Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи при заикании.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. От правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsionnye_harakteristiki_pri_zaikanii.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи при заикании.
Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.
Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:
- на произнесении отдельных гласных звуков;
- на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);
- на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;
- на произнесении фраз из одного слова;
- на произнесении коротких фраз;
- на произнесении длинных фраз с логической паузой.
Параллельно проводится работа по развитию интонационно- выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация.
Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи - слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук.
При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.).
В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: короткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.
Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.
Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.
Работа над пересказом прослушанного текста включает:
- пересказ текста с опорой на наглядный материал;
∙ пересказ текста по плану;
∙ пересказ прослушанного текста без опоры;
∙ пересказ текста сюжетно-ролевого содержания.
Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:
- работа над вопросно-ответной формой речи;
∙ ответы на вопросы по картине;
∙ ответы на вопросы по тексту;
∙ составление вопросов к картине;
∙ составление вопросов к тексту.
Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи * самостоятельное составление рассказов:
- по предметной картине с использованием схемы;
∙ по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
- по сюжетной картине;
∙ по описанию пейзажной картины.
Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа.
Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов.
Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки.
Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: "Педагогические условия развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников в играх -драматизация"
Изучения особенностей развития речи у старших дошкольников в играх-драматизациях...
Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....
Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».
В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...
Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей....
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...
Развитие интонационной стороны речи с помощью малых фольклорных форм.
Важнейшим и значимым источником развития выразительной детской речи являются жанры художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Ознакомление дошкольн...