Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии
консультация

Сажаева Надежда Константиновна

В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Дизартрия и дислалия - это, прежде всего, два речевых дигноза, отличающиеся между собой этиологией, сроками коррекционной работы, подбором методов и приемов коррекции. В этой статье я постаралась в доступной форме показать основные различия дизартрии от дислалии.

Материал будет интересен родителям воспитанников, а также педагогам, работающим с данной категорией детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии. Значение точного диагноза для теории и практики логопедии.

ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЙ

        Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном физическом слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Не может быть органического поражения ЦНС.

        Дизартрия – расстройство фонетической стороны речи, обусловленное органическим поражением. Страдает не только звукопроизношение, но и просодические компоненты речи, т.е.  все компоненты фонетики.

АНАМНЕЗ

        Дислалия – различные соматические заболевания (со стороны дыхательной системы – воспаление легких, особенно в период активного освоения речи; нефриты, заболевания ЖКТ; респираторные заболевания, ведущие к соматической ослабленности детей).

         Дизартрия – более тяжелое явление (пренатальная патология – токсикозы, тяжелый натальный период – асфиксия, родовые травмы); в раннем детском возрасте – инфекционные заболевания, осложнения на ЦНС, менингиты, энцефалиты, наличие травм головы.

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

        При дислалии развитие идет в соответствии с нормой. Дети не имеют грубых нарушений в моторной сфере.

        При дизартрии у детей наблюдается отставание в развитии; позже начинают ходить, сидеть. Движения неуклюжие.

ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС

        У детей с дислалией нет грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере. Развитие в соответствие с возрастной нормой.

         При дизартрии может наблюдаться задержка психического развития; быстрая истощаемость деятельности ребенка, низкая работоспособность, неуверенность, негативизм, нарушения произвольного внимания. Часто дети расторможены, имеют трудности в поведении.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

        При дислалии в неврологическом статусе отклонений не наблюдается, но их отличают незначительные функциональные нарушения вегетативной нервной системы: могут быть повышенная потливость, нарушения сна, аппетита, что является следствием соматической ослабленности ребенка.

        При дизартрии наблюдается выраженная неврологическая симптоматика: нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, неправильных двигательных актов, синкинезий, тремора, слюнотечения, гипотонии.

РЕЧЕВОЙ СТАТУС

        При дислалии наблюдаются нарушения звукопроизношения и они носят различный характер. Могут быть: отсутствие звука, искажение, замена, недифференцированное произношение отдельных групп звуков. Не страдают другие компоненты языка (фонетика, понимание речи).

        Встречаются ФФНР и реже ФНР.

        При дизартрии первичный дефект особый: страдают все структурные компоненты: звукопроизводство, просодика, тембр, ритм, нарушения голоса). Искажения грубые, межзубные варианты дефекта, боковые, губно-зубные, горловые.

        Может быть ФФНР (2 уровень ОНР – 3 уровень ОНР).

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

        При дислалии работа направлена на формирование моторики артикуляционного аппарата и на развитие функций фонематического слуха, что создает базу для формирования звукопроизношения и работа осуществляется поэтапно, по необходимости проводится и этап дифференциации.

        При дизартрии для нормализации речи необходимо провести особый вид работы – работа по нормализации речевых функций. Особое внимание уделяется нормализации двигательной сферы: мышечного тонуса, общей моторики, мелкой мускулатуры по преодолению слюнотечения, нарушений в артикуляционной моторике, по формированию дыхания, по нормализации мимической мускулатуры.

ПРОБЫ НА НАЛИЧИЕ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ

1. Просим ребенка положить на нижнюю губу широкий язык и удержать его в таком положении (счет до 5-ти). На 4-5 при дизартрии появляется фибрилляция. Убираем язык и снова просим подержать на нижней губе под счет.

2. Язык «обнимает» губу. При дизартрии появляются содружественные движения (ребенок поднимает вверх брови, закатывает глаза и т.д.).

3. Просим ребенка удерживать широкий язык на нижней губе и следить за пальцем логопеда (движение горизонтальное влево-вправо). При дизартрии язык будет отклоняться в сторону глаз.

4. Поза Ромберга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...

Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной  из актуакльных п...

Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.

Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...

Консультация "Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии"

Для своевременного и правильного проведения  коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно  продиагностировать произносительную сторону речи  д...