Сравнительная характеристика различных форм заикания. Обобщение и распространение педагогического опыта.
статья по логопедии
Сравнительная характеристика различных форм заикания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_harakteristika_raznyh_form_zaikaniya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хочу поделиться с молодыми педагогами (учителями-логопедами), обучающими заикающихся дошкольников, своим педагогическим опытом и знаниями. Предлагаю вам, коллеги, использовать в диагностической и коррекционной работе следующий материал.
Сравнительная характеристика различных форм заикания.
Показатели | Невротическое заикание | Неврозоподобное заикание | Смешанное заикание |
Речевая активность | Резко снижена | Обычно повышена | Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается |
Локализация судорог | Преобладают дыхательно-вокальные | Преобладают в артикуляционном аппарате | Во всех группах мышц, связанных с речью |
Темп речи | Различный | Тахилалия | Тахилалия |
Звукопроизношение | Без особенностей | Часто дислалия, реже дизартрия | Различное |
Выразительность речи | Различная | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая |
Психомоторика и логомоторика | Без выраженных особенностей | Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений | Различная |
Раздувание крыльев носа во время речи | Типично | Непостоянно | Непостоянно |
Сопутствующие движения | Часты. С изменчивым характером | Очень часты. Стереотипны | Постоянны и чаще всего однообразны |
Фиксация на трудных звуках | Выражена | Слабее, чем при невротическом заикании | Более или менее выражена |
Течение заикания | Волнообразное, зависит от выраженности психотравмирующих переживаний | Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки и соматического состояния | Волнообразное, зависит от психофизиологического состояния |
Дислексия, дисграфия, дискалькулия | Редки | Часты | Часты |
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений | Высокая, порой чрезмерная | Резко снижена | Недостаточна |
Психотравмирующая ситуация | Резко ухудшает речь | Обычно влияет мало | Ухудшает речь |
Логофобия | Характерна | Не характерна | Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений |
Усиленная фиксация на речи | Типична | Нет | Встречается часто |
Психомоторное развитие | Различное, порой ускоренное | С задержкой | С задержкой |
Развитие навыков самообслуживания | Обычно без отклонений | С задержкой | С задержкой |
Леворукость | Как в популяции | Часта | Часта |
Речевая патология у близких родственников | Редка | Часта | Часта |
Сроки и обстоятельства появления заикания | После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3 – 7-летнем возрасте | В период становления речи | Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12 – 15-летнем возрасте) |
Интеллект | Не страдает | Может быть снижен | Может быть снижен |
Акцентуации личности | Характерны | Не характерны | Могут иметь место |
Этапность логопедической работы с заикающимися
№ п/п | Факторы | Последовательность работы |
1 | В зависимости от степени самостоятельности речи |
|
2 | В зависимости от степени подготовленности речи |
|
3 | В зависимости от сложности речевой структуры |
|
4 | В зависимости от уровня громкости речи |
|
5 | В зависимости от степени плавности и ритмичности речи |
|
6 | В зависимости от общественного окружения общения |
|
7 | В зависимости от обстановки общения |
|
Дорогие коллеги, удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Ребёнок не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь.Нар...
СПРАВКА Об обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной
СПРАВКАОб обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной...
Обобщение и распространение педагогического опыта по теме: "Точечный массаж"
Что такое здоровье сберегающие технологии?Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - зада...
Сравнительная характеристика разных форм заикания
Консультация для педагогов. Поможет разобраться в структуре ткакого речевого нарушения, как заикание, при диагностике....