Итоговое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Итоговое занятие по формировантю лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Здравствуй, зимушка – зима.»
Цели: 1. Активизировать, уточнить, расширить словарь по теме
2.Упражнять в выделении родственных слов к слову «зима» из контекста и подборе к слову «снег».
3. Согласовывать прилагательные с существительными в роде.
4. Обогатить лексику синонимами, действительными причастиями настоящего времени.
5. Развивать память, мышление, внимание, воображение.
6. Обучать составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на предметные картинки.
7. Воспитывать чувство прекрасного и любовь к природе.
Оборудование:
предметные картинки, книги со стихами о зиме, мяч, карточки со словами, коробочки со схемами предложений.
I Орг. момент
Повторение названий зимних месяцев и признаков зимы.
-Назовите зимние месяцы.
- Какой первый по счету? Какой второй? Какой третий?
-Назовите зимние признаки.
II Постановка цели
-Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
-Послушайте внимательно текст и запомните родственные слова к слову «зима».
Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку –зиму.
- Назовите, какие вы запомнили родственные слова к слову «зима»?
III Лексико- грамматические упражнения по теме «зима».
Раздаются карточки со словами: зима, снег, мороз, солнце, небо, снежинка, сугроб.
Дети 1 ряда читают слова и подбирают к ним признаки.
- Игра: «Подбери признак».
Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…..
Снег – белый, пушистый, мягкий, чистый….
Мороз- сильный, злой, крепкий, слабый……
- Игра: «Подбери действия».
Дети 2 ряда подбирают к этим словам действия.
Снег – идет, падает, кружится, лежит, скрипит…
Мороз - щиплет, трещит, кусает, рисует…..
Снежинка - кружится, падает, сверкает, блестит….
- Игра: «Образуй признак». (причастия настоящего времени.)
Игра с мячом по образцу.
Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег,
снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег,
снег искрится под лучами солнца – искрящийся под лучами солнца снег,
снег серебрится на солнце – серебрящийся на солнце снег,
снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег,
снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег,
снег падает на землю – падающий на землю снег,
снег кружится в воздухе – кружащийся в воздухе снег,
снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег….
- Игра: «Скажи иначе».
(подбор синонимов по теме «зима»)
Логопед называет слова, а дети, разделенные на две команды: девочки – мальчики по очереди называют синонимы.
Снегопад – метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга…
Стужа – холод, холодина, мороз…..
Мерзнуть – зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать, замерзать….
- Игра: «Назови родственные слова».
Вспомнить определение, что такое родственные слова.
Подобрать родственные слова к слову «снег» - снежок, снежинка, снежный, снеговик, снегирь, заснеженный, снегопад, подснежник, Снегурочка, снежная баба….
- Игра: «Составьте предложение с предлогом со словом снежинка».
Дети составляют предложения с предлогами: на, под, с, около, по, из, над, в.
Логопед выбирает лучшее предложение и предлагает составить схему этого предложения. 1 ребенок у доски, остальные – за столами.
Н – р: Я нарисовала красивую снежинку в альбоме.
Делается разбор предложения:
-Как мы напишем предложение?
-Сколько слов в предложении?
-Назовите предлог.
-Какой по счету в предложении предлог?
IV. Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А еще в снегу валялись
Все в снегу домой пришли
Съели суп и спать легли.
1, 2, 3, 4
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, гладкий
И совсем, совсем не сладкий
1 – подбросим, 2 – поймаем, 3 – уроним
И сломаем.
V. Составление рассказа «Здравствуй, зимушка-зима».
(на доске предметные картинки по теме: «зима»)
- Предлагаемое начало рассказа:
Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окошко, захлопала в ладоши и радостно закричала: «Зима! Пришла зима! Здравствуй, зимушка-зима!»
- План продолжения рассказа:
- Волшебные узоры на стекле
- Снежинки в воздухе
- Снег на крыльце, на земле, на деревьях
- Лужи замерзли.
- Предполагаемый текст продолжения рассказа:
…..Она увидела чудесную картину. Мороз разрисовал окно волшебными узорами. В воздухе медленно кружились и тихо падали на землю легкие снежинки. Земля покрылась белым, пушистым ковром. Снег лежит на крышах, на деревьях, на дороге. Замерзли лужи. Мороз трещит на дворе. Сегодня прекрасный зимний день.
-Логопед с помощью наводящих вопросов помогает детям подбирать слова, выражения, распространять предложения и даже, при необходимости, дает подсказку в виде начала предложения.
VI. Повторение коллективно составленного рассказа детьми по цепочке с опорой на картинки.
-Пересказ рассказа одним ребенком.
Логопед хвалит за составление рассказа.
VII. Итог занятия.
-О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Какие игры вам понравились?
- Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».
Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...
Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"
Материал предназначен для педагогов, работающих над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР....
Конспект итогового занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «В поисках клада»
Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года....