КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с детьми старшей группы комбинированной направленности «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пахомова Елена Георгиевна

Конспект подгруппового логопедического занятия для автоматизации звука "Ш" в старшей группе комбинированной напрвленности ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

с детьми старшей группы комбинированной направленности «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]»

Цели занятия:

1)Развитие произносительных умений и навыков, развитие звукопроизношения детей - на материале автоматизации звука [Ш].

2) Развитие лексико-грамматических категорий речи.

3) Развитие коммуникативных умений и навыков детей.

Задачи занятия:

образовательные:

- развивать звуко-произносительные умения и навыки детей;

- закреплять знания о механизме образования звука;

- закреплять знания об акустических характеристиках звука [Ш] (согласный, глухой, твердый);

-обогащать и развивать лексику и грамматику (словообразование, словоизменение и т. п.) детей по теме: «Дикие животные и их детеныши».

- обучать звуко-слоговому анализу;

коррекционные:

- развивать и укреплять речевую моторику;

- закреплять условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный уклад;

- закреплять навык правильного произношения фонемы [Ш] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте;

- развивать фонематический слух и восприятие на акустический образ данной фонемы;

воспитательные:

-воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, карточка с профилем [ш], картинки со схемой слова, предметные картинки, игрушка, тетрадь для домашнего задания, простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1) Организационный момент , самомассаж колючим мячиком:

Дети заходят, здороваются.

Логопед: - «Ребята, садитесь на стульчики, улыбнемся друг другу и покатаем колючий мячик в ручках.

( Дети катают массажный мячик в ладонях)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

Он по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда - сюда,

Мне щекотно - да, да, да!

Уходи, колючий еж, В темный лес

Где ты живёшь!»

2) Объявление темы занятия:

Логопед: - «Ребята, сегодня мы продолжим закреплять звук «Ш», а поможет нам наш друг - Мишка. Он еще совсем маленький, а когда вырастет большим, будет уже не медвежонок, а кто? ( Дети отвечают) . Правильно, медведь.

Медведь - это домашнее или дикое животное? ( Дети отвечают) Правильно, дикое. Почему? ( Дети отвечают) Потому, что живет в лесу, сам добывает себе пищу и строит жилище.

Каких еще диких животных вы знаете? ( Дети отвечают). Как называют их детенышей? ( Дети отвечают) .

Наш мишка пока маленький, ничего не знает. Давайте расскажем ему о звуке «Ш»

3) Характеристика звука:

Логопед кладет схему звука перед детьми.

- « В самом начале предлагаю вспомнить все о звуке Ш. -А где находится язычок, когда мы произносим звук ш, вверху или внизу? (Вверху)
-
Какую форму он принимает? (Форму «чашечки»)
-
Какую форму принимают губы? Они растянуты в улыбке или округлены? (округлены)
-
Когда мы произносим звук ш, какой идет ветерок теплый или холодный? (теплый)
-
Молодцы!

Какой он? гласный или согласный?

Звук Ш- согласный, при произношении воздуху проходить свободно мешают язык и зубы, а послушайте как он звучит (Ш-Ш)

- Приложите ладошку на горло и определите, молчит оно или дрожит, когда мы произносим звук Ш. Правильно, молчит. Тихие звуки мы называем глухими, а громкие - звонкими. Ш у нас глухой звук и он всегда твердый».

Дети дают характеристику звуку: «Звук «ш» согласный, глухой, твердый».

4) Артикуляционная гимнастика:

Логопед : «Чтобы правильно произнести звук Ш, нужно сделать гимнастику для языка. Давай выполним упражнения:

-«Трубочка»

-«Забор»
-«Качели»

-«Парус»
-«Вкусное варенье»

-«Чашечка»

- «Грибок».

5) Автоматизация звука «ш» в слогах и словах:

Логопед : «А теперь повторяйте за мной слоги и цепочки слогов.

ша

ша —

шу

ше —

шо

ши —

шо

ши —

шу

ше —

ша

шо —

ши

шо —

ше

ше —

ше

шу —

ши

шу-

Теперь повторите слова:

Шапка, шайба, шина, шея, шум, шут, шуба, шов, шок, шипы, шампунь, шиповник, шутник, шумовка, шампиньон»

6) Автоматизация звука «ш» в словосочетаниях (словоизменение):

Логопед: « Давайте поиграем в игру «Один — несколько».

