Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Машадаева Наталья Николаевна

Согласование Мой, Моя с существиттельными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_formirovaniyu.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия по формированию

лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Тема: «Согласование притяжательных местоимений «МОЙ», «МОЯ» с именами существительными»

                                                                   Провела:

учитель-логопед I квалификационной категории

Машадаевой Н.Н.

Цель:

1. Закреплять умение согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с именами существительными в роде.

2. Закреплять умение подбирать к местоимению имена существительные соответствующего рода.

3. Актуализировать и обобщить знания детей по пройденным лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные»).

4. Развивать слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение, связную речь.

Оборудование: Дед-Буквоед (игрушка), письмо в конверте, карта, указатели остановок, дерево с картинками (с изображениями одежды), шапочки «Времена года», игрушечная посуда, муляжи продуктов, овощей, фруктов, настольная игра «Лото», пособие для дифференциации родов частей речи (домики), наборное полотно, картинки с изображениями диких и домашних животных.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются, встают полукругом около логопеда.

1. Создание игровой ситуации.

- Ребята, сегодня утром почтальон принес в нашу группу письмо. Давайте прочитаем его (логопед достает из конверта письмо).

Дорогие, ребята!

Я слышал, что вы умные, находчивые, вежливые, послушные дети. Мне бы очень хотелось встретиться с вами. Поэтому я приглашаю вас к себе в Страну Знаний. Но путь туда нелегкий, вам предстоит преодолеть много трудностей. Найти дорогу в Страну Знаний вам поможет волшебная карта. С нетерпением жду вас.

Дед-Буквоед

- Ребята, вы хотите побывать в Стране Знаний»? (Да)

- Путь в Страну Знаний долгий и трудный. Попасть туда можно на волшебном поезде, который мы сделаем сами. Чтобы занять свои места в поезде, мы поиграем в игру «Цепочка».

2. Развитие словесно-логического мышления.

Логопед называет слова, относящиеся к одной лексической теме, дети должны продолжить цепочку этих слов и обобщить их.

«Цепочка»: Огурец, помидор, … Это? (Овощи)

Диван, кресло,… Это? (Мебель)

Мяч, кукла, … Это? (Игрушки)

Банан, яблоко,… Это? (Фрукты)

Сапоги, валенки,… Это? (Обувь)

Юбка, шорты, … Это? (Одежда)

После каждого правильного ответа логопед поощряет детей.

- Молодец, Денис, ты будешь машинист.

- Занимай свое место, Алина.

Остальные дети становятся пассажирами и поочередно встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего.

- Ребята, давайте посмотрим, куда показывает стрелка на нашей карте: Остановка №1. Итак, мы едем до первой остановки. Машинист, готов? В путь!

Хором: Уть-уть-уть – отправляемся мы в путь!

«Поезд» двигается по группе, доезжает до первой остановки.

3. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.

Остановка №1.

- Вот мы и доехали. Выходите из поезда. Посмотрите, какое странное дерево (берет записку, имитирует чтение).

- На лесной полянке выросло чудо-дерево. На нем вместо шишек висят картинки с изображением одежды. Нужно подобрать одежду для каждого времени года. Но сначала отгадайте загадки.

Загадки.

1. Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки.

(Это зима)

2. Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Это весна)

3. Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(Это лето)

4. Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Это осень)

- Молодец, Артем, ты правильно отгадал загадку. Ты будешь – Зима. (На голову детям надеваются маски-шапочки).

- Как называется одежда, которую мы носим зимой? (Эта одежда называется  зимняя). Аналогично: осенняя одежда, летняя одежда, весенняя одежда.

- Сейчас каждое время года снимет с чудо-дерева картинки со своей одеждой. Скажем вместе:

Хором: Раз, два, три, начни!

- Давайте посмотрим, какую одежду вы себе выбрали. (Дети раскладывают картинки на столе и отвечают).

- Что это? (Это шарф)

- Чей это шарф? (Это мой шарф)

- Это моя шуба. Это моя кофта. Это мой плащ и т. п.

- Молодцы, ребята. Я думаю, Дед-Буквоед будет доволен. Мы верно справились с первым заданием. Давайте посмотрим на карту. Стрелка показывает на цифру 2. Садимся в поезд и отправляемся дальше.

