Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
статья по коррекционной педагогике на тему

Сидорова Наталья Владимировна

В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.

Служба у ранней помощи - это база для своевременной профилактики нарушений в развитии детей на ранних этапах, максимально эффективная коррекция нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром, оптимальное включение родителей в коррекционную работу.

На базе СПДО № 2 функционируют две Службы ранней помощи «Солнечные зайчики» и «Радужные ладошки».

Основной целью деятельности СРП является обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет, не посещающих государственные образовательные учреждения, с выявленными нарушениями (риском нарушения) развития, для их познавательно-речевого, социально-личностного и физического развития, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

Задачи:

  • проведение психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ (или риском нарушения в развитии) и их семей;
  • оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ (или риском нарушения в развитии) и психолого-педагогическая поддержка их семей;
  • осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей;
  • включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания ребенка;
  • определение дальнейшего образовательного маршрута.

В Службе ранней помощи все специалисты работают единой командой: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию. Мы осуществляем междисциплинарный подход, совместно составляем индивидуальную программу развития каждого ребенка, проводим групповые игровые сеансы. Кроме того специалисты работают главным образом с родителями, так как только они каждый день находятся с ребенком дома и могут активно применять все то, чему научат их специалисты в ходе консультаций в СРП. Родители — активные члены команды специалистов. Родители в Службе ранней помощи являются активными участниками коррекционно-образовательного процесса. Большое внимание мы уделяем формирование компетентности родителей в вопросах воспитания, развития ребенка, проводим практикумы, мастер-классы, консультации, организовали «Мамину школу».

Основные формы работы Службы ранней помощи

Первичное консультирование

  • сбор анамнестических сведений о ребенке, общая оценка уровня развития ребенка (наблюдение за поведением и самостоятельными действиями ребенка, установка контакта с ним);
  • выявление запроса родителей (законных представителей и выявление актуальности проблемы;
  • формирование первичного запроса семьи на предоставление услуг специалистов СРП.

Комплексное (междисциплинарное) обследование ребенка и семьи

  • получение всесторонней информации о том, как актуальный уровень функциональности ребенка помогает ему адаптироваться к окружающему миру, и как происходит обратный процесс – адаптация окружения;
  • использование специалистами гибкой вариативной  системы заданий;
  • выбор стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи.

Работа с детьми (индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая деятельность)

  • создание условий для обогащения двигательного, коммуникативного, познавательного и социального опыта ребенка;
  • реализация индивидуально-ориентированной программы сопровождения
  • ребенка;
  • оценка динамики психического развития и психологического состояния ребенка, нормализация детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его окружения.

Работа с семьей

  • психолого-педагогическое сопровождение семьи, гуманизация процесса воспитания  и развития ребенка;
  • поддержка семьи и усиление способностей семьи в обеспечении оптимального развития и функционирования их ребенка в различных областях.

Работа со специалистами

  • совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия;
  • обучение специалистов комплекса технологиям сопровождения семьи и ребенка с ОВЗ (или риском нарушения развития);
  • знакомство с игровыми методами, организация супервизии и обучающих программ для специалистов СРП.

Одна из форм работы команды специалистов с родителями, которую мы применяем на базе Службы ранней помощи не один год-это презентация родителями игровых упражнений на основе полученных знаний на игровых сеансах. Нами разработан методический долгосрочный проект «Презентация родителями игровых упражнений как одна из форм повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста и детей с ОВЗ».

Направление деятельности проекта: обучение родителей теоретическим аспектам, практическим методам и технологиям по воспитанию, развитию и оздоровлению детей раннего возраста и детей с ОВЗ.

Цель проекта: повысить компетентность родителей посредством подготовки игровых упражнений, развивающих игр для их применения в повседневном взаимодействии с детьми раннего возраста и с детьми с ОВЗ.

Задачи проекта:

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и развития детей;
  • расширение знаний родителей в области игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми, обучение родителей использовать подручные материалы, игрушки, бытовые предметы для всестороннего развития ребенка;
  • развитие творческой активности и инициативности родителей, воспитание у родителей желания и интереса изготавливать и применять на практике игровые материалы, игры и пособия;
  • улучшение понимания между членами семьи и ребенком, налаживание эмоционального контакта;
  • содействие установлению взаимодействия между семьёй и дошкольной образовательной организацией.

Наши воспитанники в большинстве своем еще очень маленькие: многим нет и трех лет. Многие из них - дети с особыми возможностями здоровья. Давно известно, что ранний возраст, неповторимый, яркий, является очень ценным этапом развития ребенка. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка. Мне кажется, что лучше всего сущность нашей работы отражает китайская поговорка «Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки». И пусть это совсем небольшие камешки, я верю в то, что они станут прочным фундаментом для дальнейшего развития личности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, ориентиров дошкольников, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению...

Что необходимо учитывать воспитателям в работе с детьми раннего возраста. Как взаимодействовать с родителями детей раннего возраста

В возрасте 1–3 лет привязанность между ребенком и мамой слишком велика, чтобы разлука проходила для них просто. Совместно с воспитателями оказывайте эмоциональную и моральную...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...