Сравнительная характеристика разных форм заикания
консультация по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

Консультация для педагогов. Поможет разобраться в структуре ткакого речевого нарушения, как заикание, при диагностике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnaya_harakteristika_raznyh_form_zaikaniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:  учитель-логопед высшей квалификационной категории,

руководитель МО учителей-логопедов, учителей-дефектологов г. Рубцовска

Словохотова Л.Г.

Хочу поделиться с молодыми педагогами (учителями-логопедами), обучающими заикающихся дошкольников, своим педагогическим опытом и знаниями. Предлагаю вам, коллеги, использовать  в диагностической и коррекционной  работе следующий материал.

Сравнительная характеристика различных форм заикания.

Показатели

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Смешанное заикание

Речевая активность

Резко снижена

Обычно повышена

Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается

Локализация судорог

Преобладают дыхательно-вокальные

Преобладают в артикуляционном аппарате

Во всех группах мышц, связанных с речью

Темп речи

Различный

Тахилалия

Тахилалия

Звукопроизношение

Без особенностей

Часто дислалия, реже дизартрия

Различное

Выразительность речи

Различная

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Психомоторика и логомоторика

Без выраженных особенностей

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений

Различная

Раздувание крыльев носа во время речи

Типично

Непостоянно

Непостоянно

Сопутствующие движения

Часты. С изменчивым характером

Очень часты. Стереотипны

Постоянны и чаще всего однообразны

Фиксация на трудных звуках

Выражена

Слабее, чем при невротическом заикании

Более или менее выражена

Течение заикания

Волнообразное, зависит от выраженности психотравмирующих переживаний

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки и соматического состояния

Волнообразное, зависит от психофизиологического состояния

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редки

Часты

Часты

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений

Высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Недостаточна

Психотравмирующая ситуация

Резко ухудшает речь

Обычно влияет мало

Ухудшает речь

Логофобия

Характерна

Не характерна

Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений

Усиленная фиксация на речи

Типична

Нет

Встречается часто

Психомоторное развитие

Различное, порой ускоренное

С задержкой

С задержкой

Развитие навыков самообслуживания

Обычно без отклонений

С задержкой

С задержкой

Леворукость

Как в популяции

Часта

Часта

Речевая патология у близких родственников

Редка

Часта

Часта

Сроки и обстоятельства появления заикания

После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3 – 7-летнем возрасте

В период становления речи

Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12 – 15-летнем возрасте)

Интеллект

Не страдает

Может быть снижен

Может быть снижен

Акцентуации личности

Характерны

Не характерны

Могут иметь место

Этапность логопедической работы с заикающимися

№ п/п

Факторы

Последовательность работы

1

В зависимости от степени самостоятельности речи

  1. Сопряженная речь
  2. Отраженная речь
  3. Вопросно-ответная форма речи
  4. Пересказ
  5. Рассказ
  6. Спонтанная речь

2

В зависимости от степени подготовленности речи

  1. Заученный текст
  2. Отрепетированный вслух текст
  3. Мысленно продуманный текст
  4. Незнакомый текст, экспромт

3

В зависимости от сложности речевой структуры

  1. Слог
  2. Слово
  3. Простая фраза
  4. Распространенная фраза

4

В зависимости от уровня громкости речи

  1. Беззвучное произнесение
  2. Произнесение шепотом
  3. Произнесение тихим голосом
  4. Произнесение громким голосом
  5. Произнесение голосом обычной громкости

5

В зависимости от степени плавности и ритмичности речи

  1. Пение
  2. Пение с движением
  3. Ритмизованная речь (стихи, проза) без движений
  4. Опора на согласные звуки
  5. Разнометрическая речь

6

В зависимости от общественного окружения общения

  1. В одиночестве
  2. С близкими и друзьями
  3. С педагогами
  4. С малознакомыми людьми
  5. С незнакомыми людьми

7

В зависимости от обстановки общения

  1. Тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке
  2. Тренировка речи в малознакомой обстановке
  3. Тренировка правильной речи в незнакомой обстановке

Дорогие коллеги, удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".

Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Презентация пособий дидактических игр для «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации...

Презентация "Сравнительный анализ проблемы коррекции заикания в России и за рубежом"

В презентации освещается вопрос лечения заикания в России и за рубежом....

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии

В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...

Статья. "Характеристика основных форм заикания"

В статье дана подробная сравнительная характеристика, в виде таблицы, двух основных форм заикания....