Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи при заикании.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Петухова Татьяна Викторовна

   Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. От правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsionnye_harakteristiki_pri_zaikanii.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи при заикании.

   Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.  

  Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:  

- на произнесении отдельных гласных звуков;      

- на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);      

-  на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;      

-  на произнесении фраз из одного слова;

-  на произнесении коротких фраз;      

-  на произнесении длинных фраз с логической паузой.    

     Параллельно проводится работа по развитию интонационно- выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация.

   Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи - слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук.        

    При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.).      

      В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: короткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.    

        Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.      

       Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.          

        Работа над пересказом прослушанного текста включает:  

  • пересказ текста с опорой на наглядный материал;

  пересказ текста по плану;

  пересказ прослушанного текста без опоры;

  пересказ текста сюжетно-ролевого содержания.

 Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:  

  • работа над вопросно-ответной формой речи;    

  ответы на вопросы по картине;

  ответы на вопросы по тексту;

  составление вопросов к картине;

  составление вопросов к тексту.

Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи  * самостоятельное составление рассказов:

  •  по предметной картине с использованием схемы;

  по серии сюжетных картин (от трех до восьми);  

  • по сюжетной картине;

  по описанию пейзажной картины.

Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа.  

       Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов.      

         Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки.  

    Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

Развитие интонационной стороны речи с помощью малых фольклорных форм.

Важнейшим и значимым источником развития выразительной детской речи являются жанры художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Ознакомление дошкольн...