«Использование ИКТ и технических средств с учётом коррекционно-логопедической диагностики в рамках взаимодействия специалистов в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)»
статья по логопедии

Кобзарь Наталия Юрьевна

Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного педагога: каждый должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и быть способным применять их в образовательном процессе.

Введение в действие ФГОС предполагает воспитание и развитие у воспитанников новых качеств и ценностей.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют не только проблемы с развитием речи, у них также отмечаются:

- различная степень моторного недоразвития;

- нарушения высших психических функций;

- нестабильное психоэмоциональное состояние;

- недостаточно сформированы пространственные представления;

- часто снижен интерес к обучению и работоспособность.

Поэтому для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами необходимы нестандартные подходы и новые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kobzar_n.yu_.docx224.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 Пушкинского района СПб

Доклад к презентации

«Использование ИКТ и технических средств с

 учётом коррекционно-логопедической диагностики

в рамках взаимодействия специалистов

в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)»

В рамках кустового методического объединения групп компенсирующей направленности Пушкинского района Санкт-Петербурга

Наталия Юрьевна Кобзарь,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

март 2021 года

Разрешите представить Вам опыт работы «Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств с учётом коррекционно-логопедической диагностики в рамках взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного человека: каждый должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, и быть способным применять их в деятельности.

В последнее время увеличивается количество детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Поэтому остро встаёт вопрос об изучении индивидуальных особенностей воспитанников с ТНР, поступивших в группы компенсирующей направленности по решению ТМППК. Количество детей в таких группах увеличилось, время на обследование сократилось, но при этом учителю-логопеду необходимо провести качественный и количественный анализ всех компонентов речи детей.

В своей работе мы используем методику обследования Н.В. Нищевой, все результаты заносим в речевую карту, это длительный и кропотливый труд.

Чтобы ускорить обработку полученных данных в ходе логопедической диагностики, мы перенесли все задания методики обследования в программу Microcoft Exsel, которая позволяем учителю-логопеду сократить время в обработке качественных результатов, а так же, правильно и быстро сделать количественный анализ, построить диаграммы и схемы.

Цель - оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развитии, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам. 

Задачи:

  1.  выявление механизмов, лежащих в основе нарушения речевого развития;
  2.  квалификация нарушения речи;
  3.  определение степени его выраженности.

Логопедическое обследование проводим поэтапно по системе, предложенной Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991).

Этапы:  

1 этап - Ориентировочный этап – на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком.

2 этап - Дифференцировочный этап - включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.

3 этап – Основной - Обследование всех компонентов языковой системы

4 этап - Заключительный (уточняющий этап) - Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Во время проведения логопедической диагностики учитель-логопед использует разнообразные методы:

  • изучение медицинской документации;
  •  опрос родителей;
  •  беседа с ребенком;
  •  динамическое наблюдение за ребенком;
  •  игра;
  •  количественный и качественный анализ результатов.

В программе Microcoft Exsel на каждого ребёнка группы создан протокол, в котором фиксируются все полученные данные. Итоговые числа заносятся в сводную таблицу, и программа подсчитывает средний показатель по группе в процентах.

По результатам логопедической диагностики у детей с тяжёлыми нарушениями речи выявлены не только проблемы с развитием речи,   а так же отмечаются: нарушения ВПФ, нестабильное психоэмоциональное состояние, различная степень моторного недоразвития, недостаточно сформированы пространственные представления, часто снижен интерес к обучению и работоспособность.

На основании результатов обследования все участники коррекционно-образовательного процесса разрабатывают рабочие программы, план взаимодействия, индивидуальные маршруты на каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Учитель-логопед знакомит родителей с результатами логопедического обследования.

Введение в действие ФГОС предполагает воспитание и развитие у воспитанников новых качеств и ценностей.

Для повышения эффективности педагогической работы с детьми-логопатами необходимы нестандартные подходы и применение новых технологий и различных технических средств, но возникает проблема целесообразности использования цифровых технологий и технических средств в коррекционно-педагогической деятельности и поэтому возникает противоречие между пользой их применения и вредными факторами:

ПРОБЛЕМА

ВРЕД

ПОЛЬЗА

  • отсутствие живого общения;
  • портится зрение;
  • возникает патологическая зависимость;
  • вредное облучение;
  • искривление осанки.
  • увеличение количества подаваемой наглядности при изучении и закреплении материала;
  • получение мотивации;
  • активизация познавательной деятельности;
  • расширяет возможности педагога и ребёнка в познании нового;
  • привлекательность для детей;
  • наглядный результат детской деятельности;
  • направленность общества на развитие цифровых технологий.

