Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бумбуль Светлана Александровна

Методическая разработка: конспект совместной  образовательной деятельности с детьми с ОНР  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhyvotnye.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: конспект совместной  образовательной деятельности с детьми с ОНР  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»

                                                Бумбуль Светлана Александровна

                                                                        учитель-логопед                                        ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида

Кировского района

города Санкт- Петербурга

                                                                                                                

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и систематизировать знания детей о весне, о поведении животных весной;

- расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами;

- расширить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;

- закреплять формы предложного падежа существительных;

- формировать умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление,   способности рассуждать на заданную тему;

- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,

- воспитывать чувство любви к природе и животным.

Оборудование:      аудиозапись  П. И. Чайковский "Времена года": "Весна", текст рассказа М. А. Богданов "Звери весной"; сюжетная картина «Весна в лесу», картинки для доски: белка, лиса, ёж, медведь, волк, заяц; картинки для игры «Кто где живет»; игрушки: белка, лиса, ёж, медведь, волк, заяц; мяч, магнитофон, массажные мячики; карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов, схемы предложения.

Современные образовательные технологии, используемые в ходе НОД:

- технология «Дидактический синквейн»,

- игровые технологии,

- технология здоровьесбережения,

- технология обучения в сотрудничестве.

Ход НОД:

I.Организационный момент.

 Звучит П.И. Чайковский «Времена года»: «Весна».
Л.: Отгадайте загадки. 

1.Кто по елкам ловко скачет 
И взлетает на дубы? 
Кто в дупле орехи прячет, 
Сушит на зиму грибы
(Белка.

2.Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой —  летом. (Заяц.)

3.На овчарку он похож. 
Что ни зуб – то острый нож! 
Он бежит, оскалив пасть, 
На овцу готов напасть. (Волк.) 
4.Сердитый недотрога 
Живет в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки ни одной. (Ёж.) 
5.Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой. (Медведь.)

6.Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса- А зовут ее (Лиса). 


 
II.  Основная часть. 

 1.Активизация и актуализация словаря по теме.

Л.: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? 

Д.: Мы будем говорить о диких животных. 

 Л.: А сейчас послушайте рассказ про жизнь животных весной.

ЗВЕРИ ВЕСНОЙ

  Весной звери просыпаются от зимней спячки. Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. Когда солнышко пригреет сильнее и проталин на пригорках появится уже больше, выходят и медведицы с медвежатами.

Просыпаются и ежи под ворохами листьев, где они спали с осени до самой весны.

   Весной линяют белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и тёплую зимнюю шубку на более лёгкую летнюю.

У лесных зверей весной появляются детёныши – лесные малыши.

                                                                              По М.Богданову.

Беседа по содержанию рассказа.  
Кто из зверей просыпается весной? 

Когда медведи выходят из берлоги?

Какие важные изменения происходят в жизни зверей весной?
Какие животные меняют свои шубки?


2.  Игра «Кто, где живет?». 

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка и т.д.)

и картинки с их жилищами (нора, дупло, берлога, куст, логово).
Л.: Я начинаю предложение и бросаю мяч. Вы ловите мяч,  повторяете моё 
предложение полностью  и заканчиваете  его. 

У зверей есть свои дома. 
Весной медведь выбирается из…(берлоги).  
Белка выглядывает из …(дупла).  
Лиса роет…(нору). 
Волк выбирается из ...(логова). 
Берлога – дом…(медведя). 
Дупло – дом…(белки). 
Нора – дом … (лисы). 
Логово – дом…(волка). 


 
3. Называние слов-признаков. Игра «Подбери словечко».

(Выставлены игрушки: лиса, медведь, еж, волк, заяц, белка).

Логопед берет в руки игрушку и объясняет правила игры.

Л.: Я назову слово-признак о белке, передам белочку тому, кто повторит мое слово и добавит свое слово-признак.

Слова-признаки.

Медведь (какой?) … бурый, косолапый, неуклюжий.

Волк (какой?) … злой, серый, зубастый.

Заяц (какой?) … длинноухий, трусливый, быстрый.

Лиса (какая?) … хитрая, рыжая, пушистая.

Белка (какая?) … ловкая, быстрая, запасливая.

Еж (какой?) … колючий, любопытный, пугливый.

4. Игра «Кто как голос подает?»

Л.: Скажите, как подают голос звери?

Что делает волк- … (воет).

Что делает лиса- …(тявкает).

Что делает медведь- …(ревет).

Что делает белка- …(цокает).

5. Называние слов-действий. Игра «Что делает?»

Л.: Ребята, как животные голос подают, вы знаете. А что еще делают дикие животные?

Что делает медведь? Бегает, переваливается, косолапит.

Что делает волк? Выслеживает, догоняет, охотится.

Что делает лиса? Бежит, крадется, ловит.

Что делает еж? Пыхтит, фыркает, защищается.

Что делает заяц? Убегает, прячется, петляет.

Что делает белка? Прыгает, грызет, прячет.

Дети с помощью логопеда подбирают слова-действия.

6.  Физкультминутка «Знакомство с лесными жителями» 

(Движения выполняются согласно тексту в кругу).

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята.

 И как мишка косолапый.

И как серый волк- волчище.

 И как заинька –трусишка,

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

7. Пальчиковая гимнастика «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик,                Дети крутят между ладонями массажные мячи.

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?                        Смотрят на мяч, держа его в ладонях.

Прыгнул шарик на дорожку -                Дети опускают руки, мячи падают и катятся

Оказалось… это еж!                                По полу.

8. Создание синквейна совместно с логопедом.

Л.: Посмотрите, на нашей доске размещены символы, по которым мы с вами составим рассказ о волке.

 (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-признаков, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета).

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\70107edfccbf.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\70107edfccbf.jpg

Л.: Начнем: назовите слово-предмет. 

Д.: Волк.
Л.: Вспомните слова – признаки, которые подходят к слову волк, назовите два слова-признака.

Д,: Злой, голодный.
Л.: Вспомните слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия, подходящие к слову волк.

Д.: Выслеживает, охотится, догоняет.
Л.: Дети, вспомните или придумайте предложение о волке.

 Д.: Волк - санитар леса.

Л.: Назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово волк.

Д.: Хищник.

9. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Л.: Ребята, а сейчас выберите себе картинку животного, которое вам понравилось, и присаживайтесь на ковер.  Пользуясь схемой на доске, расскажите о вашем животном. Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает свой рассказ, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа оценивают, говоря комплименты).

III. Итог занятия.

Л.: Давайте попробуем уточнить, о чем мы сегодня беседовали, с помощью нашей схемы.

Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию?

Д.: Животные.

Л.: Какие слова - признаки вы можете назвать?

Д.: Дикие, испуганные.

Л.: Какие слова действия?

Д.: Пробуждаются, линяют, ищут еду.

Л.: Какое предложение можно составить?

 Д.: У многих животных появляются детеныши.

Л.: Каким словом завершим всю тему?

Д.: Лес.

Л.: Итак, сегодня мы с вами говорили о диких животных. Давайте пожелаем им и всем нам радоваться наступающей весне и яркому солнышку! (Далее логопед говорит о достижениях детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"

Занятие по формированию  лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

Итоговое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"

Итоговое занятие по формировантю лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"...

24.04.2023 г. Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Рыбы»

2 год обучения, подготовительная логопедическая группа. Совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы»...

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Овощи"

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижени...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....