Речевая карта для детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии

Сайфуллина Рушания Сягитовна

Речевая крта для детей с Общим недоразвитием речи  I-III уровней  (от 4  до 7 лет)     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_dlya_detey_s_onr.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  I - III уровней  (от 4  до 7 лет)    

  1. Анкетные данные:

Фамилия, имя, дата рождения_________________________________________________________________________________

Дата начала занятий ________________________________________________________________________________________

Диагноз Т ПМПК, срок пребывания ___________________________________________________________________________

  1. Выявление запаса знаний об окружающем пространстве.

Как тебя зовут? (Назови свое имя и фамилию, возраст)

Начало года

Конец года

4 года

5 лет

6 лет

Как зовут твою маму, папу (назови имя и отчество родителей)

Начало года

Конец года

4 года

5 лет

6 лет

Кем работает мама, папа (назови профессии родителей)

Начало года

Конец года

5 лет

6 лет

Назови домашний адрес

Начало года

Конец года

5 лет

6 лет

Какое сейчас время года (назови признаки времени года)

Начало года

Конец года

5 лет

6 лет

  1. Слуховое внимание:

а) состояние биологического слуха__________________________________________________________________

б) состояние восприятия речи (определяется в процессе беседы с ребенком)_________________________________

  1. Особенности интеллектуальной деятельности:

а) целое и его части,  конструктивная деятельность:

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Доска Сегена

Пирамидка (5-6)

Собери целое (6-8)

Пирамидка (3-4)

Собери целое (4-6)

(6 палочек) «елочка»

Собери целое (2-4)

(6 палочек) «домик»

(7 палочек) «лодочка»  

(из 4 палочек) «стульчик» «кроватка»

(из 7 палочек)

«лесенка»

б) восприятие величины (покажи  или назови):

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Большой /маленький

Высокий / Низкий

Толстый  / Тонкий

Широкий / Узкий

Длинный /Короткий

в) восприятие цвета (соотнесение, показ, называние)

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Красный

Красный

Красный  / Розовый

Желтый

Оранжевый

Оранжевый Желтый

Синий

Желтый

Голубой  / Синий

Зеленый

Зеленый

Зеленый

Черный

Голубой

Белый / Черный

Белый

Синий

Коричневый/ Серый

Черный / Белый

Фиолетовый

г) восприятие формы (покажи  или назови):

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Круг

Круг

Круг

Квадрат

Квадрат

Квадрат

Треугольник

Овал

Овал

Овал

Треугольник

Треугольник

Прямоугольник

Многоугольник

д) ориентировка в пространстве («Покажи, что находится…»),  ориентировка в схеме  тела: («Покажи:…)

 4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Вверху, внизу

Вверху, внизу

Слева, справа

Впереди, сзади

Впереди, сзади

Слева внизу

Правую, левую руку

Правую, левую руку

Справа вверху

Правую, левую ногу

Правую, левую ногу

Слева вверху

Справа, слева

Справа внизу

Правый, левый глаз

Правой рукой левый глаз

Правое , левое ухо

Левой рукой правое ухо

Выводы:4г.________________________________________________________________________________________

5л.___________________________________________________________________________________________

6л.___________________________________________________________________________________________

  1. Исследование состояния моторной сферы.
  1. Состояние мелкой  моторики: пробы «Кольцо» на правой, левой руке, «ушки у зайчика», «рожки  у козы»

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

«Кольцо»

«Ушки»

«Рожки»

«Кольцо»

«Ушки»

«Рожки»

«Кольцо»

«Ушки»

«Рожки»

  1. Состояние мимической мускулатуры

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

 поднять брови, нахмурить брови

 поднять брови, нахмурить брови

 поднять брови, нахмурить брови

 надуть щеки

 надуть - втянуть щеки

 надуть- втянуть щеки

прищурить глаза

  1. Состояние артикуляционной моторики

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

а) открыть и закрыть рот, зевнуть

а) открыть и закрыть рот, зевнуть

а) движение нижней челюстью вправо – влево

б) «улыбка»

б) движение нижней челюстью вправо – влево

б) «бублик»- «заборчик»

в) «улыбка – трубочка»

в) «трубочка»

в) «улыбка» г) «трубочка»

г) «лопата – жало»

г) «лопата»

д) «улыбка – трубочка»

д) «качели»

д) «жало»

е) «лопата» ж) «жало»

е) «маятник»

е) «качели»

з) «лопата – жало»

ж) «чашечка»

ж) «маятник»

и) «качели» к) «маятник»

з) «вкусное варение»

Выводы: (объем, отсутствие движения, точность, переключаемость, мышечный тонус, темп, замены, наличие синкинезий, тремор, саливация, девиация кончика языка, сглаженность носогубной складки и др.)___________________________________

4 г._________________________________________________________________________________________________________

5 л._________________________________________________________________________________________________________

6 л._________________________________________________________________________________________________________

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).  Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги). Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний). Твердое небо (высокое узкое,  расщелина, субмукозная щель). Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка). Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

VII . Состояние дыхательной и просодической  стороны речи:  

Объем дыхания (достаточный, недостаточный). Направление воздушной струи при речи (через нос или рот). Громкость голоса (чрезмерно громкий или тихий, глухой, монотонный, с назальным оттенком). Темп (ускоренный, замедленный).

