речевая карта для детей с ОНР (Филичева, Чиркина)
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Темник Анастасия Игоревна

речевая карта для детей с  ОНР (Филичева, Чиркина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_dlya_obsledovaniya_detey_s_onr.docx69.81 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №  9 «Лесовичок»

         Речевая карта обследования ребенка с ОНР. Карта составлена с учетом рекомендаций программы Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.

Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.

В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.

Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении  всего коррекционного периода.

Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:

  • 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;
  • 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);
  • 1 балл - тестовое задание не выполнено.

По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:

Сумма баллов Количество заданий

По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:

Сумма средних баллов по разделам Количество разделов

Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:

  • 1 балл – ОНР 1 уровня;
  • более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня;
  • 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня;

-           2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня.

Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной .

Ф.И.О.         

Дата рождения                 Домашний адрес           Дата поступления         Откуда поступил          Заключение специалистов:

Невропатолога                         Окулиста                 Отоларинголога                         Психолога         

Сведения о семье:

Мать/ФИО                 Возраст                 Образование         Место работы, должность                  Отец/ФИО                 Возраст                 Образование         Место работы, должность                            Речь родителей и других членов семьи                           Наличие других детей в семье                   АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей         

Возраст матери при рождении ребенка         От какой беременности ребенок         

Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)                                                           Травмы                                                         Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма                                           Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция                                             Травмы во время родов                                          Асфиксия: белая, синяя         Крик: был, нет         

Резус-фактор(положительный, отрицательный) Вес при рождении         

Перенесенные заболевания: до 1 месяца                          до года         после года                          до 3 лет                 после 3 лет                          Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре                  Раннее физическое развитие

Стал держать голову         (1,5м)Ползать         (5м) Сидеть         (6м)Ходить         (до1) Первые зубы         (6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений                         

Раннее речевое развитие

Гуление         (2-3м) Лепет         (4-8) Первые слова         (1г.) Первая фраза          Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине                          

Использование жестов         Наличие двуязычия в семье         

Обращались ли к логопеду, результат          

Строение и подвижность артикуляторного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Мимические движения (под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет)

Поднять брови

Нахмурить брови

Прищурить глаза

Надуть-втянуть щеки

Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание,

расщелина, шрамы

Улыбка-трубочка

Оскал

Вибрация – «тпру»

Зубы: норма, редкие,

кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют

Качественная характеристика

Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания

Широкий удержание

«лопаткой»

Узкий удержание 5 сек

«жало»

Узкий: влево-вправо

Широкий: вверх-вниз

Кончиком обвести губы

«Цоканье»

Итого баллов:

Качественная характеристика

Объем движений: полный, неполный          Точность движений: сохранна, нарушена                  Тонус: сохранен, повышенный, пониженный                   Темп движений: нормальный, медленный, быстрый                   Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений

Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)         

Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный         

Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель          Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания

Общее звучание речи (качественная характеристика)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Речевой выдох: достаточный,

укороченный, речь на вдох

Голос: норма, высокий, низкий,

громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком

Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный,

дисритмия

Паузация: правильная,

нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки

Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6 -7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Покажи ушки(2

– 3 пальчика)

правая

левая

обе

Покажи рожки (2 – 5

пальчиков)

правая

левая

обе

Сложи кольцо 1-2,3,4,5

правая

левая

обе

х

«Игра на рояле»

правая

левая

обе

Кулак, ребро, ладонь

правая

Х

левая

Застежка

Шнуровка

Итого баллов:

Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)

Звуки

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало год

Конец года

Б-М-П

В-Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

Й (Е-Ё-Ю-Я)

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Фонематическое восприятие (повтори, покажи)

Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

па-ба

ба-па

та-да

да-та

ка-га

га-ка

та-да-та

да-та-да

Х

ка-га-ка

га-ка-га

са-ша

за-жа

мишка – мышка

бочка – почка

лук-люк

трава – дрова

крыса – крыша

жар-шар

коса – коза

рожки-ложки

Итого балов:

Языковой анализ и синтез

Речевой материал

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Какой первый звук в слове?

облако, иголки, аист

Какой звук в конце слова?

пила, грибы, очки

Какой звук в конце слова ?

Кошка, автобус, дом

Х

Какой звук в начале слова?

танк ,коза, санки

Сколько звуков в слове?

кот, стул, лимон

Составь слово из звуков:

К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а.