шина —шины , шаг - …, шапка -…, шайба -…, шутка ,шубы-…, шип-

«Назовем ласково»

Маша — Машенька

Паша —...

Антон — …

Миша —...

Яша —...

Ваня —...

Алёша —...

Даша —...

Павел —...

Наташа —...

Нюша —...

Катя — ...

7) Развитие фонематических процессов

Физминутка:

Логопед: - «А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и подвигаемся. Выходите из-за столов. И повторяйте за мной.

Утром мишка наш проснулся,

Лапкой вправо потянулся,

Лапкой влево потянулся,

Солнцу нежно улыбнулся.

А потом ладошкой

Пошлепал немножко

Стал гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко

Движения выполняются соответственно тексту.

- Послушайте ряд звуков. Если услышите звук «Ш» - топните ногой: С-А-Ш-К-Д-Ш-М-У-Ш-Ш-З-Ш-С

- Послушай ряд слогов. Если в слоге услышите звук «Ш», хлопните в ладоши: СА-ША-КА-МА-ША-ШО-ШИ-ЛО-ШУ-ДУ-СУ

-Подпрыгните, если услышите слова со звуком Ш: шея, шапка, калоши, бутылка, чашка, зеркало, кошка, лошадь

душ, нос и т.д.»

8. Словообразование

Логопед: «Наш Мишка очень любит вкусно поесть и попить. Но, как что называется , не всегда знает. Давайте ему подскажем.

Каша из пшена - Какая каша? - (пшенная)

Компот из вишни- Какой компот? – (вишневый)

Конфеты из шоколада – Какие конфеты? – (шоколадные).

Компот из шиповника – Какой компот?- (шиповниковый)»

8) Автоматизация звука «ш» в предложениях: (Игра Мишка поет песню»):

Логопед: - «Дети, давайте поиграем в игру. Надо рассказать полным предложением, о чем или о ком поет Мишка.

Например: Мишка поет песню о кошке. и т.д.»

Логопед предъявляет детям картинки (шляпа, шуба, кошка, мышка, лягушка, камыши)

9) Звуковой анализ слов (где звук «ш»: в начале, середине, конце слова):

Логопед раздает детям по листу, где изображены картинки со схемой из 3 квадратов (звук «ш» в начале слова, в середине, и в конце) и простые карандаши. Логопед предлагает детям выполнить работу письменно:

- «Вам нужно назвать картинку, услышать в какой части слова находится звук «ш» и закрасить левый квадратик (если «ш» в начале слова), правый квадратик (если звук «ш» в конце слова), если звук посередине, то закрасить средний квадратик . Работайте самостоятельно».

10) Автоматизация звука «Ш» в тексте/в стихотворении:

Логопед: - «В завершении нашего занятия, давайте, ребята, проговорим стихотворение:

Шубка.

Тёплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка,

Как медвежонок Мишка!

(повторяем 2 раза)»:

11) Домашнее задание:

Логопед: - «В качестве д/з я даю вам выучить это стихотворение со звуком «ш». Педагог вкладывает листы с д/з в папки детей для д/з.

12) Итог занятия. Оценка работы детей на занятии:

- Логопед: - «Давайте подведем итог занятия. О чем мы говорили сегодня? (ответы детей) - Скажите, что вам больше всего запомнилось, что понравилось? (ответы детей). – Вы большие молодцы, очень старались. Наше занятие закончено».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект проведения организованной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности на тему: «Как узнать птиц?»

Конспект занятия по экологии. Познакомить детей с  представлениями о птицах, их различии , мнстек обитания через различнын методы и приемы....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"

Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л’]"

В конспект индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [Л’]...

Конспект интегрированного образовательного события с детьми старшей группы комбинированной направленности. "Продукты питания"

Конспект интегрированного образовательного события с детьми старшей группы комбинированной направленности.О.О «Познавательное развитие»Тема: «Продукты питания» Цель: Создание у...