук «ш»: в начале, середине, конце слова):
Логопед раздает детям по листу, где изображены картинки со схемой из 3 квадратов (звук «ш» в начале слова, в середине, и в конце) и простые карандаши. Логопед предлагает детям выполнить работу письменно:
- «Вам нужно назвать картинку, услышать в какой части слова находится звук «ш» и закрасить левый квадратик (если «ш» в начале слова), правый квадратик (если звук «ш» в конце слова), если звук посередине, то закрасить средний квадратик . Работайте самостоятельно».
10) Автоматизация звука «Ш» в тексте/в стихотворении:
Логопед: - «В завершении нашего занятия, давайте, ребята, проговорим стихотворение:
Шубка.
Тёплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубке наш малышка,
Как медвежонок Мишка!
(повторяем 2 раза)»:
11) Домашнее задание:
Логопед: - «В качестве д/з я даю вам выучить это стихотворение со звуком «ш». Педагог вкладывает листы с д/з в папки детей для д/з.
12) Итог занятия. Оценка работы детей на занятии:
- Логопед: - «Давайте подведем итог занятия. О чем мы говорили сегодня? (ответы детей) - Скажите, что вам больше всего запомнилось, что понравилось? (ответы детей). – Вы большие молодцы, очень старались. Наше занятие закончено».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект проведения организованной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности на тему: «Как узнать птиц?»
Конспект занятия по экологии. Познакомить детей с представлениями о птицах, их различии , мнстек обитания через различнын методы и приемы....
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"
Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л’]"
В конспект индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [Л’]...
Конспект интегрированного образовательного события с детьми старшей группы комбинированной направленности. "Продукты питания"
Конспект интегрированного образовательного события с детьми старшей группы комбинированной направленности.О.О «Познавательное развитие»Тема: «Продукты питания» Цель: Создание у...
Открытое коррекционное подгрупповое занятие в старшей группе комбинированной направленности "«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш ] В СЛОВАХ»
Тема«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш ] В СЛОВАХ»...