Сравнительная характеристика разных форм заикания
консультация по логопедии
Консультация для педагогов. Поможет разобраться в структуре ткакого речевого нарушения, как заикание, при диагностике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории,
руководитель МО учителей-логопедов, учителей-дефектологов г. Рубцовска
Словохотова Л.Г.
Хочу поделиться с молодыми педагогами (учителями-логопедами), обучающими заикающихся дошкольников, своим педагогическим опытом и знаниями. Предлагаю вам, коллеги, использовать в диагностической и коррекционной работе следующий материал.
Сравнительная характеристика различных форм заикания.
Показатели | Невротическое заикание | Неврозоподобное заикание | Смешанное заикание |
Речевая активность | Резко снижена | Обычно повышена | Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается |
Локализация судорог | Преобладают дыхательно-вокальные | Преобладают в артикуляционном аппарате | Во всех группах мышц, связанных с речью |
Темп речи | Различный | Тахилалия | Тахилалия |
Звукопроизношение | Без особенностей | Часто дислалия, реже дизартрия | Различное |
Выразительность речи | Различная | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая |
Психомоторика и логомоторика | Без выраженных особенностей | Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений | Различная |
Раздувание крыльев носа во время речи | Типично | Непостоянно | Непостоянно |
Сопутствующие движения | Часты. С изменчивым характером | Очень часты. Стереотипны | Постоянны и чаще всего однообразны |
Фиксация на трудных звуках | Выражена | Слабее, чем при невротическом заикании | Более или менее выражена |
Течение заикания | Волнообразное, зависит от выраженности психотравмирующих переживаний | Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки и соматического состояния | Волнообразное, зависит от психофизиологического состояния |
Дислексия, дисграфия, дискалькулия | Редки | Часты | Часты |
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений | Высокая, порой чрезмерная | Резко снижена | Недостаточна |
Психотравмирующая ситуация | Резко ухудшает речь | Обычно влияет мало | Ухудшает речь |
Логофобия | Характерна | Не характерна | Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений |
Усиленная фиксация на речи | Типична | Нет | Встречается часто |
Психомоторное развитие | Различное, порой ускоренное | С задержкой | С задержкой |
Развитие навыков самообслуживания | Обычно без отклонений | С задержкой | С задержкой |
Леворукость | Как в популяции | Часта | Часта |
Речевая патология у близких родственников | Редка | Часта | Часта |
Сроки и обстоятельства появления заикания | После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3 – 7-летнем возрасте | В период становления речи | Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12 – 15-летнем возрасте) |
Интеллект | Не страдает | Может быть снижен | Может быть снижен |
Акцентуации личности | Характерны | Не характерны | Могут иметь место |
Этапность логопедической работы с заикающимися
№ п/п | Факторы | Последовательность работы |
1 | В зависимости от степени самостоятельности речи |
|
2 | В зависимости от степени подготовленности речи |
|
3 | В зависимости от сложности речевой структуры |
|
4 | В зависимости от уровня громкости речи |
|
5 | В зависимости от степени плавности и ритмичности речи |
|
6 | В зависимости от общественного окружения общения |
|
7 | В зависимости от обстановки общения |
|
Дорогие коллеги, удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".
Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-407509-1392740669.jpg)
Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы
Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-231493-1516421702.jpg)
Презентация "Сравнительный анализ проблемы коррекции заикания в России и за рубежом"
В презентации освещается вопрос лечения заикания в России и за рубежом....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1064982-1538889964.jpg)
Сравнительная характеристика различных форм заикания. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Сравнительная характеристика различных форм заикания....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-1311617-1715769367.jpg)
Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии
В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...
Статья. "Характеристика основных форм заикания"
В статье дана подробная сравнительная характеристика, в виде таблицы, двух основных форм заикания....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/08/picture-1519992-1712542947.jpg)
Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи при заикании.
Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. От правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавно...