24.04.2023 г. Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Рыбы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
2 год обучения, подготовительная логопедическая группа. Совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_leksicheskoy_teme_ryby.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: «Рыбы»
2 год обучения, подготовительная логопедическая группа
Тема: «Рыбы»
Цели: совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы».
Задачи: коррекционно-образовательные:
– расширение и углубление представлений о рыбах, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего слова «рыбы»;
– уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы»:
существительные:
глаголы: плавать, нырять, дышать, вилять, мчатся, нестись, гнаться, кусаться и т. д.;
прилагательные: быстрая, ловкая, блестящая, юркая, хищная, тихая, гладкая, холодная, несмелая, спокойная ;
– совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов; синонимов);
– совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, навыков чтения;
коррекционно-развивающие:
– развитие связной речи (совершенствование навыка составления рассказа);
– развитие длительного плавного выдоха;
– развитие слухового внимания;
– развитие речевого слуха, памяти и мышления;
воспитательные:
– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
– воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением рыб, ракушка, магнитная доска, мяч, разноцветные конверты с заданием, ноутбук.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Меня зовут Елена Валерьевна, а тебя?
(Создание эмоционально положительного фона).
Логопед. Ребята, представьте, что мы с вами очутились на берегу моря, у моря всегда легко дышится, давайте выполним упражнения…….
Дети подходят к столу, на котором лежит красочная книга,
-Интересно, что это? О чем может рассказать нам она?
Давайте рассмотрим её, открывают, а там нет страниц
--ОЙ! Что это? Осталась одна обложка, а книги самой нет.
-Смотрите, здесь лежит какая- то записка. Давайте прочтем.
«Я забрал все иллюстрации из этой книги. Теперь вы ничего не узнаете об обитателях морского дна. Ха-Ха-Ха!
Но если вы успешно выполните все задания, то сможете получить обратно все странички из книжки.
Подпись Морской КАЛДУН.
Логопед. Давайте выполним все задания и восстановим нашу интересную книгу.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, сделаем с рыбкой дыхательную и артикуляционную гимнастику.
1. Покажем, как рыбка дышит в воде: вдох через нос, выдох через рот.
2. А теперь подышим так, как будто рыбка очутилась на берегу, без воды: вдох и выдох через рот.
3. А теперь попробуем вдыхать одной ноздрей, а выдыхать другой, зажимая ноздри поочередно большим пальцем и мизинцем.
4. Как у рыбки сложены губки? Губки вперед.
5. Как рыбка кушает червячков? Рот открыть – закрыть.
6. Показать зубы, как акула.
7. Как виляет своим хвостом? Язык вправо-влево.
8. Как рыбка отдыхает? Упражнение «Блинчик».
9. Как шлёпает своим хвостом по воде? Упражнение «Непослушный язычок»
- Работа с ядерным словом.
Слайд на экране
Логопед. Посмотрите и скажите на кого или на что похожа эта рыба?» (На экране разновидности рыб: рыба-молот, рыба-петух, рыба-попугай, рыба - пила, рыба - еж и т.д.).
-Из чего состоит рыба? (голова, туловище, хвост, плавники, жабры, чешуя)
У кого ещё есть хвост? (иллюстрации с изображением девочки с хвостиками, попугая, лисы, кометы и т.д.)
2.Образование родственных или коренных слов от слова «рыба»
Логопед. Ответив правильно на вопрос, вы сможете разместить рыбку в аквариуме (при ответе на вопрос участники ставят картинку с изображением рыбки в «аквариум» - изображение аквариума на ватмане)
- Как мы назовём маленькую рыбу? (рыбка)
-Как назовём большую рыбу? (рыбина)
- Как назовём рыбу ласково? (рыбёшка, рыбинка, и т.д.)
- Как называется котлета из рыбы? (рыбная)
-Как называется суп из рыбы? (рыбный)
-А жир у рыбы какой? (рыбий)
-Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)
- Если эта женщина, то она ... (рыбачка)
-Куда ранним утром пошёл рыбак? (на рыбалку)
- Как называется поселок, в котором живут рыбаки? (рыбацкий)
- Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)
- Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит)
Подбор родственных слов.
Логопед. Давайте попробуем сочинить стихи:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …(рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно …(рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)
Выплывает, корм ища
Пребольшая … (рыбища)
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой... (рыбак)
-Без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба)
3. Слова- действия
Игра «Скажи своё слово в ракушку»
Логопед. Ребята, а теперь назовите слово, отвечающее на вопрос: Что делает рыба? затем передать следующему игроку, игрок повторяет это слово и говорит своё слово в ракушку (морскую ракушку держит в руках).