Итого баллов:

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)

Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

пуговица

кукуруза

гусеница

самокаты

милиционер

Х

велосипед

сковорода

телевизор

Мальчики слепили снеговика

Водопроводчик чинит водопровод

Х

На перекрестке стоит регулировщик

Итого баллов:

Состояние лексико- грамматического строя речи Импрессивная речь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Выполнение инструкций

Закрой книгу

Достань ручку

Достань ручку и положи

ее на тетрадь

Понимание предложений с причинно-

следственной связью

Петя ударил Васю. Кому

больно?

Володя сломал карандаш, который ему подарила

Оля. Что было раньше?

Х

Понимание изменения числа сущ-х

в предложении

Покажи, где самолеты летят,

где самолет летит

Покажи, где ракета

взлетает, где ракеты взлетают

Понимание

падежных

Покажи карандашом

ручку

окончаний существитель-

ных

Покажи карандаш ручкой

Покажи дочку мамы

Х

Покажи маму дочки

Понимание предлогов (покажи где:)

Кот идет к дому

Кот в доме

Кот перед домом

Кот вылезает из трубы

Кот выглядывает из-за

крыльца

Х

Итого баллов:

Экспрессивная речь

Активный словарь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Словарь существительных

«посуда»

«Мебель»

«Овощи»

«Фрукты»

«Дикие, домашние животные»

«Транспорт»

Х

«деревья»

«инструменты»

«Бытовая техника»

«школьные принадлежности»

Называние и показ частей объектов

Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос,

рот, глаза

б) локоть, колено, ноготь

в) затылок, запястье,

подбородок

Х

Стул: спинка, сиденье, ножка

Чайник: донышко, носик,

крышка, ручка

Х

Глагольный словарь

Назвать действие предмета (что делает?)

летит

скачет

стучит

рисует

умывается

шьет

Х

вяжет

вышивает

варит

жарит

печет

Словарь признаков

Подбор антонимов

Черный - белый

Сладкий -кислый

Твердый -мягкий

Большой -маленький

Высокий -низкий

Х

Длинный -короткий

Широкий -узкий

Толстый -тонкий

Какой по форме?

Треугольный

Овальный

Круглый

Квадратный

Прямоугольный

Какой по цвету?

Основные цвета

Оттенки цветов

Х

Какой по вкусу?

Лимон

Клубника

Рябина

Итого баллов:

Грамматический строй речи Обследование словообразовательных навыков

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Образование сущ-х с уменьшительно

-ласкательным значением

ключ-ключик

Звезда- звездочка

Пуговица- пуговичка

С увеличитель- ным значением

дом

Х

рука

усы

Образование Притяжатель- ных прилагатель- ных

Чей хвост?

Чья голова?

Чьи уши?

Образование прилагатель- ных от существи- тельных (из чего сделано?)

Шкаф из дерева

Машина из железа

Чашка из фарфора

Х

Шапка из

шерсти

Образование глаголов с помощью приставок: ехать,бе- жать, лететь

При-

У-

За-

Пере-

Х

Итого баллов:

Словоизменение

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Изменение

сущ-х по падежам (с. 237-247)*

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Изменение

прилагательных по родам (249)*

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

Изменение

сущ-х по числам (253-260)*

Лампа -лампы

Стол -столы

Яйцо -яйца

Лоб -лбы

Х

Ухо -уши

Мн. число сущ-х в родительном падеже

(нет чего?)

вишня

ведра

блюдца

парты

Х

Согласование сущ- х с числительными (1, 2, 5) с.261*

карандаш

яблоко

тетрадь

Х

Итого баллов:

                                                          Исследование связной речи

Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Составить предложения по картинке (с.271)*

Составить рассказ по картинке (с.273)*

Составить рассказ по серии картинок (с.275)*

Пересказ: «Белочка и зайчик» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик

– морковку, капусту.

Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.

Х

Качество пересказа

Уровень необходимой помощи

Итого баллов:

Познавательные процессы

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Счетные операции

Счет прямой и обратный

Сосчитать сколько предметов

нарисовано (225)*

Назвать по порядку(227)*

Сколько лап у кошки?

Сколько лап у петуха?

Ориентировка в пространстве

высоко

низко

далеко

близко

слева

справа

Слева внизу

Х

Слева вверху

Справа внизу

Справа вверху

Ориентировка во времени

Какое время года?(217)*

В какое время суток дети идут в

детский сад?(223)*

Когда ребята идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

Назвать дни недели

Х

Мышление

Составление из частей целого

Из 6-8

Из 8-10

Выделение лишнего предмета

Итого баллов:

  • «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой

Средний балл:         

Логопедическое заключение

Дата                 Логопед 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР

Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте

На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...

Речевая карта ТНР детей 5-7 лет

Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...

Речевая карта для детей с заиканием

Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...