Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"
план-конспект занятия по логопедии

Баскова Екатерина Николаевна

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’] 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука [C’]26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие (старшая группа компенсирующей направленности):

Автоматизация звука [с’]

Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи: 

  • Коррекционно-образовательные:
  • закрепление четкого произношения звука [с’] в слогах и словах;
  • развитие фонематического слуха (выделение звука [с’] в слове, словосочетании, предложении);
  • развитие навыков слогового анализа на примере слов с 2-мя и 3-мя слогами);
  • развитие грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе;
  • Коррекционно-развивающая:
  • развитие слухового внимания, восприятия и памяти;
  • Коррекционно-воспитательная:
  • воспитание речевого самоконтроля;
  • воспитание усидчивости; терпения.

Оборудование:  игрушки (поросенок, корова), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт, индивидуальная зубная щетка, марлевая салфетка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

     Логопед сообщает ребенку, что к нему в гости хотят прийти сказочные герои – домашние животные, но необходимо отгадать, кто это.  Логопед загадывает загадки:

«Молоком нас угостит,

И пасется в поле снова.

Позовешь – она мычит,

А зовут ее… (Корова)

«Да, это корова Масяня.»

 «Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это?» (Поросёнок).
«Правильно. Вот он у нас какой.!» (Логопед показывает игрушку). «А зовут его Сема. Он собирается идти к своей подружке, корове Масяне, в гости».

2. Массаж (самомассаж) лица:

Доярка Матренка (погладить голову от макушки через уши к подбородку – «платочек» Матренки)

Доила коровку, (Погладить щеки от носа к вискам по массажным линиям)

Коровку доила (Пощипать правую и левую щеки)

И с ней говорила (Пощипать подбородок от середины к ушам)

-Масяня, тебе я поглажу бока, (Погадить носогубные складки)

А ты для детишек мне дай молока. (Нажать на парные точки в области носа)

Ведь тот, кто всегда молоко твое пьет, (Указательным и средним пальцем погладить губы от середины верхней губы к углам рта, затем также нижнюю губу)

Тот будет здоровым и сильным весь год! (Погладить лицо от лба по щекам к подбородку и шее)

  1. Массаж языка с помощью индивидуальной зубной щетки (по Поздняковой Л.А. – см.приложение №1):

     «Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки и язычок. Покажем Семе, как чистить язычок?»

  1.  Мимическая гимнастика:

     «Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. Покажи, как обрадовался Сема.
Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. Как удивился, расстроился?
Нашел костюм. Обрадовался. Как обрадовался?

  1. Дыхательная гимнастика:

«Подул ветерок, и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему». (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль за воздушной струей, которая должна идти с языка).

  1. Анализ артикуляции:

Какой звук я выделяю в именах: СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его.
Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

  1. Характеристика звука:

Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]?
Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

  1. Развитие фонематического слуха в слогах:

«Поросенок Сема придумал для своей подруги игру, и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты, как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши.
- СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; и т.д.

  1. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма:

«Пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной.
СЯ – СЯ; СЯ – СЯ – СЯ; ясь – ясь; ясь – ясь – ясь;
СЁ – СЁ; СЁ – СЁ – СЁ; Ёсь – Ёсь; Ёсь – Ёсь – Ёсь;
СЮ – СЮ; СЮ – СЮ – СЮ; Юсь – Юсь; Юсь – Юсь - Юсь;
Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.»

  1.  Закрепление звука в словах, дидактическая игра «Картинный лабиринт»:

 «Посмотри, какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно - пойте песенку с’ – с’ – с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы!» (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.)

  1.  Пальчиковая гимнастика:
    «Давай посчитаем, кого вы встретили?»
    (Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.)
    «С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались?»
    (Перечисляет - с кем здоровались («Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком» и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)

  1.  Развитие фонематического слуха в словах:

«Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты - за мной повторять . Как только услышишь звук [с’], будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

  1.  Слоговой анализ:

«Перед вами река. Ее ни как не перейти, нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько счетных палочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).

  1.  Согласование существительных с прилагательными:


     «Вот вы и добрались до Масяни, и она вас встречает. Расскажи Масяне кого вы встретили? Какие они?
(Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок – маленький, желтый, и т.д. лосёнок - …., лисёнок…

  1.  Окончание занятия:

Герои благодарят ребенка за помощь, прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)

В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект ндивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

В данном конспекте ндивидуального логопедического занятия представлены приемы дифференциации звуков [С] и [Ш]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [Ц]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на обучение  ребенка правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"

Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л’]"

В конспект индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [Л’]...