Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Согласование Мой, Моя с существиттельными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_formirovaniyu.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №98 комбинированного вида»
Конспект открытого занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: «Согласование притяжательных местоимений «МОЙ», «МОЯ» с именами существительными»
Провела:
учитель-логопед I квалификационной категории
Машадаевой Н.Н.
Цель:
1. Закреплять умение согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с именами существительными в роде.
2. Закреплять умение подбирать к местоимению имена существительные соответствующего рода.
3. Актуализировать и обобщить знания детей по пройденным лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные»).
4. Развивать слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение, связную речь.
Оборудование: Дед-Буквоед (игрушка), письмо в конверте, карта, указатели остановок, дерево с картинками (с изображениями одежды), шапочки «Времена года», игрушечная посуда, муляжи продуктов, овощей, фруктов, настольная игра «Лото», пособие для дифференциации родов частей речи (домики), наборное полотно, картинки с изображениями диких и домашних животных.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, здороваются, встают полукругом около логопеда.
1. Создание игровой ситуации.
- Ребята, сегодня утром почтальон принес в нашу группу письмо. Давайте прочитаем его (логопед достает из конверта письмо).
Дорогие, ребята! Я слышал, что вы умные, находчивые, вежливые, послушные дети. Мне бы очень хотелось встретиться с вами. Поэтому я приглашаю вас к себе в Страну Знаний. Но путь туда нелегкий, вам предстоит преодолеть много трудностей. Найти дорогу в Страну Знаний вам поможет волшебная карта. С нетерпением жду вас. Дед-Буквоед |
- Ребята, вы хотите побывать в Стране Знаний»? (Да)
- Путь в Страну Знаний долгий и трудный. Попасть туда можно на волшебном поезде, который мы сделаем сами. Чтобы занять свои места в поезде, мы поиграем в игру «Цепочка».
2. Развитие словесно-логического мышления.
Логопед называет слова, относящиеся к одной лексической теме, дети должны продолжить цепочку этих слов и обобщить их.
«Цепочка»: Огурец, помидор, … Это? (Овощи)
Диван, кресло,… Это? (Мебель)
Мяч, кукла, … Это? (Игрушки)
Банан, яблоко,… Это? (Фрукты)
Сапоги, валенки,… Это? (Обувь)
Юбка, шорты, … Это? (Одежда)
После каждого правильного ответа логопед поощряет детей.
- Молодец, Денис, ты будешь машинист.
- Занимай свое место, Алина.
Остальные дети становятся пассажирами и поочередно встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего.
- Ребята, давайте посмотрим, куда показывает стрелка на нашей карте: Остановка №1. Итак, мы едем до первой остановки. Машинист, готов? В путь!
Хором: Уть-уть-уть – отправляемся мы в путь!
«Поезд» двигается по группе, доезжает до первой остановки.
3. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.
Остановка №1.
- Вот мы и доехали. Выходите из поезда. Посмотрите, какое странное дерево (берет записку, имитирует чтение).
- На лесной полянке выросло чудо-дерево. На нем вместо шишек висят картинки с изображением одежды. Нужно подобрать одежду для каждого времени года. Но сначала отгадайте загадки.
Загадки.
1. Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки – Над миром пушинки. (Это зима) | 2. Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Это весна) |
3. Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает? (Это лето) | 4. Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... (Это осень) |
- Молодец, Артем, ты правильно отгадал загадку. Ты будешь – Зима. (На голову детям надеваются маски-шапочки).
- Как называется одежда, которую мы носим зимой? (Эта одежда называется зимняя). Аналогично: осенняя одежда, летняя одежда, весенняя одежда.
- Сейчас каждое время года снимет с чудо-дерева картинки со своей одеждой. Скажем вместе:
Хором: Раз, два, три, начни!
- Давайте посмотрим, какую одежду вы себе выбрали. (Дети раскладывают картинки на столе и отвечают).
- Что это? (Это шарф)
- Чей это шарф? (Это мой шарф)
- Это моя шуба. Это моя кофта. Это мой плащ и т. п.
- Молодцы, ребята. Я думаю, Дед-Буквоед будет доволен. Мы верно справились с первым заданием. Давайте посмотрим на карту. Стрелка показывает на цифру 2. Садимся в поезд и отправляемся дальше.