Примерные вопросы:
Когда пузырьки поднимаются в воде, что делает рыба? (дышит)
Если у рыбы есть питание, что она делает? (питается)
Если рыба затихла за камнем, что она делает? (затаилась, прячется)
Если брызги во все стороны, что делает рыба? (плещется, резвится, играет и т.д.)
Если рыба плавает быстро, что она делает? (мчится, несётся, плывет, гонится и т. д)
4. Слова-признаки
Словесная игра «Назови, одним словом»
Логопед. Как назовём одним словом рыбу, живущую в аквариуме? (аквариумная)
Как назовём одним словом рыбу, живущую в море? (морская)
Как назовём одним словом рыбу, живущую в реке? (речная)
Как назовём одним словом рыбу, живущую в океане?
(океаническая)
Как назовём одним словом рыбу, живущую в озере? (озёрная) и т. д.
5. Слова-синонимы (подбор слов, близких по значению)
Словесное упражнение «Назови близкое по значению слово»
Логопед. Рыба уродливая - это какая? (страшная, некрасивая, безобразная, и т.д.)
Рыба медлительная это какая? (тихая, несмелая, спокойная и т.д.)
Рыба блестящая это какая? (яркая, золотистая, серебристая, радужная и т.д.)
6. Слова-антонимы (подбор слов, противоположных по значению)
Упражнение «Скажи наоборот»
Логопед. Если акула большая, то карась… (маленький)
Если водоросли лёгкие, то подводные камни ….(тяжёлые)
Река широкая, а ручей (узкий) и т.д.
7. Связная речь
Логопед. Сейчас, составим рассказ о рыбе используя все слова, которые мы произносили во время игр. (Можно использовать колокольчик, мяч связующую нить, клубочек, передавая его друг другу). Я начну рассказ, а вы его продолжите, передавая эстафету следующему:
- «В синем море жила рыба. А с ней по соседству жили разные рыбы.
Это были: (рыба-пила, рыба-молот, рыба-ёж, и т. д.)
-Рыба боялась попасть в…. (рыболовную сеть, к рыбакам на рыболовный крючок и т.д.)
-За день рыба успевала так много она… (плавала, плескалась, пряталась, питалась и т.д.)
-Как и другие рыбы она была… (красивая, блестящая, серебристая и т.д.)
Однажды ей повстречалась акула, она не просто была большая, а была (огромная..) А рыбка наоборот (маленькая) Но так как рыба была быстрая, она вильнула хвостом и уплыла.
Итог занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям высказать свои впечатления о занятии, рассказать, какое задание им было особенно интересно выполнять, затем оценить работу детей.
Пальчиковая гимнастика
Пять маленьких рыбок играли в реке Волнообразные движения руками
Лежало большое бревно на воде. Руки на уровне груди
И рыбка сказала:
«Нырять здесь легко!» Ладони друг к другу, повороты с боку на бок
Вторая сказала:«Ведь здесь глубоко» грозим пальчиком
А третья сказала: «Мне хочется спать, ладошки под щечку
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. Дрожащие движения рук
А пятая крикнула: «Здесь крокодил» Ладони раскрываются – рот
Плывите скорей,
Чтоб он вас не схватил. Спрятать руки за спину
----------------------------------------------------------------
С пальчиками мы играем,
Рыбок мы изображаем: Показывают ладони, шевеля всеми пальчиками. Соединяют ладони вместе.
Этот пальчик пескарёк,
Этот пальчик – окунёк,
Этот пальчик – камбала,
Этот пальчик – рыба-пила, Загибают в кулак по одному пальчику, начиная с мизинцев (на обеих руках одновременно).
Ну, а этот – толстый сом, Загибают большие пальцы.
Он большой плавучий дом! Соединяют пальцы, изображая «крышу дома».
Ребята “Золотая рыбка” говорит, что не может составить предложения. Все слова у нее перепутались. Помогите, пожалуйста!
Настя: рыба, жить, в, река. (Рыба живет в реке)
Максим: рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)
Настя: рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)
Максим: сказка, рыбак, о, рыбка, и. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Координация речи с движением «РЫБАК».
Встал рыбак и потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Улыбнулся, повернулся,
Удочку свою достал,
Червячка насаживать он стал.
Тихонько дунул на крючок,
Закинул леску и молчок.
Ждёт, когда же рыба клюнет. Тсс… Клюёт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»
Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...
Итоговое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"
Итоговое занятие по формировантю лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"...
Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»
Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие ж...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
лиса и журавль...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Согласование Мой, Моя с существиттельными...