Сравнительная характеристика различных форм заикания. Обобщение и распространение педагогического опыта.
статья по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

Сравнительная характеристика различных форм заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnaya_harakteristika_raznyh_form_zaikaniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу поделиться с молодыми педагогами (учителями-логопедами), обучающими заикающихся дошкольников, своим педагогическим опытом и знаниями. Предлагаю вам, коллеги, использовать  в диагностической и коррекционной  работе следующий материал.

Сравнительная характеристика различных форм заикания.

Показатели

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Смешанное заикание

Речевая активность

Резко снижена

Обычно повышена

Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается

Локализация судорог

Преобладают дыхательно-вокальные

Преобладают в артикуляционном аппарате

Во всех группах мышц, связанных с речью

Темп речи

Различный

Тахилалия

Тахилалия

Звукопроизношение

Без особенностей

Часто дислалия, реже дизартрия

Различное

Выразительность речи

Различная

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Психомоторика и логомоторика

Без выраженных особенностей

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений

Различная

Раздувание крыльев носа во время речи

Типично

Непостоянно

Непостоянно

Сопутствующие движения

Часты. С изменчивым характером

Очень часты. Стереотипны

Постоянны и чаще всего однообразны

Фиксация на трудных звуках

Выражена

Слабее, чем при невротическом заикании

Более или менее выражена

Течение заикания

Волнообразное, зависит от выраженности психотравмирующих переживаний

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки и соматического состояния

Волнообразное, зависит от психофизиологического состояния

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редки

Часты

Часты

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений

Высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Недостаточна

Психотравмирующая ситуация

Резко ухудшает речь

Обычно влияет мало

Ухудшает речь

Логофобия

Характерна

Не характерна

Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений

Усиленная фиксация на речи

Типична

Нет

Встречается часто

Психомоторное развитие

Различное, порой ускоренное

С задержкой

С задержкой

Развитие навыков самообслуживания

Обычно без отклонений

С задержкой

С задержкой

Леворукость

Как в популяции

Часта

Часта

Речевая патология у близких родственников

Редка

Часта

Часта

Сроки и обстоятельства появления заикания

После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3 – 7-летнем возрасте

В период становления речи

Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12 – 15-летнем возрасте)

Интеллект

Не страдает

Может быть снижен

Может быть снижен

Акцентуации личности

Характерны

Не характерны

Могут иметь место

Этапность логопедической работы с заикающимися

№ п/п

Факторы

Последовательность работы

1

В зависимости от степени самостоятельности речи

  1. Сопряженная речь
  2. Отраженная речь
  3. Вопросно-ответная форма речи
  4. Пересказ
  5. Рассказ
  6. Спонтанная речь

2

В зависимости от степени подготовленности речи

  1. Заученный текст
  2. Отрепетированный вслух текст
  3. Мысленно продуманный текст
  4. Незнакомый текст, экспромт

3

В зависимости от сложности речевой структуры

  1. Слог
  2. Слово
  3. Простая фраза
  4. Распространенная фраза

4

В зависимости от уровня громкости речи

  1. Беззвучное произнесение
  2. Произнесение шепотом
  3. Произнесение тихим голосом
  4. Произнесение громким голосом
  5. Произнесение голосом обычной громкости

5

В зависимости от степени плавности и ритмичности речи

  1. Пение
  2. Пение с движением
  3. Ритмизованная речь (стихи, проза) без движений
  4. Опора на согласные звуки
  5. Разнометрическая речь

6

В зависимости от общественного окружения общения

  1. В одиночестве
  2. С близкими и друзьями
  3. С педагогами
  4. С малознакомыми людьми
  5. С незнакомыми людьми

7

В зависимости от обстановки общения

  1. Тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке
  2. Тренировка речи в малознакомой обстановке
  3. Тренировка правильной речи в незнакомой обстановке

Дорогие коллеги, удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Ребёнок не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь.Нар...

СПРАВКА Об обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной

СПРАВКАОб обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной...

Обобщение и распространение педагогического опыта по теме: "Точечный массаж"

Что такое здоровье сберегающие технологии?Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - зада...

Сравнительная характеристика разных форм заикания

Консультация для педагогов. Поможет разобраться в структуре ткакого речевого нарушения, как заикание, при диагностике....