VIII. Состояние звукопроизношения

гласные

П

Б

М

Н

В

Ф

Т

Д

К

Г

Х

С

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Й

Л

Р

4 года

Н.г

К.г

5 лет

Н.г

К.г

6 лет

Н.г

К.г

Вывод: 4 г.____________________________________________________________________________________________________

5 л. __________________________________________________________________________________________________________

6 л.___________________________________________________________________________________________________________

IX. Воспроизведение звуко – слоговой структуры слова

4 года

Н.г.

К.г.

5 лет

Н.г.

К.г.

6 лет

Н.г.

К.г.

 Кот / Вода

Стук / Мост

Спина

Банка

Фантик

Капуста

Помидоры

Самолет / Скворец

Фотограф

Свисток

Микстура

Погремушка

Мальчики слепили снеговика

Милиционер ездит на мотоцикле

Тротуар  / Градусник

Фотоаппарат / Экскаватор

Регулировщик / Милиционер

Температура / Простокваша

Сестренка развешивает простыни

Парашютисты готовятся к прыжку

Водопроводчик чинит водопровод

Вывод: 4 г._________________________________________________________________________________________

5 л. ____________________________________________________________________________________________

6 л._____________________________________________________________________________________________

X.  Состояние фонематического слуха и восприятия 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

ГА-КА

БА-ПА-БА

СА-ША-СА

ПА-БА

ДА-ТА-ДА

ЦА-СА-ЦА

ДА-ТА

ГА-КА-ГА

ЧА-ТЯ-ЧА

КА-ХА

ЗА-СА-ЗА

ЩА-ЧА-ЩА

ВА-ФА

ВА-ФА-ВА

ЖА-ША-ЖА

РА-ЛА-РА

2.  Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (картинки).

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Кот - кит

Почка – бочка

Пашня – башня

Дом – дым

Трава - дрова

Катушка – кадушка

Мышка – мишка

Корка – горка

Мышка - мошка

Вывод: 4 г.____________________________________________________________________________________________________

5 л. __________________________________________________________________________________________________________

6 л.___________________________________________________________________________________________________________

XI. Состояние фонематического анализа и синтеза

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Выделение заданного звука из слов

М: 

мышь, комар,

доска, дом,

Выделение ударного гласного в начале слова:

Аист, осы, утка,

Ира  

  1. Определение 1-го согласного звука в словах: мак, дым, кошка.
  1. Определение последнего звука:

дом, мак, камыш, танк, муха, кран

  1. Определение последовательности и количества звуков в слове: мак, танк, банан

XII. Исследование лексики и грамматического строя речи

  1. Активный словарь  а) конкретные  существительные  по темам; б) обобщающие понятия):

4 года

5 лет

6 лет

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

«Игрушки»

«Одежда»

«Обувь»

«Посуда»

«Мебель»

 «Птицы»

«Овощи»

«Фрукты»

«Ягоды»

«Животные»

«Транспорт»

«Деревья»

«Цветы»

«Профессии»

«Насекомые»

в) Существительные, обозначающие части тела, части предметов

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Части тела: голова, руки, ноги, нос,

рот, грудь, живот, шея.

Части тела:  грудь, живот, шея, локоть, колено, пальцы, ноготь.

Части одежды: рукав,

 воротник, пуговица.

Части одежды: воротник, петля,

манжета.

Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Части автомобиля: кузов, кабина,

 фары, мотор.

Части автомобиля: колеса, дверца, руль, кабина.

Части окна: рама, стекло, подоконник

г) Глагольный словарь: употребление глаголов при ответах на вопросы:

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Что ты делаешь в течение дня?