Анализируя полученные результаты пришли к выводу, что в работе с детьми дошкольного возраста, введение в коррекционно-образовательный процесс цифровых технологий  и технических средств, должно использоваться в рамках взаимодействия всех участников, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, совместная деятельность должна быть мотивированной, виден её конечный результат, а так же дозированно и при чётком контроле педагога.

Используя цифровые технологии  и техничесие средства в работе детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, опираемся на принципы, которые наполнены новым содержанием:

  • принцип активности ребёнка – используя икт, стимулируется активность детей, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения и использования анимационных эффектов.
  • принцип наглядности – позволяет активизировать наглядно-образное мышление детей: одновременно рассмотреть,  услышать и совершить определенные действия с предметом или объектом.
  • принцип доступности – отбор материала, форм и методов деятельности детей должен соответствовать их индивидуальным особенностям.
  • принцип научности –  позволяет ребёнку самостоятельно осуществить переход от явления, к сущности изучаемого, даёт возможность сформулировать научное познание.  
  • принцип развивающего и дифференцированного обучения – сочетание разных форм организация образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
  • принцип систематичности и последовательности – усвоение учебного мматериала идет в определенном порядке и системе.
  • принцип индивидуального обучения – позволяет реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом его возрастных, личностных и психологических особенностей.
  • принцип интерактивности – использование разнообразных технических средств, форм и методов в работе с детьми.

                Реализуя задачи рабочих программ во время проведения НОД и индивидуальной работы мы используем различные технические средства: Mimio доску, Mimio стол, ноутбук, телевизор, микрофон, музыкальный центр, колонку, так же готовые компьютерные программы и игры:

  • программа на основе технологии  «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования; 
  • программа «Развитие речи. Учимся Говорим правильно»;  
  • логопедическая коррекционная программа  «Игры для Тигры».  

                        Педагогами группы создаются авторские Mimio-проекты, программы-презентации в Power Point (игры-триггеры, игры-квесты), используются электронные энциклопедии (http://ya-uznayu.ru; http://potomy.ru; https://chudo-udo.info/pochemuchka) и логопедические онлайн ресурсы (www.logozavr.ru; https://viki.rdf.ru; www.solnet.ru; www.detiseti.ru; www.teremoc.ru; www.lohmatik.ru; http://mersibo.ru)

        Разрабатывая план взаимодействия всех специалистов, которые работают в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, мы сформулировали цель деятельности.

Цель: повышать качество коррекционного образования посредством использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств.

Задачи:

  1. Формировать мотивацию, поддерживающую интерес во время проведения НОД, коррекционной работы в режимных моментах  и совместной деятельности, а так же  во время вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда.
  2. Способствовать формированию речевой, познавательной активности и самостоятельности у детей с ТНР.
  3. Способствовать приобретению детьми практических навыков работы с интерактивным оборудованием и техническими средствами.
  4. Развивать позитивные личностные качества ребёнка, его индивидуальный и эмоциональный потенциал.
  5. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью при работе с интерактивным оборудованием.

Достижение цели и задач осуществляется в тесной взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.  

Для достижения цели нашей работы, нами были выбраны основные направления взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы:

  1. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда
  • проговаривание слогов, слов, чистоговорок, предложений, коротких рассказов, стихов скороговорок на закрепляемый звук;
  • упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха, звуко-слоговом анализе и синтезе;
  • повторение лексико-грамматических упражнений по изучаемой лексической теме;
  • упражнения на развитие общей и мелкой моторики, дыхания, внимания, памяти и мышления.
  1. Взаимодействие в режимных моментах и совместной деятельности - для создания интереса и увеличения качества коррекционной работы, мы используем разнообразные помещения ДОУ: соляную пещеру, сенсорную комнату.
  • проведение артикуляционной гимнастики с элементами дыхательной и голосовой, а так же пальчиковой гимнастики – 3 – 5 раз в день;
  • релаксационные моменты с прослушиванием аудиосказок и классической музыки.
  1. Взаимодействие в работе с родителями воспитанников с целью их активного привлечения   к сотрудничеству, для приобретения специальных педагогических знаний и успешной коррекции речевых нарушений у детей. Эта работа запланирована по трём блокам:
  • информационный (сайт ДОУ, электронная почта, буклеты в Microsoft Publisher);
  • консультативный (телемост (Zoom, Яндекс-телемост), электронная почта, создание электронного журнала группы; дистанционные онлайн консультации (группа в VК «Светлячки»);
  • включение родителей в совместную деятельность (- создание «Семейной медиатеки»; создание тематических презентаций; создание электронного портфолио ребенка).

В конце учебного года, учитель-логопед проводит итоговую диагностику, с целью оценки успешности проведённой коррекционно-педагогической работы и сформированности речи воспитанников. Количественные и качественные полученные результаты отражаются в сводной таблице.

Анализ полученных данных убедительно свидетельствует о том, что проводимая коррекционная работа по исправлению речевых нарушений у детей группы на основе развития механизма компенсации с одновременным раскрытием их индивидуальных возможностей и способностей дает положительные результаты.

Показатели звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи значительно улучшились у всех детей группы.

О качестве нашей работы свидетельствуют многочисленные победы детей в многочисленных конкурсах различных уровней. Особенно радуют призовые места в конкурсах чтецов.

Перед началом  работы с ИКТ и техническими средствами все педагоги ознакомились с требованиями СаНПиН и правилами техники безопасности.

Требования СаНПиН при работе с техническим оборудованием

п.2.4.5 СП:

НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ телефоны и

компьютеры с монитором на основе электронно-лучевой трубки!!

НЕДОПУСТИМО проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

  1. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА: диагональ – не меньше 165,1 см; время использования доски – непрерывно 7 минут, в течении дня – не больше 20 минут;
  2. КОМПЬЮТЕР ИЛИ НОУТБУК: диагональ – 39,6 см; время использования – 15 и 20 минут;
  3. ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАНЕЛЬ ИЛИ ПЛАНШЕТ: диагональ – от 26, 6 см; время использования  -  5-10 минут; зрительная дистанция до экрана должна быть не менее 50 см;
  4. ТЕЛЕВИЗОР (только новые модели): технические характеристики экрана - диагональ 59 - 69 см., высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м, расстояние до экрана - не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м;
  5. НАУШНИКИ: непрерывно в них находиться могут воспитанники не более 1 часа. Уровень громкости не должен превышать 60 % от максимальной. Если используются внутриканальные наушники, то у каждого ребёнка они должны быть индивидуальные;
  6. Работа с интерактивным оборудованием -  не более двух раз в неделю;
  7. Обязательное проведение гимнастики для глаз.

Требования СанПиН при работе в сенсорной комнате

  1. Сенсорная комната должна соответствовать техническим и методическим требованиям.
  2. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия, количественный состав группы: до 6 человек.
  3. Продолжительность занятий с одним ребенком или подгруппой – до 15-25 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

  • при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы;
  • дети, страдающие ранним детским аутизмом(возможна только индивидуальная работа);
  • дети пережившие психическую травму(возможна только индивидуальная работа);  
  • дети с сочетанной патологией (возможна только индивидуальная работа);
  • дети с непереносимостью (избирательностью) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм).
  • дети с гипервозбудимостью (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
  • тревожные дети – при работе с ними следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Требования СанПиН при работе в соляной пещере

СанПиН введены строгие требования относительно площади, которую следует содержать в чистоте: 6 кв. м на 1 место, но не менее 18 кв. м.

Для поддержания непрерывного лечебного фактора необходимо соблюдать следующие правила чистоты:

  • ежедневно очищать галогенератор;
  • проветривать помещение после каждого сеанса галотерапии;
  • обеспечивать должную вентиляцию и кондиционирование помещения;
  • поддерживать температуру воздуха в пределах 18-24 °С;
  • контролировать влажность на уровне не ниже 60 %;
  • следить за состоянием соляного покрытия и заменять его при необходимости.

Рекомендации:

  • посещение проходит курсом: 10 дней подряд по 20 минут;
  • посещение только после тщательного медицинского осмотра;
  • перед посещение обязательно с детьми провести беседу, рассказать, что это волшебная комната, и те детки, которые там побывают, выйдут оттуда здоровыми;

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: грипп, ОРВИ, высокая температура, любые болезни крови, обострения бронхолёгочных заболеваний, гипертоническая болезнь, острые и хронические заболевания почек, наличие или подозрение на новообразования и другие.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ посещение комнаты,  если у ребенка туберкулез, порок сердца, психическое заболевание, эпилепсия.

Литература

  1. Бартенева Т.П. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. 2009
  2. Вренева Е. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (Дошкольное воспитание. 2010. №12)
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М., 2005 г.
  4. Денисова Т. Компьютер в дошкольном учреждении (Дошкольное воспитание. 2011. №2)
  5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. (Дефектология. – 1998)
  6. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет); Наглядно-методическое пособие. – СПб., 2017.
  7. Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) -  СПб., 2016.
  8. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. - СПб, 2004 г.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004 г.
  10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. – М., 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"

"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, ориентиров дошкольников, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Статья " Роль взаимодействия специалистов в работе с детьми с ТНР"

В статье освещается значимость взаимодействия педагогов в работе с детьми, имеющими тяжелын нарушения речи"...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ТНР. Консультация

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели - важно обеспечивать слаженную работу и взаимодействие каждого из них друг с другом. Все специалисты работают единой командой, здесь не может быть кого-т...