Хором: Ист-ист-ист – скорей в дорогу машинист!
Остановка №2. (Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, распространение предложений)
- Вот и вторая остановка (берет записку).
Игра «Кулинарный поединок».
- Дед-Буквоед просит, чтобы наши девочки-красавицы помогли ему разложить посуду и продукты, которые нужны для заваривания чая и приготовления щей. Даша будет брать посуду и продукты для щей, а Анжела – для чая.
Две девочки подходят к столу, остальные дети садятся на стульчики.
На столе стоят два подноса, накрытые салфетками. Логопед снимаем первую салфетку.
- Что стоит на подносе? (На подносе стоит посуда, и лежат приборы)
- Правильно. Вы по очереди будете брать посуду, которая вам нужна.
- Это мой чайник.
- Это моя кастрюля.
- Это моя сахарница.
- Это мой нож и т. п.
- Молодцы, девочки. Анжела, какая у тебя посуда? ( У меня чайная посуда)
- А у тебя, Даша, какая посуда? ( У меня столовая посуда)
- Хорошо. Что лежит на втором подносе? (Продукты)
- Отберите продукты, которые вам нужны.
- Это мой чай.
- Это моя картошка.
- Даша, какая твоя картошка?
- Это моя круглая картошка.
- Это мой сахар.
- Это мой перец.
- Даша, какой твой перец?
- Это мой красный горький перец.
- Это моя конфета.
- Анжела, какая твоя конфета?
- Это моя вкусная, большая конфета и т. п.
- Молодцы, девочки. Я думаю, Деду понравятся наши старания.
- Посмотрите, стрелка на карте показывает на цифру 3. Отправляемся к третьей остановке.
Хором: Ут-ут-ут – приключения нас ждут.
Остановка №3.
- Третья остановка называется «Вежливость». Дед-Буквоед знает, что мы с вами очень вежливые дети. Какие вежливые слова вы знаете? (Пожалуйста, здравствуйте, до свидания, простите, извините, спасибо и т. д.)
- Дед-Буквоед предлагает нам поиграть в «Лото». Чтобы получить картинку, нужно сказать вежливое слово «пожалуйста» и назвать, чья это картинка.
Логопед: «Машина».
Ребенок: «Дайте, пожалуйста, мою машину»
«Дайте, пожалуйста, моего мишку» и т. п.
- Молодцы, ребята, мы очень интересно поиграли в лото. Отправляемся дальше.
Остановка №4.
Составление предложений с предлогом В, включение словосочетаний с местоимениями МОЙ, МОЯ в данные предложения.
Перед доской полукругом стоят стульчики, на которых лежат перевернутые картинки.
- Ребята, подойдите к стульчикам и возьмите картинки. Присаживайтесь на стульчики.
- Кто нарисован на картинках? (На картинках нарисованы животные).
- Правильно. Дед-Буквоед предлагает вам поселить этих животных в домики. В первом доме будут жить животные, про которых мы скажем МОЙ. А во втором – животные, про которых скажем МОЯ.
Дети расставляют картинки на наборном полотне в два ряда.
- Это моя корова.
- Где живет твоя корова?
- Моя корова живет в коровнике.
- Это мой медведь.
- Где спит твой медведь?
- Мой медведь спит в берлоге.
- Это мой волк.
- Это моя лиса и т. п.
- Молодцы. Назовите диких животных. (Лиса, медведь, белка, волк)
Назовите домашних животных (Корова, собака)
- Правильно.
Во время выполнения последнего задания логопед незаметно открывает спрятанную игрушку – Деда-Буквоеда.
- Ребята, посмотрите, кто появился! Это же Дед-Буквоед. Вот мы и добрались до него. Теперь он проводит нас в свою волшебную Страну Знаний.
Логопед изображает, как будто слушает сказочного персонажа, который оценивает деятельность каждого ребенка.
4. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...
Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе.
Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе....
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Диалоги о птицах»Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах. Задачи:Коррекционно-образовательные:- создать условия для получения детьми знаний о внешнем виде зи...
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНРПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ» Автор: Ломанова Ирина ...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Обувь.
Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом в системе коррекции речи детей....