Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №98 комбинированного вида»
Конспект открытого занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи
Тема: «Пересказ русской народной сказки
«Лиса и журавль» (с элементами драматизации)»
Провела:
учитель-логопед I квалификационной категории
Машадаевой Н.Н.
Задачи:
1. Актуализировать и закрепить знания детей о поздней осени, перелетных птицах.
2. Познакомить с содержанием сказки «Лиса и Журавль», учить пересказывать сказку с опорой на схемы-пиктограммы по ролям.
3. Развивать словесно-логическое мышление (выделение 4-лишнего предмета, работа над смыслом пословицы «Как аукнется, так и откликнется»)
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Способствовать развитию психических процессов (внимания, памяти)
Оборудование: картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, сюжетная картинка к сказке «Лиса и журавль», текст сказки, наборное полотно, схемы (пиктограммы) к сказке, маски лисы и журавля.
Ход занятия
I.Организационный момент.
- Какое сейчас время года? (Сейчас поздняя осень)
- Назовите осенние месяцы.
- Сядет на свое место тот, кто назовет приметы поздней осени (Поздней осенью бывает холодно как зимой. По ночам поздней осенью бывают заморозки. Деревья стоят голые, потому что все листья уже облетели. Часто дует холодный северный ветер. и т.д.)
- Молодцы, ребята.
II.Развитие словесно-логического мышления. Закрепление знаний о перелетных птицах.
Игра «4-лишний»
На панно выставляются картинки:
ворона журавль воробей сорока
- Дети, рассмотрите картинки. Кто лишний? (Лишний журавль) Почему?
(Журавль лишний потому, что он перелетная птица, а синица, голубь, воробей – зимующие).
- Назовите еще перелетных птиц.
- Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Потому что зимой для них нет корма.)
- Когда перелетные птицы возвращаются с юга? (Весной)
III. Сообщение темы занятия.
- Молодцы, ребята. Скажите, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?(…)
Часто героями сказок являются животные, птицы, насекомые. Сегодня мы побываем в гостях у сказки, один из героев которой – Журавль. В ней говорится о том, как Лиса и Журавль ходили друг к другу в гости и что из этого получилось.
- Итак, мы отправляемся в сказочный лес. Встаньте, пожалуйста. Чтобы попасть в него, нужно сказать волшебные слова (хором):
Ты в ладоши хлопни:
Раз, два, три.
В гости к доброй сказке
За-хо-ди!
(Дети садятся полукругом на стульчики)
IV. Рассказывание сказки логопедом.
- Итак, послушайте сказку «Лиса и Журавль».
Логопед выставляет сюжетную картину и выразительно рассказывает русскую народную сказку «Лиса и Журавль».
V. Беседа по содержанию сказки.
- Ребята, понравилась вам сказка? Как она называется?
- Кто герои этой сказки?
- Как встретила Лиса Журавля?
- Почему Журавль не смог съесть угощение?
- Смогла ли Лиса поесть вдоволь в гостях у Журавля?
- Почему Лиса и Журавль перестали дружить?
VI. Словарная работа. Подбор синонимов.
- Ребята, в старину, очень давно некоторые слова звучали по-другому. Объясните, как вы понимаете такие слова (подбор синонимов – «Скажи иначе»)
Потчевать – угощать;
Не обессудь – извини;
Несолоно хлебавши – не получила того, что хотела, с пустыми руками.
VII. Физкульт. минутка.
«Журавли»
Встали братья на ходули, (Встать на носочки потянуться вверх)
Ищут корма на пути. (Наклоны вперед)
На бегу ли, на ходу ли (Бег на месте, ходьба на месте)
Им с ходулей не сойти. (Встать на носочки, потянуться вверх)
VIII. Работа над пословицами и поговорками (развитие словесно-логического мышления).
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется»? (Если ты делаешь кому-то плохо или ведешь себя с ним нечестно, некрасиво, то он ответит тебе тем же)
- Подходит ли эта пословица к сказке «Лиса и Журавль»? Почему? (Журавль проучил Лису, ответил ей тем же)
- Походит ли к содержанию сказки пословица «Пригласил слона – сделай большие ворота»? (Раз лиса пригласила к себе в гости Журавля, значит она должна была приготовить подходящее угощение
IX. Повторное рассказывание сказки логопедом с установкой на запоминание.
- Ребята, послушайте сказку еще раз. Потом вы попробуете рассказать ее.
X. Пересказ сказки с опорой на схемы-пиктограммы (с элементами драматизации).
- Ребята, давайте расскажем сказку. Помогут вам ее рассказать вот такие схемы.
Выбираются Лиса и Журавль. Логопед выставляет условные схемы, служащие планом для пересказа. Один из сильных детей выступает в роли автора.
- Молодцы, дети. Вы очень хорошо рассказали сказку. Сейчас нам пора возвращаться из сказочного леса.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и в садике опять!
XI. Итог. Оценивание деятельности детей.
- Ребята, где мы сегодня побывали? Понравилось вам путешествие в сказочный лес? В гостях у какой сказки мы были? Кто из героев вам понравился? Почему? Что бы вы пожелали лисе? Журавлю?
- Молодцы, вы хорошо рассказывали сказку. Я думаю, что мы еще не раз побываем в гостях у сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕОДАЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЛИЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
В наши дни телевизор, видео, компьютер прочно вошли не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. К такому выводу я пришла в результате бесед с родителями воспитанников. В последние годы родители ж...
Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...
Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи. Составление рассказа о зиме.
активизация предметного словаря по теме;развитие мышления - загадки;установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;развитие логического мышления;развитие произвольного внимания, памяти,...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"
Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи на теме: "Мой город Саранск"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи на тему: "Мой город Саранск"...
Открытое занятие в рамках ГМО учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ в условиях ФГОС». Тема: «Овощи и фрукты».
Открытое занятие в рамках ГМО учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ в условиях ФГОС».Тема: «Овощи и фрукты»....
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе. Этап: закрепление. Тема: В поисках сбежавшей одежды....