Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л’]"
план-конспект занятия по логопедии

Баскова Екатерина Николаевна

В конспект индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [Л’]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука [Л’]19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие (старшая группа компенсирующей направленности):

Автоматизация звука [л’]

Цель: уточнение произношения и артикуляции звука [л’]

Задачи:

•        Коррекционно-образовательные: учить произносить [л’] в словосочетании, в предложении.

•        Коррекционно-развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, пальчиковой моторики, упражнение в координации слова с движением; упражнение в звуковом синтезе и произношение звука в слогах, словах, деление слов на слоги и определение места звука в слове; подбор однокоренных и родственных слов к слову «лиса», звуковой анализ слова (определение первого и последнего звука).

•        Коррекционно-воспитательные: воспитание активности, самостоятельности.

Оборудование: магнитная доска с символами гласных звуков, зелёный квадрат - схема [л’], картинки слов со звуком [л’] (1-2-3 слога), слоговые схемы- «камешки», предметы или картинки: малина, олень, лиса, игра «цепочка слов», игрушки со звуком [л’] на  «зелёной полянке», поезд «Горошек», зелёный самолётик, призы детям.

Ход занятия:

1. Организационный момент: предлагаю поиграть с пальчиками в потешку «пальчик-мальчик». Припоминаем: куда ходили пальчики-мальчики? И мы пойдём в наш волшебный лес звуков. Дети подходят, садятся на подушки на ковре.                                                                                                                                       – Вот мы пришли на полянку гласных звуков , почему я её так называю? (красные подушечки ).На магнитной доске символы гласных звуков, произносим их хором (показываю символ и описываю артикуляцию).

2. Уточнение артикуляции [л’], характеристика, звуковой синтез слога ГС,СГ.

Логопед: И тут в гости к гласным звукам прилетел на самолёте какой-то звук, послушай, как он произносится: (описание артикуляции, характеристика-согласный мягкий звук), он и прилетел на «зелёном самолёте». Этот звук сразу подружился с  гласными звуками, давай произнесём слоги.

 К схеме гласного на доске прикладываю символ [л’] - зелёный квадрат, ребенок  «читает» : аль, эль, иль, оль, уль, ли. По мере произнесения убираю каждый символ. Остаётся слог ЛИ , проводим его анализ. Дополняем до слога ЛИ слоги, чтобы получились разные слова ( ли-цо, ли-са, ли-мон, ли-лия, ли-па).                                                                                  

-Молодец, хорошо поиграла со слогами. Когда разные слоги дружат между собой, получаются слова (выставляю на доске  картинки слов). Сейчас поиграем со словами, будь внимательна, помогай мне.                                    3  

3. Подбор рифмованного слова, соотнесение с изображением:                                                        : далеко до калитке маленькой                                          улитке.                                                                 : будет вкусная еда, если в доме есть                               плита.                                                                 : он рычит, пугает всех, а зовётся просто                          лев.                                                                         : жду друга, что-то скажет он, когда звонит мой            телефон.                                   : жёлтый, вкусный, кислый он, называется                      лимон .                                                     :он не царь и не король, а обыкновенный                       соболь.                                : в зоопарке мне быть не лень, там лесной красавец    олень.                                         По мере отгадывания рифмы даю картинки ребенку.                                             Гласные звуки подарили вам разные слова, нам пора уходить с этой полянки, а гласные звуки и звук [л’] пока остаются здесь.                                      

     4. Деление слов на слоги:                                                                                                         Логопед: На нашем пути каменные дорожки. По ним надо пройти. Возьми любую из картинок, а потом выбери, по какой дорожке  надо пройти? (3-4 картинки). Сколько слогов в слове, столько камешков и надо пройти (ребенок одновременно произносит слог и делает шаг: лев .   плита . .  улитка . . .  

5.Определение места звука [л’]  в слове.

Логопед: Молодец, ты хорошо прошла по каменным дорожкам, смотри, нас ждёт поезд «горошек», отправим в путешествие на поезде наших друзей. Подумай, в какой вагон какую картинку надо посадить? Если звук [л’] звучит в начале слова - посади в начало поезда, если в середине - в середину поезда, если в конце слова - в конец поезда.  

                                                                                                                       

6.Физкультминутка:

Логопед: Мы отправили слова в путь, теперь пойдём дальше по лесу (координация речи с движением):                                                                                            Мы по лесу шли-шли (2 раза), мы малину нашли,

потянулись, достали, дальше пошли.                                                                                                                               Мы по лесу шли-шли(2 раза), мы бельчонка нашли,

притаились, не позвали, дальше пошли.                                                                                                                         Мы по лесу шли-шли(2 р.), мы колечко нашли,

мы колечко покатали, дальше пошли.                                                                                                                                              Мы по лесу шли-шли(2р), самолёт нашли,

самолёту помахали, дальше пошли.

Мы по лесу шли-шли (2р) и лису нашли,

мы лисичку с собой взяли и к ней в гости пошли.                                  

(При выполнении ребенок идет вокруг группы  этих предметов вместе с логопедом).

      7. Подготовка к звуковому анализу слова, подбор однокоренных слов:                  Ребенок садится за круглый стол к игрушке  «лиса».                                                                            По наводящим вопросам ребенок произносит однокоренные слова: лиса- лисичка- лисонька- лисёнок- лисица- лисий.                                                                                                                                          Логопед: Смотри, у нашей лисы есть игра «Цепочка слов». Каждое слово начинается на тот звук, который звучит в конце последнего. (Кладу первое слово, второе - с объяснением, далее - ребенок: альбом-мальчик- козлята- апельсин- ноль – лебеди).                                                                                                                                            –Вы справились с заданием, оно было трудное, теперь поиграем в игру «лебеди».  

                                                                                                                                       

8. Произнесение [л’]  в словосочетании, составление предложений.                                          Логопед: Посмотри на Веселую полянку: что или кого ты видишь?

Ребенок называет 2-3 предмета: маленькие  лягушки, зелёные колечки, Галя и Оля, маленькие столики, олениха с оленятами, весёленькая улиточка, лиса с лисятами.                                            

–А теперь слушай  мой вопрос и старайся составить правильное предложение:                                                                                                                                   «Кто гуляет на зелёной полянке?», «Что катится по зелёной полянке?», «Кто бегает на зелёной полянке?». «Что стоит на зелёной полянке ?», «Кто пасется на зелёной полянке?», «Кто квакает на зелёной полянке?».                  

  9. Итог занятия: - молодец, ты справилась с такими трудными заданиями. Как ты считаешь, какой звук был постоянно с нами и помогал нам?   Правильно, это звук [л’], и ты с ним подружилась!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)

В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...

Конспект ндивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

В данном конспекте ндивидуального логопедического занятия представлены приемы дифференциации звуков [С] и [Ш]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [Ц]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на обучение  ребенка правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"

Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...