Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ТНР. Консультация
консультация по логопедии

Гуренко Наталья Ивановна

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели - важно обеспечивать слаженную работу и взаимодействие каждого из них друг с другом. Все специалисты работают единой командой, здесь не может быть кого-то, кто главнее, или кто вносит более существенный вклад. Традиционно «основным» и «руководящим» специалистом группы для детей с ТНР считается учитель-логопед. И, хотя, несомненно, деятельность этого специалиста напрямую связана с коррекцией речевых нарушений у детей, такая точка зрения ошибочна. В такой работе нет более значимых, или менее значимых специалистов, один педагогов не может руководить работой других. Важно уметь обсуждать проблемные вопросы и договариваться, признавая значимость вклада каждого специалиста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура работы педагогов на группах для детей с ТНР включает в себя целую систему, которая выполняет ряд функций, таких как:

- диагностика;

- коррекция;

- профилактика.

Требования, которые предъявляются к взаимной работе учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя – это совместное планирование работы, чёткое распределение задач каждого из участников и соблюдение единства требований, предъявляемых детям.

Основой является активизация развития детей в различных сферах деятельности.

Активизация речевого потенциала ребёнка является главной задачей учителя–логопеда. А для педагога-психолога ведущим видом деятельности будет являться работа с познавательной, эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сферами. Однако, на каждом этапе работы учителю–логопеду и педагогу–психологу особенно важно сотрудничество.

Формы работы, в которых можно проследить взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении, выглядят следующим образом:

- проведение и обсуждение результатов диагностики в рамках ППк (логопед обследует речевое развитие, педагог-психолог – познавательные процессы и проч.);

- проектирование образовательного маршрута каждого воспитанника, обсуждение имеющихся затруднений на всех этапах коррекционно-развивающей работы, составление и заполнения индивидуальных образовательных маршрутов (т.н. ИОМов, в составлении которых принимают участие также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, прописывая там направления своей работы и применяемые методики) при необходимости;

- коррекционно-развивающие занятия узкой направленности;

- взаимное посещение занятий с целью определения динамических показателей в развитии;

- интегрированные занятия с детьми с участием обоих специалистов;

- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, посвященные данной теме, стендовая информация, на которой освещаются вопросы познавательного и речевого развития;

- проектная деятельность;

- распространение позитивного передового опыта (выступление на конференциях, на мероприятия районного методического центра, представление опыта в других дошкольных учреждениях).

В результате совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:

- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

- педагогической процесс осуществляется полноценно с профессиональной точки зрения, имеющиеся нарушения у детей

подлежат качественной оценке и углубленному изучению со стороны специалистов;

- проектируется зона ближайшего развития с учетом потенциальных возможностей каждого ребенка в содержании коррекционно-развивающей работы с детьми появляются новые эффективные формы взаимодействия;

- происходит обогащение опыта работы коррекционных педагогов, обмен опытом и наблюдениями за динамикой развития детей.

Совместная работа педагога-психолога с воспитателем предполагает, что педагог-психолог выступает в качестве координатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Преимущества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном и коррекционно-развивающем процессе:

– осуществляется повышение эффективности коррекционно-развивающей работы;

– реализуется возможность создания целостной, непротиворечивой развивающей среды;

–образовательная среда насыщается психологическим содержанием;

– создается положительный эмоциональный фон в группе;

– работа ведется более системно и организованно.

Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей, или комбинированной направленности для детей с ТНР едина. В первую очередь, это сам ребёнок с речевыми нарушениями, условия его полноценного обучения, воспитания и развития. Средства и методы каждого специалиста могут и должны быть различны. Однако их совместная деятельность объективно нуждается в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые ими коррекционно-развивающие программы будут работать на изначально заданную цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"

"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, ориентиров дошкольников, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению...

«Использование ИКТ и технических средств с учётом коррекционно-логопедической диагностики в рамках взаимодействия специалистов в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)»

Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного педагога: каждый должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и быть способным применять их в образ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Взаимодействие специалистов в работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Статья " Роль взаимодействия специалистов в работе с детьми с ТНР"

В статье освещается значимость взаимодействия педагогов в работе с детьми, имеющими тяжелын нарушения речи"...