"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"
методическая разработка по теме
"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27
комбинированного вида Кировского района
Выступление на методическом объединении
Тема: «Практикум для родителей. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции развития ребенка»
Учитель – логопед Фортанова Ольга Николаевна
Санкт Петербург
2012
В нашем дошкольном учреждении наряду с детьми с тяжелым нарушением речи логопедические группы посещают дети с нарушенным слухом.
Современный этап развития коррекционной работы в системе сопровождения семьи характеризуется усилением внимания к проблеме раннего выявления особых потребностей в развитии детей и оказанию им специальной помощи.
Увеличивается количество детей нуждающихся в специальной коррекционной помощи: они испытывают затруднения в выполнении упражнений на общую координацию, низкий уровень развития мелкой моторики, речи, мышления, внимания и памяти
Большинство семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь своему ребёнку. Так же существует недостаток информации, знаний и навыков, необходимых для создания оптимальных условий для развития ребенка.
Решение этих проблем мы видим в активном взаимодействии всех участников образовательного процесса, включая родителей в коррекционную работу с ребенком.
Целью нашей работы в логопедической группе детского сада является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
У детей с нарушением речи может возникнуть болезненное отношение к своему дефекту, что влияет на развитие личности ребенка в целом, на психологический климат в семье, на благополучие семейных отношений.
Педагогическому коллективу необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.
Успешному решению коррекционных задач способствует совместная работа учителя-логопеда, учителя – дефектолога, воспитателей и родителей. Мы стараемся заинтересовать и привлечь родителей к работе по развитию детей. Поэтому мы решили создать «Родительский клуб». Родители с большим удовольствием посещают разного рода мероприятия, активно включаются в работу с детьми.
Эффективным методом работы с родителями является посещение ими подгрупповых, индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения у ребенка. Учитель - логопед и дефектолог демонстрируют и объясняют родителям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки в речи, дают рекомендации по развитию фонематического восприятия, пальчиковой гимнастики, психических процессов. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.
От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями, зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранение причин трудностей в обучении.
Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.
Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому на логопедических занятиях мы стараемся, чтобы дети двигались, чаще вставали из-за столов, меняли виды деятельности.
Обязательно нужно объяснить родителям и детям доступным языком, для чего нужно выполнять дыхательную гимнастику, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, физминутки. Проводить упражнения в интересной форме, в соответствии с возрастными особенностями. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка “его собственной”.
Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому во время встреч в «Родительском клубе» в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями, формирующими здоровый образ жизни у детей. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на информационных стендах мы знакомим родителей с достижениями детей в этом направлении.
Среди многочисленных технологий выделим здоровьесберегающие.
Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих уроках, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения.
На логопедических занятиях мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:
*Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.;
*Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.
*Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
* На своих логопедических занятиях используем некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
- Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях используем гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Пальминг (автор У.Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме.
- Аурикулотерапия.
Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип, как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.
- Су Джок терапия.
На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, шишки). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж проводится до появления тепла.
- Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.
С этой целью в работе с детьми используется комплекс
кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
- Развитие общей моторики. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.
- Система работы по развитию тонкая моторики рук.
календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в логопедических группах согласно лексическим темам (игры проводятся на всех видах занятий);
-графические диктанты по лексическим темам в подготовительной группе;
-обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
-различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом…
- Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
- Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, мы не можем забыть о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому на своих занятиях мы стараемся создать положительный эмоциональный фон, используем музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных и т. д
- Логоритмика
Логопедическая ритмика одно из эффективных средств воздействия на обучение детей с речевой патологией.
Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.
На логоритмических занятиях происходит развитие психомоторики, осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне.
Чем выше двигательная активность, тем интенсивнее развивается речь.
Все навыки, полученные на логоритмических занятиях закрепляются на речевом материале.
- Артикуляционная гимнастика
Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....
Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....
«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)
Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15 Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО
В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...
Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»
Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...