Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ТНР. Консультация
консультация по логопедии
Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели - важно обеспечивать слаженную работу и взаимодействие каждого из них друг с другом. Все специалисты работают единой командой, здесь не может быть кого-то, кто главнее, или кто вносит более существенный вклад. Традиционно «основным» и «руководящим» специалистом группы для детей с ТНР считается учитель-логопед. И, хотя, несомненно, деятельность этого специалиста напрямую связана с коррекцией речевых нарушений у детей, такая точка зрения ошибочна. В такой работе нет более значимых, или менее значимых специалистов, один педагогов не может руководить работой других. Важно уметь обсуждать проблемные вопросы и договариваться, признавая значимость вклада каждого специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov_v_rabote_s_detmi_s_tnr._konsultatsiya.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура работы педагогов на группах для детей с ТНР включает в себя целую систему, которая выполняет ряд функций, таких как:
- диагностика;
- коррекция;
- профилактика.
Требования, которые предъявляются к взаимной работе учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя – это совместное планирование работы, чёткое распределение задач каждого из участников и соблюдение единства требований, предъявляемых детям.
Основой является активизация развития детей в различных сферах деятельности.
Активизация речевого потенциала ребёнка является главной задачей учителя–логопеда. А для педагога-психолога ведущим видом деятельности будет являться работа с познавательной, эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сферами. Однако, на каждом этапе работы учителю–логопеду и педагогу–психологу особенно важно сотрудничество.
Формы работы, в которых можно проследить взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении, выглядят следующим образом:
- проведение и обсуждение результатов диагностики в рамках ППк (логопед обследует речевое развитие, педагог-психолог – познавательные процессы и проч.);
- проектирование образовательного маршрута каждого воспитанника, обсуждение имеющихся затруднений на всех этапах коррекционно-развивающей работы, составление и заполнения индивидуальных образовательных маршрутов (т.н. ИОМов, в составлении которых принимают участие также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, прописывая там направления своей работы и применяемые методики) при необходимости;
- коррекционно-развивающие занятия узкой направленности;
- взаимное посещение занятий с целью определения динамических показателей в развитии;
- интегрированные занятия с детьми с участием обоих специалистов;
- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, посвященные данной теме, стендовая информация, на которой освещаются вопросы познавательного и речевого развития;
- проектная деятельность;
- распространение позитивного передового опыта (выступление на конференциях, на мероприятия районного методического центра, представление опыта в других дошкольных учреждениях).
В результате совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:
- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
- педагогической процесс осуществляется полноценно с профессиональной точки зрения, имеющиеся нарушения у детей
подлежат качественной оценке и углубленному изучению со стороны специалистов;
- проектируется зона ближайшего развития с учетом потенциальных возможностей каждого ребенка в содержании коррекционно-развивающей работы с детьми появляются новые эффективные формы взаимодействия;
- происходит обогащение опыта работы коррекционных педагогов, обмен опытом и наблюдениями за динамикой развития детей.
Совместная работа педагога-психолога с воспитателем предполагает, что педагог-психолог выступает в качестве координатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Преимущества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном и коррекционно-развивающем процессе:
– осуществляется повышение эффективности коррекционно-развивающей работы;
– реализуется возможность создания целостной, непротиворечивой развивающей среды;
–образовательная среда насыщается психологическим содержанием;
– создается положительный эмоциональный фон в группе;
– работа ведется более системно и организованно.
Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей, или комбинированной направленности для детей с ТНР едина. В первую очередь, это сам ребёнок с речевыми нарушениями, условия его полноценного обучения, воспитания и развития. Средства и методы каждого специалиста могут и должны быть различны. Однако их совместная деятельность объективно нуждается в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые ими коррекционно-развивающие программы будут работать на изначально заданную цель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"
"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)
Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, ориентиров дошкольников, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению...
«Использование ИКТ и технических средств с учётом коррекционно-логопедической диагностики в рамках взаимодействия специалистов в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)»
Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного педагога: каждый должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и быть способным применять их в образ...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Статья " Роль взаимодействия специалистов в работе с детьми с ТНР"
В статье освещается значимость взаимодействия педагогов в работе с детьми, имеющими тяжелын нарушения речи"...