Статья. "Характеристика основных форм заикания"
статья по логопедии
В статье дана подробная сравнительная характеристика, в виде таблицы, двух основных форм заикания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakt._osnovnyh_tipov_zaikaniya.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика основных форм заикания.
Параметры | Невротическое заикание (функциональное расстройство речи). | Неврозоподобное заикание (органическое расстройство речи). |
1.Этиология заикания | Сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Предрасполагающие причины:
Производящие причины:
Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация) Родители часто могут указать точное время и причину, например- испуг. С 2 до 6 лет. Перед появлением заикания может возникнуть мутизм | Органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов). Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин вместе с фразовой речью; вне связи с психотравмирующей ситуацией, родители не могут объяснить причину; появляется на выходе из задержки речевого развития, моторной алалии, дизартрии, в процессе становления фразовой речи. |
2.Особенности анамнеза | Обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно. | Отмечаются тяжёлые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфексия в родах. |
3.Течение заикания | Заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет. | Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. |
4.Физическая (первичная) симптоматика |
смешанные
|
Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте. У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов. |
5.Психические (вторичные ) симптомы |
| Психологические симптомы выражены слабо или совсем отсутствуют. Нарушение деятельности общения заикающихся на всех уровнях: коммуникативном, интерактивном, перцептивном |
6.Психолого-педагогическая характеристика | До появления заикания у таких детей отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5-ти лет наблюдаются страхи (боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и т.д.). Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость. | В грудном возрасте беспокойны, крикливы, плохо спят; поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище. В таком состоянии ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Внимание неустойчиво. Дети часто суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям. Нет стойкого интереса к игровой деятельности, снижение познавательной активности. Психическое развитие обычно – в пределах нормы. Успеваемость в школе – средняя. Может быть ЗПР.. |
7.Неврологическая симптоматика | Практически отсутствует. | Множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС. |
8. Особенности речевого развития | Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения. | Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих звуков (все недостатки схожи с дизартрией). |
а) строение артикуляционных органов, их подвижность, мышечный тонус, темп речи | Подвижность ничем не ограничена, тонус в норме, темп речи – от нормы до ускоренной. Артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму. | Обычно нормальное строение артикуляционного аппарата. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук, особенно страдает динамический праксис; с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое. |
б) появление первых слов, фраз | Речевой онтогенез имеет у них определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи Слова – 10 мес.; фраза – 16 –18 мес. (в норме – к двум годам) В короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций | Слова – к 1,5 годам; элементарная фраза – к 3 годам, развёрнутая фраза – к 3,5 годам. |
в)нарушения речи, сопутствующие нарушению | Может быть функциональная или физиологическая дислалия. | Задержка развития речи, нарушение произношения многих звуков. Может быть дизартрия; моторная алалия. |
г)темп речи | Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает. | Темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. |
д) выразительность речи | Различная | Речь невыразительная, монотонная, глуховатая. |
е) нарушение лексико-грамматической стороны речи | Часто торопливость, небрежность речи, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность” произнесения звуков в речевом потоке. | Медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года. |
9. Корреляция между психомоторным развитием и развитием речи | Не связаны. | Лёгкая степень: Нарушения динамической координации всех движений. Нарушения произношения носят фонетический характер (межзубный сигматизм, губно-зубное произношение). Л-Г в норме. Средняя степень: Нарушения статической и динамической координации движений (общих, тонких, артикуляционных). Нарушения произношения - ФФН (велярное, увулярное р; смешение шипящих и свистящих). Л-Г – отставание. Тяжёлая степень: Нарушена статика, динамика, нарушения двигательной сферы в целом. Нарушения речи – от ФФН до ОНР III уровня. |
10.Наличие психопатологических черт характера | Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.). | Внимание к речи улучшает речь; плохое состояние здоровья - ухудшает |
а) зависимость степени заикания от ситуации | Имеется прямая зависимость | Малая зависимость от ситуации. |
б)нарушение социальных контактов | Отмечается либо уход , либо агрессия, навязчивость. | |
в) осознанность дефекта, фиксированность на дефекте | Осознание дефекта в 10 – 12 лет, эмоциональная фиксированность. | к 14 годам, носит редуцированный характер, пассивное отношение к дефекту. |
г) логофобия | Стойкая. | |
10.Динамика заикания | Рецидивирующее, прогредиентное. В благоприятных условиях – регредиентное. | В начальном периоде заикания, который продолжается от 1 до 6 месяцев, заикание протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов, свободных от судорожных запинок речи, обычно не наблюдается. При отсутствии логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заикание быстро “обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Характеристика раннего детства»
Статья: «Характеристика раннего детства»...
Особенности использования логопедических технологий при различных формах заикания
Невротическое заиканиеНеврозоподобное заиканиеСпециальный охранительный режимРекомендуется резкое ограничение речевых нагрузок или даже полное молчание. Спокойная, несколько замедленная речь в с...
Научная статья. Помощь при затянувшихся формах заикания.
В статье освещён материал для родителей и взрослых, общающихся с детьми, у которых есть заикание.Приведены примеры общих двигательных упражнений для снятия мышечного напряжения с рук, ног, тулов...
Причины и формы заикания
заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ...
Сравнительная характеристика различных форм заикания. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Сравнительная характеристика различных форм заикания....
Сравнительная характеристика разных форм заикания
Консультация для педагогов. Поможет разобраться в структуре ткакого речевого нарушения, как заикание, при диагностике....
Методическая разработка «Течение заикания. Формы заикания».
Целью методической разработки «Течение заикания. Формы заикания» является уточнение и конкретизация теоретических положений по теме: «Течение заикания. Формы заикания».Ф...