Публикация.Коррекция речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через народное устное творчество.
книга по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования материалов устного народного творчества в логопедической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: детский фольклор, дети с ОНР, коррекция, развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речи детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через народное устное творчество.

Платонова Н.М.

МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка»  nademad@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования материалов устного народного творчества в логопедической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: детский фольклор, дети с ОНР, коррекция, развитие речи.

В настоящее время является проблемой то, что  благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда, что современные дети  начинают поздно говорить и говорят плохо.  В последнее время явное недоразвитие речи или вообще отсутствие речи у 3 – 4 летних  детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Специалисты подчеркивают,  что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями и то, что взрослые разучились с ними разговаривать.  

Родители, общаясь со своими детьми, редко или вообще не используют поговорки, прибаутки, народные колыбельные песенки, а о пословицах не помнят многие взрослые, т.е родители не пользуются материалами  устного народного творчества.  В тоже время народное устное творчество обладает  способностью привлекать внимание ребенка уже в раннем возрасте к говорящему взрослому, к певучести речи, к словам. Использование малых фольклорных жанров: песен, потешек, прибауток, закличек, приговорок, считалок, дразнилок  помогает развить речь ребенка, мышление, внимание, память, устанавливать межличностные отношения, создает доброжелательную атмосферу.

Детский фольклор – это особенная область детского народного творчества.      С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы захватывают внимание ребенка, доставляют ему огромную радость и оказывают на малыша воспитательное воздействие. Простые по форме и содержанию  малые формы народного поэтического творчества держат  в себе огромные богатства – звуковые, речевые, смысловые.

С искусством народа детишек начинают знакомить с рождения, когда мама поет колыбельные песни, укладывая спать своего  ребенка. Колыбельная песня наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками – короткими стихотворениями, сопровождаемые движения ребенка в первые месяцы жизни: пестушка пальцами, ручками, ножками. Ребенок подрастает и  с ним можно выучить заклички и приговорки, скороговорки – это упражнения для улучшения артикуляции и выработки хорошей дикции.

 «Скороговорки – крошечные художественные произведения. На это работают и формы ритмической организации, и подчеркнута игра звуков, и многообразие сюжетных ситуаций» - пишет о скороговорке М.Ю. Новицкая.

В наши дни логопеды широко используют скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков в произношении детей, так как короткие рифмованные тексты хорошо запоминаются и часто отличаются от обычных логопедических упражнений юмористическим содержанием. 

Любимое занятие детей - отгадывание загадок.  Загадки разнообразны и по тематике, и по содержанию.  Например,  в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко.  В другой загадке говорится  о характере его движения: По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком.  В третьей загадке говорится о способности менять окраску: Зимой беленький, летом серенький. Народная загадка краткая, так как она должна была сохраниться только в памяти народа.  Загадка дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Загадки развивают  чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями. Особую роль в развитии речи детей играют пословицы и поговорки . Пословицы ясно и доходчиво передают большую и сложную мысль, речь благодаря им приобретает остроту и выразительность. Взрослым только остается правильно донести до детей смысл пословиц и поговорок. Дети дошкольного возраста очень любят считалки. Считалка – это счет. Счетом решали, кому водить. Счет в считалке условный, понятный только играющим. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. Многие слова устного народного творчества для детей могут быть и непонятны, но мелодикой речи дети могут насладиться. Важно помнить и о народных подвижных  играх.  Они являются  средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, развития моторики, ценных морально-волевых качеств. 
Игры подбираются с учетом поставленных логопедических задач, с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Как же научиться использовать в речи материалы устного народного творчества? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть, и играть. Ведь скороговорки, считалки, дразнилки – все это в первую очередь игры.  Правила игры заключены в его назначении и  содержании.

        Мы, логопеды пришли к выводу, что в логопедической  работе  с детьми с ОНР  можно и нужно применить устное народное творчество, все виды малых фольклорных жанров по коррекции и развитию речи детей с ОНР:

  1. Для формирования  звуковой культура речи, лексико-грамматического строя речи, связной  речи  используем   фольклорный  материал: песенки, потешки, прибаутки, заклички, поговорки, считалки, дразнилки, пословицы, народные игры,
  2. На материале устного народного творчества разработали упражнения для

а)  артикуляционной  гимнастики;

б) автоматизации звуков;

 в) дифференциация звуков.

3. На материале устного народного творчества разработали упражнения для развития моторной и эмоционально-волевой сферы

а) развитие мелкой моторики рук;

б) развитие общей моторики, координации речи и движений, темпа и ритма речи.

Знакомя детей с общим недоразвитием речи с устным народным творчеством, взрослые: логопеды, родители, педагоги ДОУ  решают и образовательные, и коррекционные, и воспитательные задачи: развивают у детей интерес, внимание к окружающему миру, народному слову, к обычаям своего народа. У детей развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащается знания о природе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004..
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Загадки. Пословицы. Поговорки / Сост. К. и Д. Солертовские – М.: ООО «Гамма – С. А.», ООО «Гамма Пресс 2000», 2000.
  4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Л.Е.Стрельцова «Литература и фантазия».- М. Просвещение. 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Формирование речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи, через реализацию исследовательских мини-проектов (из опыта работы)

В тезисной статье рассказывется о реализации исследовательских мини - проектов с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....