Статья " Роль взаимодействия специалистов в работе с детьми с ТНР"
статья по коррекционной педагогике

Соболенко Юлия Александровна

В статье освещается значимость взаимодействия педагогов в работе с детьми, имеющими тяжелын нарушения речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_spetsialistov_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль взаимодействия специалистов в работе с детьми с ТНР»

Автор - составитель: Соболенко Юлия Александровна

                                Должность: музыкальный руководитель

                               Место работы: МАДОУ детский сад №1 «Ласточка», г.Бор.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых основ взаимодействия специалистов, для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов.

Исправление ТНР у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя  группы компенсирующей направленности. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ТНР.

В группах компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы двигательных и речевых сфер. Содержание ООД организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений логопеда по разделам программ

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОВЗ. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР и ЗПР в специально организованной пространственно – речевой среде

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и ООД, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а так же в режимные моменты.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

Определены формы взаимодействия специалистов.

Наиболее приоритетные: муниципальная (территориальная) психолого – медико – педагогическая комиссия, психолого – медико – педагогический консилиум, интегрированные занятия, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия с участием родителей, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование родителей, педагогов, Дни открытых дверей.

Консолидация усилий разных специалистов позволяет обеспечить систему комплексного сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями а также проводимая в рамках «Школы молодого педагога», родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"

"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, ориентиров дошкольников, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению...

«Использование ИКТ и технических средств с учётом коррекционно-логопедической диагностики в рамках взаимодействия специалистов в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)»

Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного педагога: каждый должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и быть способным применять их в образ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ТНР. Консультация

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели - важно обеспечивать слаженную работу и взаимодействие каждого из них друг с другом. Все специалисты работают единой командой, здесь не может быть кого-т...