Хором: Ист-ист-ист – скорей в дорогу машинист!

Остановка №2. (Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, распространение предложений)

- Вот и вторая остановка (берет записку).

Игра «Кулинарный поединок».

- Дед-Буквоед просит, чтобы наши девочки-красавицы помогли ему разложить посуду и продукты, которые нужны для заваривания чая и приготовления щей. Даша будет брать посуду и продукты для щей, а Анжела – для чая.

Две девочки подходят к столу, остальные дети садятся на стульчики.

На столе стоят два подноса, накрытые салфетками. Логопед снимаем первую салфетку.

- Что стоит на подносе? (На подносе стоит посуда, и лежат приборы)

- Правильно. Вы по очереди будете брать посуду, которая вам нужна.

- Это мой чайник.

- Это моя кастрюля.

- Это моя сахарница.

- Это мой нож и т. п.

- Молодцы, девочки. Анжела, какая у тебя посуда? ( У меня чайная посуда)

- А у тебя, Даша, какая посуда? ( У меня столовая посуда)

- Хорошо. Что лежит на втором подносе? (Продукты)

- Отберите продукты, которые вам нужны.

- Это мой чай.

- Это моя картошка.

- Даша, какая твоя картошка?

- Это моя круглая картошка.

- Это мой сахар.

- Это мой перец.

- Даша, какой твой перец?

- Это мой красный горький перец.

- Это моя конфета.

- Анжела, какая твоя конфета?

- Это моя вкусная, большая конфета и т. п.

- Молодцы, девочки. Я думаю, Деду понравятся наши старания.

- Посмотрите, стрелка на карте показывает на цифру 3. Отправляемся к третьей остановке.

Хором: Ут-ут-ут – приключения нас ждут.

Остановка №3.

- Третья остановка называется «Вежливость». Дед-Буквоед знает, что мы с вами очень вежливые дети. Какие вежливые слова вы знаете? (Пожалуйста, здравствуйте, до свидания, простите, извините, спасибо и т. д.)

- Дед-Буквоед предлагает нам поиграть в «Лото». Чтобы получить картинку, нужно сказать вежливое слово «пожалуйста» и назвать, чья это картинка.

Логопед: «Машина».

Ребенок: «Дайте, пожалуйста, мою машину»

«Дайте, пожалуйста, моего мишку» и т. п.

- Молодцы, ребята, мы очень интересно поиграли в лото. Отправляемся дальше.

Остановка №4.

 Составление предложений с предлогом В, включение словосочетаний с местоимениями МОЙ, МОЯ в данные предложения.

Перед доской полукругом стоят стульчики, на которых лежат перевернутые картинки.

- Ребята, подойдите к стульчикам и возьмите картинки. Присаживайтесь на стульчики.

- Кто нарисован на картинках? (На картинках нарисованы животные).

- Правильно. Дед-Буквоед предлагает вам поселить этих животных в домики. В первом доме будут жить животные, про которых мы скажем МОЙ. А во втором – животные, про которых скажем МОЯ.

Дети расставляют картинки на наборном полотне в два ряда.

- Это моя корова.

- Где живет твоя корова?

- Моя корова живет в коровнике.

- Это мой медведь.

- Где спит твой медведь?

- Мой медведь спит в берлоге.

- Это мой волк.

- Это моя лиса и т. п.

- Молодцы. Назовите диких животных. (Лиса, медведь, белка, волк)

Назовите домашних животных (Корова, собака)

- Правильно.

Во время выполнения последнего задания логопед незаметно открывает спрятанную игрушку – Деда-Буквоеда.

- Ребята, посмотрите, кто появился! Это же Дед-Буквоед. Вот мы и добрались до него. Теперь он проводит нас в свою волшебную Страну Знаний.

Логопед изображает, как будто слушает сказочного персонажа, который оценивает деятельность каждого ребенка.

4. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе.

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе....

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Тема: «Диалоги о птицах»Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах. Задачи:Коррекционно-образовательные:- создать условия для получения детьми знаний о внешнем виде зи...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНРПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ» Автор: Ломанова Ирина ...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет...