«Использование ИКТ и технических средств с учётом коррекционно-логопедической диагностики в рамках взаимодействия специалистов в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)»
статья по логопедии
Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного педагога: каждый должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и быть способным применять их в образовательном процессе.
Введение в действие ФГОС предполагает воспитание и развитие у воспитанников новых качеств и ценностей.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют не только проблемы с развитием речи, у них также отмечаются:
- различная степень моторного недоразвития;
- нарушения высших психических функций;
- нестабильное психоэмоциональное состояние;
- недостаточно сформированы пространственные представления;
- часто снижен интерес к обучению и работоспособность.
Поэтому для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами необходимы нестандартные подходы и новые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kobzar_n.yu_.docx | 224.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Пушкинского района СПб
Доклад к презентации
«Использование ИКТ и технических средств с
учётом коррекционно-логопедической диагностики
в рамках взаимодействия специалистов
в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)»
В рамках кустового методического объединения групп компенсирующей направленности Пушкинского района Санкт-Петербурга
Наталия Юрьевна Кобзарь,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
март 2021 года
Разрешите представить Вам опыт работы «Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств с учётом коррекционно-логопедической диагностики в рамках взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи».
Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного человека: каждый должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, и быть способным применять их в деятельности.
В последнее время увеличивается количество детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Поэтому остро встаёт вопрос об изучении индивидуальных особенностей воспитанников с ТНР, поступивших в группы компенсирующей направленности по решению ТМППК. Количество детей в таких группах увеличилось, время на обследование сократилось, но при этом учителю-логопеду необходимо провести качественный и количественный анализ всех компонентов речи детей.
В своей работе мы используем методику обследования Н.В. Нищевой, все результаты заносим в речевую карту, это длительный и кропотливый труд.
Чтобы ускорить обработку полученных данных в ходе логопедической диагностики, мы перенесли все задания методики обследования в программу Microcoft Exsel, которая позволяем учителю-логопеду сократить время в обработке качественных результатов, а так же, правильно и быстро сделать количественный анализ, построить диаграммы и схемы.
Цель - оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развитии, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам.
Задачи:
- выявление механизмов, лежащих в основе нарушения речевого развития;
- квалификация нарушения речи;
- определение степени его выраженности.
Логопедическое обследование проводим поэтапно по системе, предложенной Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991).
Этапы:
1 этап - Ориентировочный этап – на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком.
2 этап - Дифференцировочный этап - включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.
3 этап – Основной - Обследование всех компонентов языковой системы
4 этап - Заключительный (уточняющий этап) - Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
Во время проведения логопедической диагностики учитель-логопед использует разнообразные методы:
- изучение медицинской документации;
- опрос родителей;
- беседа с ребенком;
- динамическое наблюдение за ребенком;
- игра;
- количественный и качественный анализ результатов.
В программе Microcoft Exsel на каждого ребёнка группы создан протокол, в котором фиксируются все полученные данные. Итоговые числа заносятся в сводную таблицу, и программа подсчитывает средний показатель по группе в процентах.
По результатам логопедической диагностики у детей с тяжёлыми нарушениями речи выявлены не только проблемы с развитием речи, а так же отмечаются: нарушения ВПФ, нестабильное психоэмоциональное состояние, различная степень моторного недоразвития, недостаточно сформированы пространственные представления, часто снижен интерес к обучению и работоспособность.
На основании результатов обследования все участники коррекционно-образовательного процесса разрабатывают рабочие программы, план взаимодействия, индивидуальные маршруты на каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Учитель-логопед знакомит родителей с результатами логопедического обследования.
Введение в действие ФГОС предполагает воспитание и развитие у воспитанников новых качеств и ценностей.
Для повышения эффективности педагогической работы с детьми-логопатами необходимы нестандартные подходы и применение новых технологий и различных технических средств, но возникает проблема целесообразности использования цифровых технологий и технических средств в коррекционно-педагогической деятельности и поэтому возникает противоречие между пользой их применения и вредными факторами:
ПРОБЛЕМА | |
ВРЕД | ПОЛЬЗА |
|
|
Анализируя полученные результаты пришли к выводу, что в работе с детьми дошкольного возраста, введение в коррекционно-образовательный процесс цифровых технологий и технических средств, должно использоваться в рамках взаимодействия всех участников, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, совместная деятельность должна быть мотивированной, виден её конечный результат, а так же дозированно и при чётком контроле педагога.
Используя цифровые технологии и техничесие средства в работе детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, опираемся на принципы, которые наполнены новым содержанием:
- принцип активности ребёнка – используя икт, стимулируется активность детей, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения и использования анимационных эффектов.
- принцип наглядности – позволяет активизировать наглядно-образное мышление детей: одновременно рассмотреть, услышать и совершить определенные действия с предметом или объектом.
- принцип доступности – отбор материала, форм и методов деятельности детей должен соответствовать их индивидуальным особенностям.
- принцип научности – позволяет ребёнку самостоятельно осуществить переход от явления, к сущности изучаемого, даёт возможность сформулировать научное познание.
- принцип развивающего и дифференцированного обучения – сочетание разных форм организация образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
- принцип систематичности и последовательности – усвоение учебного мматериала идет в определенном порядке и системе.
- принцип индивидуального обучения – позволяет реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом его возрастных, личностных и психологических особенностей.
- принцип интерактивности – использование разнообразных технических средств, форм и методов в работе с детьми.
Реализуя задачи рабочих программ во время проведения НОД и индивидуальной работы мы используем различные технические средства: Mimio доску, Mimio стол, ноутбук, телевизор, микрофон, музыкальный центр, колонку, так же готовые компьютерные программы и игры:
- программа на основе технологии «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования;
- программа «Развитие речи. Учимся Говорим правильно»;
- логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
Педагогами группы создаются авторские Mimio-проекты, программы-презентации в Power Point (игры-триггеры, игры-квесты), используются электронные энциклопедии (http://ya-uznayu.ru; http://potomy.ru; https://chudo-udo.info/pochemuchka) и логопедические онлайн ресурсы (www.logozavr.ru; https://viki.rdf.ru; www.solnet.ru; www.detiseti.ru; www.teremoc.ru; www.lohmatik.ru; http://mersibo.ru)
Разрабатывая план взаимодействия всех специалистов, которые работают в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, мы сформулировали цель деятельности.
Цель: повышать качество коррекционного образования посредством использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств.
Задачи:
- Формировать мотивацию, поддерживающую интерес во время проведения НОД, коррекционной работы в режимных моментах и совместной деятельности, а так же во время вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда.
- Способствовать формированию речевой, познавательной активности и самостоятельности у детей с ТНР.
- Способствовать приобретению детьми практических навыков работы с интерактивным оборудованием и техническими средствами.
- Развивать позитивные личностные качества ребёнка, его индивидуальный и эмоциональный потенциал.
- Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью при работе с интерактивным оборудованием.
Достижение цели и задач осуществляется в тесной взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Для достижения цели нашей работы, нами были выбраны основные направления взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы:
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда
- проговаривание слогов, слов, чистоговорок, предложений, коротких рассказов, стихов скороговорок на закрепляемый звук;
- упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха, звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений по изучаемой лексической теме;
- упражнения на развитие общей и мелкой моторики, дыхания, внимания, памяти и мышления.
- Взаимодействие в режимных моментах и совместной деятельности - для создания интереса и увеличения качества коррекционной работы, мы используем разнообразные помещения ДОУ: соляную пещеру, сенсорную комнату.
- проведение артикуляционной гимнастики с элементами дыхательной и голосовой, а так же пальчиковой гимнастики – 3 – 5 раз в день;
- релаксационные моменты с прослушиванием аудиосказок и классической музыки.
- Взаимодействие в работе с родителями воспитанников с целью их активного привлечения к сотрудничеству, для приобретения специальных педагогических знаний и успешной коррекции речевых нарушений у детей. Эта работа запланирована по трём блокам:
- информационный (сайт ДОУ, электронная почта, буклеты в Microsoft Publisher);
- консультативный (телемост (Zoom, Яндекс-телемост), электронная почта, создание электронного журнала группы; дистанционные онлайн консультации (группа в VК «Светлячки»);
- включение родителей в совместную деятельность (- создание «Семейной медиатеки»; создание тематических презентаций; создание электронного портфолио ребенка).
В конце учебного года, учитель-логопед проводит итоговую диагностику, с целью оценки успешности проведённой коррекционно-педагогической работы и сформированности речи воспитанников. Количественные и качественные полученные результаты отражаются в сводной таблице.
Анализ полученных данных убедительно свидетельствует о том, что проводимая коррекционная работа по исправлению речевых нарушений у детей группы на основе развития механизма компенсации с одновременным раскрытием их индивидуальных возможностей и способностей дает положительные результаты.
Показатели звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи значительно улучшились у всех детей группы.
О качестве нашей работы свидетельствуют многочисленные победы детей в многочисленных конкурсах различных уровней. Особенно радуют призовые места в конкурсах чтецов.
Перед началом работы с ИКТ и техническими средствами все педагоги ознакомились с требованиями СаНПиН и правилами техники безопасности.
Требования СаНПиН при работе с техническим оборудованием
п.2.4.5 СП:
НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ телефоны и
компьютеры с монитором на основе электронно-лучевой трубки!!
НЕДОПУСТИМО проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.
- ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА: диагональ – не меньше 165,1 см; время использования доски – непрерывно 7 минут, в течении дня – не больше 20 минут;
- КОМПЬЮТЕР ИЛИ НОУТБУК: диагональ – 39,6 см; время использования – 15 и 20 минут;
- ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАНЕЛЬ ИЛИ ПЛАНШЕТ: диагональ – от 26, 6 см; время использования - 5-10 минут; зрительная дистанция до экрана должна быть не менее 50 см;
- ТЕЛЕВИЗОР (только новые модели): технические характеристики экрана - диагональ 59 - 69 см., высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м, расстояние до экрана - не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м;
- НАУШНИКИ: непрерывно в них находиться могут воспитанники не более 1 часа. Уровень громкости не должен превышать 60 % от максимальной. Если используются внутриканальные наушники, то у каждого ребёнка они должны быть индивидуальные;
- Работа с интерактивным оборудованием - не более двух раз в неделю;
- Обязательное проведение гимнастики для глаз.
Требования СанПиН при работе в сенсорной комнате
- Сенсорная комната должна соответствовать техническим и методическим требованиям.
- Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия, количественный состав группы: до 6 человек.
- Продолжительность занятий с одним ребенком или подгруппой – до 15-25 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
- при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы;
- дети, страдающие ранним детским аутизмом(возможна только индивидуальная работа);
- дети пережившие психическую травму(возможна только индивидуальная работа);
- дети с сочетанной патологией (возможна только индивидуальная работа);
- дети с непереносимостью (избирательностью) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм).
- дети с гипервозбудимостью (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
- тревожные дети – при работе с ними следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Требования СанПиН при работе в соляной пещере
СанПиН введены строгие требования относительно площади, которую следует содержать в чистоте: 6 кв. м на 1 место, но не менее 18 кв. м.
Для поддержания непрерывного лечебного фактора необходимо соблюдать следующие правила чистоты:
- ежедневно очищать галогенератор;
- проветривать помещение после каждого сеанса галотерапии;
- обеспечивать должную вентиляцию и кондиционирование помещения;
- поддерживать температуру воздуха в пределах 18-24 °С;
- контролировать влажность на уровне не ниже 60 %;
- следить за состоянием соляного покрытия и заменять его при необходимости.
Рекомендации:
- посещение проходит курсом: 10 дней подряд по 20 минут;
- посещение только после тщательного медицинского осмотра;
- перед посещение обязательно с детьми провести беседу, рассказать, что это волшебная комната, и те детки, которые там побывают, выйдут оттуда здоровыми;
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: грипп, ОРВИ, высокая температура, любые болезни крови, обострения бронхолёгочных заболеваний, гипертоническая болезнь, острые и хронические заболевания почек, наличие или подозрение на новообразования и другие.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ посещение комнаты, если у ребенка туберкулез, порок сердца, психическое заболевание, эпилепсия.
Литература
- Бартенева Т.П. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. 2009
- Вренева Е. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (Дошкольное воспитание. 2010. №12)
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М., 2005 г.
- Денисова Т. Компьютер в дошкольном учреждении (Дошкольное воспитание. 2011. №2)
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. (Дефектология. – 1998)
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет); Наглядно-методическое пособие. – СПб., 2017.
- Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) - СПб., 2016.
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. - СПб, 2004 г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004 г.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. – М., 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"
"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)
Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, ориентиров дошкольников, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Статья " Роль взаимодействия специалистов в работе с детьми с ТНР"
В статье освещается значимость взаимодействия педагогов в работе с детьми, имеющими тяжелын нарушения речи"...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ТНР. Консультация
Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели - важно обеспечивать слаженную работу и взаимодействие каждого из них друг с другом. Все специалисты работают единой командой, здесь не может быть кого-т...