Как передвигается:

  • Птица,
  • Заяц,
  • Рыба,
  • Змея

Кто какие звуки издает:

  • Свинья,
  • Лошадь,
  • Гусь,
  • Курица,
  • Воробей

Как кричит:

  • Кошка,
  • Собака,
  • Корова,
  • Петух,
  • Утка

Что делает: доктор,

  • Учитель,
  • Водитель,
  • Повар,
  • Летчик,
  • Строитель

д) Прилагательные:

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Подбери признак к предмету (2-3):

Яблоко-

Подбери признак к предмету (3-5):

Мяч –

Подбор антонимов:

  • Широкий -
  • Высокий -,
  • Легкий- ,
  • Поднимать
  • Давать -

  1. Состояние словоизменения:

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

а)  существительные в И.п. ед.ч., мн.ч.

рука        нога

кукла      мяч

нож      

а) существительные в Р.п. мн.ч. много чего?

Шар        стол

Дом         Береза

Чашка      Карандаш

а) предложно-падежные конструкции (см.5 лет + из-за, из-под, между, через)

б) сущ. в косвен. падежах без предлогов:

- У меня есть кукла (мяч).  У меня нет…

Я рисую … Катя играет …

б)предложно-падежные конструкции:

Где  карандаш:

(в, на, под. над, за, перед, около

б) согласование числительных 2,5 с существительными:

-  ключ,

-  облако,

в) предложно-падежные конструкции:

- положи карандаш:  в книгу, под, на

в) согласование прилагательных с сущ. в ед.ч. - назвать цвет предметов: шар, ведро,  машина

г) согласов.  числит. 2,5 с сущ:

- дом    - кукла

  1. Состояние словообразования

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

а)  сущ. с уменьш-ласкат. суф-ми.

Стол       мяч     дом     кукла     ложка      

а) сущ. с уменьш-ласкат. суф-ми.

гриб    лиса   воробей    одеяло

б) название детенышей животных:

- у зайца,

- у волка

- у утки,

-у кошки

б) название детенышей

- у белки,

- у гуся,

- у лисы

- у медведя

в) относит.  прилагательные:

 из бумаги,     из меха,

 из кирпича,   из снега,

 из шерсти,    из апельсина

г) притяж.  прилагательные:

- сумка мамы      - кофта бабушки

-- нора лисы         - хвост зайца

Выводы (лексика и грамм. строй)_4 г._________________________________________________________________

5 л. ______________________________________________________________________________________________

6 л. ______________________________________________________________________________________________

XIII. Состояние связной речи

4 года (составление предложений, коротких рассказов по сюж. картине). Нужное подчеркнуть.

Начало

Конец

Предложение составляет  - не составляет.

Пользуется аморфными словами, звукоподражаниями, отдельными словами.

Составляет предложение простое - распространенное из 2-3-4-5 слов.  

Аграмматизмы:  множественные, отдельные, отсутствие.

Нуждается в стимулирующей направляющей помощи.

Предложение составляет  - не составляет.

Пользуется аморфными словами, звукоподражаниями, отдельными словами.

Составляет предложение простое - распространенное из 2-3-4-5 слов.  

Аграмматизмы:  множественные, отдельные, отсутствие.

Нуждается в стимулирующей направляющей помощи.

5 лет (пересказ сказки)         Начало

Конец

Сказку пересказывает - не пересказывает.

Содержание сказки передает – не передает.

Последовательность событий излагает верно – не верно.

Пользуется аморфными словами, звукоподражаниями, отдельными словами.

Составляет предложение простое - распространенное из 2-3-4-5 слов.  

Аграмматизмы: множественные, отдельные, отсутствие.

Нуждается в стимулирующей направляющей помощи.

Сказку пересказывает - не пересказывает.

Содержание сказки передает – не передает.

Последовательность событий излагает верно – не верно.

Пользуется аморфными словами, звукоподражаниями, отдельными словами.

Составляет предложение простое - распространенное из 2-3-4-5 слов.  

Аграмматизмы: множественные, отдельные, отсутствие.

Нуждается в стимулирующей направляющей помощи.

6 лет (рассказ по серии сюжетных картинок)        Начало

Конец

Картинки раскладывает последовательно - не последовательно. Рассказ составляет – не составляет. Составляет предложение простое – сложное, распространенное – не распространенное.

Аграмматизмы: множественные, отдельные, отсутствие.

Нуждается в стимулирующей направляющей помощи.

Картинки раскладывает последовательно - не последовательно. Рассказ составляет – не составляет. Составляет предложение простое – сложное, распространенное – не распространенное.

Аграмматизмы: множественные, отдельные, отсутствие.

Нуждается в стимулирующей направляющей помощи.

XIV. Логопедическое заключение

 4 года н.г.___________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

к.г.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет  н.г.____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________к.г.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет  н.г.____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

к.г._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР

Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте

На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...

Речевая карта ТНР детей 5-7 лет

Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...

Речевая карта для детей с заиканием

Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...