Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии
консультация
В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Дизартрия и дислалия - это, прежде всего, два речевых дигноза, отличающиеся между собой этиологией, сроками коррекционной работы, подбором методов и приемов коррекции. В этой статье я постаралась в доступной форме показать основные различия дизартрии от дислалии.
Материал будет интересен родителям воспитанников, а также педагогам, работающим с данной категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_harakteristika_i_diagnostika_detey_so_stertoy_formoy_dizartrii_i_dislalii.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии. Значение точного диагноза для теории и практики логопедии.
ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЙ
Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном физическом слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Не может быть органического поражения ЦНС.
Дизартрия – расстройство фонетической стороны речи, обусловленное органическим поражением. Страдает не только звукопроизношение, но и просодические компоненты речи, т.е. все компоненты фонетики.
АНАМНЕЗ
Дислалия – различные соматические заболевания (со стороны дыхательной системы – воспаление легких, особенно в период активного освоения речи; нефриты, заболевания ЖКТ; респираторные заболевания, ведущие к соматической ослабленности детей).
Дизартрия – более тяжелое явление (пренатальная патология – токсикозы, тяжелый натальный период – асфиксия, родовые травмы); в раннем детском возрасте – инфекционные заболевания, осложнения на ЦНС, менингиты, энцефалиты, наличие травм головы.
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
При дислалии развитие идет в соответствии с нормой. Дети не имеют грубых нарушений в моторной сфере.
При дизартрии у детей наблюдается отставание в развитии; позже начинают ходить, сидеть. Движения неуклюжие.
ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС
У детей с дислалией нет грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере. Развитие в соответствие с возрастной нормой.
При дизартрии может наблюдаться задержка психического развития; быстрая истощаемость деятельности ребенка, низкая работоспособность, неуверенность, негативизм, нарушения произвольного внимания. Часто дети расторможены, имеют трудности в поведении.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС
При дислалии в неврологическом статусе отклонений не наблюдается, но их отличают незначительные функциональные нарушения вегетативной нервной системы: могут быть повышенная потливость, нарушения сна, аппетита, что является следствием соматической ослабленности ребенка.
При дизартрии наблюдается выраженная неврологическая симптоматика: нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, неправильных двигательных актов, синкинезий, тремора, слюнотечения, гипотонии.
РЕЧЕВОЙ СТАТУС
При дислалии наблюдаются нарушения звукопроизношения и они носят различный характер. Могут быть: отсутствие звука, искажение, замена, недифференцированное произношение отдельных групп звуков. Не страдают другие компоненты языка (фонетика, понимание речи).
Встречаются ФФНР и реже ФНР.
При дизартрии первичный дефект особый: страдают все структурные компоненты: звукопроизводство, просодика, тембр, ритм, нарушения голоса). Искажения грубые, межзубные варианты дефекта, боковые, губно-зубные, горловые.
Может быть ФФНР (2 уровень ОНР – 3 уровень ОНР).
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
При дислалии работа направлена на формирование моторики артикуляционного аппарата и на развитие функций фонематического слуха, что создает базу для формирования звукопроизношения и работа осуществляется поэтапно, по необходимости проводится и этап дифференциации.
При дизартрии для нормализации речи необходимо провести особый вид работы – работа по нормализации речевых функций. Особое внимание уделяется нормализации двигательной сферы: мышечного тонуса, общей моторики, мелкой мускулатуры по преодолению слюнотечения, нарушений в артикуляционной моторике, по формированию дыхания, по нормализации мимической мускулатуры.
ПРОБЫ НА НАЛИЧИЕ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
1. Просим ребенка положить на нижнюю губу широкий язык и удержать его в таком положении (счет до 5-ти). На 4-5 при дизартрии появляется фибрилляция. Убираем язык и снова просим подержать на нижней губе под счет.
2. Язык «обнимает» губу. При дизартрии появляются содружественные движения (ребенок поднимает вверх брови, закатывает глаза и т.д.).
3. Просим ребенка удерживать широкий язык на нижней губе и следить за пальцем логопеда (движение горизонтальное влево-вправо). При дизартрии язык будет отклоняться в сторону глаз.
4. Поза Ромберга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...
Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.
Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуакльных п...
Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.
Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...
Консультация "Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии"
Для своевременного и правильного проведения коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно продиагностировать произносительную сторону речи д...